ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА МАЛОМ ПРЕДПРИЯТИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основными проблемами малого бизнеса в области качества являются: отсутствие единого подхода к вопросам управления качеством на малых предприятиях и полная зависимость от руководителя, который во многих случаях вынужден принимать решения интуитивно, без проведения глубокого анализа.

Целью работы является разработка системы для управления качеством на малом предприятии.

На основе анализа предметной области была разработана функциональная структура системы, которая представлена на рис. 1.

Система состоит из шести модулей:

1) авторизация пользователя;

2) задание исходной информации (списки критериев и альтернатив);

3)оценка компетентности экспертов. Оценка компетентности включает в себя три блока: самооценка, взаимная оценка и тестовая оценка.

Самооценка заключается в том, что эксперту предлагается заполнить специальную анкету в диалоговом режиме, в которой он отражает приведенные качества.

Взаимная оценка, заключается в том, что каждому предварительно отобранному эксперту предлагается составить список достаточно компетентных специалистов.

Тестовая оценка, заключается в том, что эксперту предлагается выбрать из двух факторов оценки свойств объекта один, который на его взгляд более значимый;

4)отбор критериев - позволяет выбрать из списка критериев наиболее важные, для этого используется анкетирование экспертов;

5)оценка критериев позволяет ЛПР произвести оценку важности критериев. На основе оценок, выставленных ЛПР, рассчитываются весовые коэффициенты критериев;

6)подсистема принятия решений включает в себя три блока: метод принятия решений с помощью кластеризации экспертных оценок, метод принятия решений на основе метода предпочтений, метод принятия решений на основе бального метода.

Для описания функционального назначение системы разработана диаграмма вариантов использования, которая представлена на рис. 2.

Рис. 1. Функциональная структура системы

Рис. 2. Диаграмма вариантов использования

Можно выделить следующие группы лиц, участвующих в работе системы: аналитики, эксперты и лица, принимающие решения. Основной задачей аналитиков является сбор и первичная обработка информации, необходимой для мониторинга ситуации и принятия решений. Эксперты анализируют полученную информацию и дают свои оценки предлагаемым вариантам решения проблемы. Лицо, принимающее решение на основе собранной информации и с учетом мнений экспертов, выбирает наиболее оптимальный с его точки зрения вариант.

В качестве исходной информации при принятии решений выступают перечень альтернатив и перечень критериев. Экспертам предлагается проранжировать критерии, полученные от аналитиков, в порядке убывания их значимости с целью определения наиболее важных из них и оценить предложенные альтернативы по всем критериям. Для учета компетентности экспертов проводилось оценивание самих экспертов. Оценка компетентности состоит из самооценки, взаимной оценки и тестовой оценки. Самооценка заключается в том, что эксперту предлагается заполнить специальную анкету в диалоговом режиме. Взаимная оценка заключается в том, что каждому эксперту предлагается составить список достаточно компетентных специалистов. Тестовая оценка заключается в том, что эксперту предлагается выбрать из двух факторов оценки свойств объекта один, который на его взгляд более значимый.

Для оценки альтернатив в системе реализованы три метода: метод группового принятия решений с помощью кластеризации экспертных оценок альтернатив, метод группового принятия решений на основе метода предпочтений, метод группового принятия решений на основе бального метода.

Метод группового принятия решений с помощью кластеризации экспертных оценок альтернатив заключается в том, что каждому эксперту предлагается заполнить матрицу сравнения альтернатив по всем критериям. Если одна альтернатива лучше другой по данному критерию, то ей выставляется более высокая оценка. В результате для каждой альтернативы создается таблица оценок. По данным графикам распределения мнений экспертов определяется согласованная оценка по каждому из критериев. Затем поочередно по всем критериям производится кластеризация. Лучшей считается альтернатива, для которой итоговая оценка является наибольшей.

Метод группового принятия решений на основе метода предпочтений заключается в том, что каждому эксперту предлагается выполнить ранжирование альтернатив по каждому критерию. Номер «1» присваивается альтернативе, которая является наиболее предпочтительной по данному критерию; «2» – чуть менее предпочтительной и т.д. Оценки, указанные экспертами, сводятся в таблицу, получается матрица оценок. Затем производится преобразование матрицы оценок. Вычисляются суммы преобразованных оценок по каждому критерию для каждой альтернативы. Далее вычисляется сумма всех оценок. Вычисляется итоговая ценность альтернатив по каждому критерию. Затем суммируются произведения коэффициентов важности критериев на соответствующие численные значения ценности альтернатив по каждому критерию. Альтернатива, у которой суммарная оценка альтернатив больше, считается более предпочтительной.

Метод группового принятия решений на основе бального метода заключается в том, что каждый эксперт оценивает альтернативы по некоторой шкале. Чем более предпочтительная альтернатива по данному критерию, тем более высокий балл для нее указывается. Оценки сводятся в таблицу. Далее вычисления производятся, как и для предыдущего метода.

Данная система реализована в интегрированной среде Delphi.

Просмотров работы: 1136