ХУДОЖНИК МИХАИЛ ХОХЛАЧЕВ: АБСУРД И РЕАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ХУДОЖНИК МИХАИЛ ХОХЛАЧЕВ: АБСУРД И РЕАЛЬНОСТЬ В СОВРЕМЕННОЙ ЖИВОПИСИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Michael Cheval (Михаил Хохлачев) – художник с разнообразной и яркой биографией. Его жизнь началась в России: родился в 1966 году в Котельниково. Годы его обучения искусству живописи прошли на Востоке, в Туркменистане, а позднее – на Западе, в США. Такое смешение различных культурных традиций ощутимо сказалось на мировоззрении и творческих принципах художника, совершенно свободно оперирующего многогранным арсеналом мировой художественной культуры – восточной, западной, русской.

Многие сравнивают творчество Хохлачёва с наследием сюрреалистов, в частности, называют его «новым Сальвадором Дали русского происхождения». Данное сравнение вызвано целым рядом причин, среди которых классически отточенная техника, не свойственная художникам ХХ века: живописный модернизм уходит от понимания произведения как мастерски сделанного глянцевого предмета. Картины ХХ века предстают подчас намеренно грубо сделанными, где пастозность, нарочитая неаккуратность мазка является элементом современной техники и важным средством эстетической выразительности. В отличие от большинства современных художников Хохлачёв не следует этому принципу: он не только наполняет свои картины сюжетами и образами предыдущих эпох, но и по технике выполнения максимально приближает их к «глянцевым», блестящим полотнам минувших веков. Такое сочетание технически безупречного исполнения картин с крайней необычностью их сюжетов и порождает внешнее сходство полотен Хохлачёва с работами Сальвадора Дали.

Однако данное сходство с сюрреализмом представляется лишь поверхностным, о чём свидетельствуют высказывания самого художника о своём творчестве. По словам Хохлачёва, сюрреализм оперирует образами подсознательного с целью сделать их зримыми, воссоздает на полотне прежде никем не виданные образы и очертания. Что же касается художественного метода Хохлачёва, то он оперирует уже существующими, общеизвестными художественными символами и клише, входящими в арсенал как западной, так и восточной культуры. Свой творческий метод автор определил как «Абсурд». Такое наименование входит во все циклы его работ, которые носят названия «Природа Абсурда», «Вечность Абсурда», «Иллюзии Абсурда», «Реальность Абсурда», «Чувство Абсурда». Причём, абсурд понимается автором одновременно и как особый жанр изобразительного искусства, и как художественный метод. При этом в творчестве М. Хохлачёва можно выделить самостоятельные жанры портрета и карандашного рисунка, которые также заимствуют сюжеты, образы и методы работы с ними из других его картин «абсурдного» содержания.

В трактовке автора слово «абсурд» понимается как некая «перевёрнутая реальность», «обратная сторона логики». В данном своём значении «абсурдная живопись» является прямым порождением всей современной культуры постмодернизма. Здесь и закрепившаяся в последние годы в рамках искусства постмодернизма тенденция возвращения к старинным образам и сюжетам, и совершенно иная их интерпретация, построенная на принципе комбинаторики наиболее характерных образов и вечных символов различных культур, времён, цивилизаций, включая фантасмагорическое сочетание живого и неживого, человеческого и нечеловеческого. Абсурд как «обратная сторона логики» имеет собственную «логику», основанную на принципе обхода одних традиционных правил и канонов при нарочито неукоснительном соблюдении других, что и создаёт эффект «абсурда». Причём, такому абсурдному переосмыслению подлежат в равной мере и образы из арсенала мировой культуры с ярко выписанными типажами из стилистики прошлых эпох, и очевидные намёки на элементы современной жизни и быта; встречаются также пародии и парафразы на известные картины старых мастеров.

