ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГАРМОНИИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Петрова Ю.В. 1, Семчук Н.Н. 1, Николаева Н.И. 1, Орлова Г.А. 1, Архиреева Т.В. 1, Орлова Е.О. 1, Калина Н.В. 2, Волкова В.Н. 1, Сахарова Н.А. 1, Самойленко В.А. 1
1Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
2Дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 11»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Закономерности развития и самосовершенствования человека, возможности и условия для его самореализации в жизни, творчестве изучает достаточно молодая наука акмеология.

Синергетическая платформа акмеологии объясняется возникновением ее на стыке нескольких научных направлений – естественных, общественных и гуманитарных. Именно это обстоятельство и позволяет раскрыть глубинные связи между природными возможностями личности и результатами их проявления, реализации. Именно поэтому целью теоретических и прикладных исследований акмеологии является благо личности, гармония ее развития, возможности самореализации в жизни, творческой деятельности, а акмеологические знания получили практическую направленность и являются в настоящее время наиболее востребованными.

Для того, чтобы построить правильную модель самосовершенствования ребенка, необходимо знать условия, которые необходимы и минимально достаточны для оптимизации процессов самоорганизации, самоактуализации, самовоспитания личности. Выяснить, какие параметры внешней среды оказывают наибольшее влияние на формирование подсистем индивидуальных качеств, являющихся психологической основой для успешного обучения.

Мы предлагаем рассмотреть особенности условий, необходимых для гармоничного развития ребенка во время обучения в начальных классах.

Переход из возраста дошкольного в следующий, школьный, сам по себе связан с психическими новообразованиями в личности ребенка, что предполагает некоторые специфические трудности. Дополнительные проблемы возникают вследствие резкого изменения окружающей среды, особого режима дня, новых физических и психических нагрузок, необходимости подчиняться новым правилам поведения и т. д. Без всякого сомнения, все внутренние и внешние как качественные, так и количественные изменения требуют особого внимания к ребенку в этот сложный жизненный период.

На наш взгляд, одним из наиболее значимых факторов, оказывающих очень сильное влияние на процесс развития ребенка, его успешность в обучении, а также сохранение здоровья является психологический микроклимат в коллективе, где он находится, т. е. где происходит процесс его обучения и воспитания. И в этом плане очень важно количество учеников в классе, возможность разделения класса на подгруппы при выполнения работы, требующей особого внимания и напряжения.

Известно, что оптимальное количество человек в группе для организации плодотворной работы колеблется в пределах 6-8.

В процессе эволюции произошла естественная адаптация к нагрузке на функции головного мозга по количеству поддерживаемых социальных связей. Конечно, имеется достаточно большой диапазон индивидуальных различий, но среднестатистические данные показывают следующие возможности.

Кратковременная память хорошо удерживает в активном состоянии 5 персон. Верхний потолок естественного уровня глубокого доверия достигает 15 персон. И, наконец, около 150 персон человек может устойчиво удерживать в долговременной памяти.

Известны случаи, когда некоторые полководцы знали в лицо и могли назвать по имени несколько тысяч своих солдат. Однако это можно расценивать как исключение из правил, которое как раз и подчеркивает действие самого правила.

Исследования психологов показывают, что когда количество членов группы превышает 20 персон, согласованность между участниками нарушается и начинается естественный процесс деления на подгруппы.

Чем больше количество участников группы, тем больше коммуникационных каналов возникает между ними, тем труднее становится установить согласованность действий и принятия решений.

Исследования влияния количества членов группы на ее возможности показывают плюсы и минусы как больших, так и малых коллективов. Вот некоторые из них.

При взаимодействии двух персон возможно партнерское сотрудничество и активный обмен мнениями. Вместе с тем имеется большая вероятность возникновения соперничества и часто возникает потребность в сторонних экспертах.

Когда сотрудничают 3-4 человека образуется достаточно гибкая рабочая группа, каждый из партнеров может быть хорошо осведомлен в деталях общей работы. Однако в этой конфигурации коллектива нередко возникают патовые ситуации при необходимости принятия решений в проблемных ситуациях.

У группы с 5-6 членами обычно легко и быстро принимаются решения, отмечается высокий творческий потенциал коллектива, минимальны затраты времени на согласование даже сложных вопросов. Вместе с тем, по сравнению с предыдущими вариантами больших усилий требуют действия по налаживанию коммуникаций и управлению работой, а детали текущего процесса становятся менее доступны для каждого участника.

Увеличение числа персон в коллективе до 7 позволяет решать сложные креативные проблемы, достигается высокая концентрация интеллектуального потенциала в процессе работы, однако уже ощущаются затруднения в обмене информацией, ухудшаются коммуникативные возможности.

Превышение количества персон в коллективе рубежа в 20 приводит к естественному разделению на подгруппы, с трудом достигается согласованность даже при выполнении простых задач, а чаще всего она и так и не наступает.

Второй класс, условия работы в котором мы анализируем, насчитывает 26 учеников. Для создания оптимальных по количеству участников мини групп (6-8 учеников) класс необходимо разделить на 4 части, что реально сделать очень трудно в силу объективных причин. Но можно отметить, что уменьшение числа учащихся даже до 20 человек (хотя это, конечно же, далеко не оптимум) уже существенно сказывается на их внимании, работоспособности.

Особую тревогу вызывает то обстоятельство, что когда в классе много учеников, то не удается уделить время каждому из них как во время урока, так и после него. Спросить на уроке каждого ученика нет возможности. Наблюдения же показывают, что дети очень расстраиваются и даже обижаются, когда в ответ на поднятую руку учитель их не спрашивает.

Кроме того, в этой ситуации они отвлекаются на разговоры друг с другом, и поэтому общий уровень шума часто выходит за пределы нормы.

Вопрос наполняемости классов, особенно в начальной школе, на наш взгляд требует тщательного изучения. Превышение оптимального количества учеников отрицательно сказывается не только на успехах в учебе, но и на самочувствии детей, их здоровье. Скорее всего, в классе должно быть меньше 20 учеников.

Конечно же, о гармонии развития ребенка говорить трудно, если существует реальная угроза здоровью даже по одному, но очень важному фактору – психологическому микроклимату в коллективе.

Просмотров работы: 948