ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В контексте образовательных задач физическая культура (так жe, как и художественная, духовно-нравственная) предполагает формирование системы ценностей, на основе которых может эффективно выстраиваться соответствующая им физкультурная и спортивная деятельность. Постепенно смещаются акценты: от биологического – к социальному, от физического – к духовному, от организма – к личности. Данная тенденция находит выражение и в практической деятельности, в частности, в разработке принципиально нового подхода к общей «философии» использования средств физической культуры и спорта в интересах подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения. Сущность индивидуально-личностного подхода заключается в переориентации целевых установок физического воспитания на максимально возможное удовлетворение интересов каждого занимающегося, на возможно более полный учет его индивидуальных морфофункциональных и психологических особенностей, на обяза­тельное соответствие содержания физической активности ритмам возрастного развития человека и основным закономерностям целенаправленного преобразования его физического потенциала.

В рамках деятельностного подхода развитие физических потенциалов человека не только неотделимо от совершенствования личностных качеств, но и определяется ими. При этом двигательное действие выступает в качестве средства самосовершенствования, самореализации человека. Поэтому формирование физической культуры предполагает работу с духовным миром человека, его установками, ценностями, взглядами, его мировоззрением и мироощущением. Результативная составляющая такой деятельности выражается в формировании специфических видов физической культуры, а в конечном счете - в уровне развития человеческой духовности и телесности в их единстве. Таким образом, физическая культура на личностном уровне – это потребность и способность человека к максимальной самореализации на основе использования средств, отпущенных природой и преобразованных в соответствии с культурной целесообразностью.[3]

Физическая культура личности – это совокупность ценностей, потребностей, мотивов и форм жизнедеятельности человека по реализации его сущностных сил и способностей. Соответствующая этим ценностям деятельность направлена на формирование и развитие телесного начала в человеке. [2]

Физическая, телесная культура сегодня должна стать значимым элементом здорового образа жизни молодого человека, занять полноправное место в его повседневности, стать частью культуры в подлинном смысле этого слова. Именно она способна превратить телесное начало в человеке из природой данного феномена в явление социально-культурное. Развитие физической культуры – важнейшая предпосылка реализации потенциала человека и общества. Объективная тенденция изменения характера, содержания и интенсивности проявления личности в основных сферах ее жизнедеятельности требует максимального развития всей совокупности человеческих сил и способностей: физических, эмоциональных, психических, интеллектуальных. Психофизическое развитие и совершенствование личности состоит в росте и усложнении органов и систем организма и усложнении их структурных взаимоотношений. Психофизическое развитие личности противостоит психофизической деградации личности, когда останавливается рост, прекращается усложнение психофизической структуры или сокращается общий объем и упрощаются структурные отношения.[1]

Освоение человеком комплекса ценностей и технологий физической культуры все чаще рассматривается как мощный стимул самоопределения и самореализации человека в современном мире. Исследования показывают, что существует тесная связь между уровнем физкультурно-спортивной деятельности и жизненной активности личности. Молодые люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, более дисциплинированны, серьезнее относятся к учебе, большинство из них включены в жизнь вузовского или рабочего коллектива. В среде наиболее видных политиков современного российского истеблишмента преобладают люди, имеющие спортивный характер и достаточно высокую физическую подготовленность. Многие из них прошли школу спорта. Благодаря физической культуре человек развивает свои двигательные возможности, позволяющие ему включаться в трудовые процессы, все более усложняющиеся с точки зрения силы, сложности, координированности.

Литература:

  1. Рождественская, Е.А. Особенности мотивации обучения в вузе // Е.А. Рождественская, Н.А Рощина, Е.Н. Кубарев /Вестник ТГПУ - 2005.

  2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: ФиС, 1986.

  3. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: ФиС, 1978.

Просмотров работы: 2137