Объединяющим параметром, «дающим право на существование» всему этому «абсурдному», следующему причудливой логике сочетанию несочетаемого, является, принцип карнавальности. Он проявляется как в создаваемых художником персонифицированных образах, основанных на аллюзиях с персонажами итальянской комедии масок Дель Арто, а также в выстраиваемых по карнавальному принципу несочетаемых деталях одежды, окружающего интерьера, культурной принадлежностисамих персонажей и т.д. Кроме того, этот принцип проявляется в самой причудливой игре образов, где живое и неживое взаимно переходят друг в друга, а персонифицированные персонажи могут возникать прямо из воздуха, из тканей, листьев, цветов и других материалов, увлекающих взгляд зрителей своей причудливой игрой и законами своего внутреннего устроения, столь логичными, что трудно не поверить в реальность создаваемого образа. Подобная игра распространяется на все составляющие творческого процесса – пропорции, перспективу, композицию. Нередко художник избирает некий сверхсимвол, который «парит» над всеми образами, либо сверхперсонаж, непостижимым образом управляющий законами подвластного ему мира картины. Так, линии перспективы, подчёркнутые выстроенной аркадой архитектурных построений, могут смело переходить в лепестки причудливой розы, а клавиатура рояля игрою форм своих клавиш постепенно преображается в линию железной дороги. Этот карнавал жизни и фантазии во всех её проявлениях не имеет и не должен иметь границ.

Карнавальность подчёркивается и ярким колоритом самих полотен, нарочитым сопоставлением ярких тонов с присущим им эффектом глянца, несколько неестественного, однако столь гладкого и красивого, что в его реальность трудно не поверить. Карнавальность присуща и творчеству художника в целом, ибо отдельные сюжеты и образы являются для него сквозными: это уникальная комедия масок, большинство избираемых сюжетов которой ярко театральны. Им присущи эффекты театральной драматургии – действия, планов, светотени, сценической постановки сюжета картин. Некоторые образы и сюжеты иногда воспроизводятся почти точно, что приводит к существованию целого ряда картин, объединённых одним названием (с указанием нумерации). Такие картины весьма схожи по своим композиционным особенностям и образному строю, однако их нельзя назвать идентичными.

Подобная вариантность звучит весьма музыкально и прекрасно «прослушивается» в рамках общего карнавального пространства творчества художника. Музыкой пронизаны и многочисленные сюжеты картин, где образы лютни, виолончели, скрипки, флейты и других духовых инструментов также имеют свои характерные образные амплуа и создают особое настроение и колорит. Сами образы музыкальных инструментов нередко поданы в искаженных пропорциях или другой неестественной форме, что создаёт ощущение специфики звучания исполняемой музыки, а также контекста её исполнения (особенно это касается образов духовых инструментов). В других случаях необычно подан сам музыкант (виолончелист-сороконожка, пожалуй, подчёркивает специфику исполнения и манеру держать инструмент). Сквозным мотивом является и лютня, символизирующая поэтическое начало жизни, мотив вечной юности и красоты, нередко также чувственного начала и всё той же Игры, присущей самой природе человека.

Таким образом, картины М. Хохлачёва – вовсе не сюрреалистические образы подсознания в их первозданном виде, это скорее символический язык всей человеческой культуры в её игровом и карнавальном проявлении, прошедший осмысление с позиций здравой логики, чтобы предстать перед зрителем с точки зрения логики «абсурдной», дышащей тонкими намёками символического повествования, играющей со зрителем и увлекающей потребностью разгадать как загадку, заложенную художником в конкретный образ, так и загадку самой непостижимой человеческой культуры, самого чувства прекрасного. Подобное явление суть естественное и органичное порождение постмодернизма как культуры, которой известны все существовавшие ранее символы, образы, мотивы, сюжеты... Они все пройдены и изведаны мировой историей художественного творчества, однако оттого не становятся менее актуальными или менее интересными. В век, когда изведано и испробовано всё, – автор может насладиться правом позволить себе всё, что угодно, каким бы причудливым и «абсурдным» это не казалось.

М. Хохлачёв. Искусство Дипломатии

Литература:

  1. Мир абсурда Михаила Хохлачева [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://actual-art.ru/mir-absurda-mixaila-xoxlacheva/

  2. Михаил Хохлачев художник-сюрреалист [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://art-assorty.ru/132-mihail-hohlachev-hudozhnik-syurrealist.html

 

Просмотров работы: 1687