ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Постановка проблемы. Проблема профессиональной направленности личности в наше время приобретает все большее значение. Развивается общество, общественные и общественно-экономические отношения выходят на новый уровень. Выдвигаются новые требования относительно подготовки работников. Одним из ведущих требований является усиление роли профессиональной направленности обучения и развития профессиональных качеств будущих специалистов. К таким качествам следует отнести: владение профессиональными умениями и навыками, значительным объемом профессиональной информации, эрудированность и профессиональная компетентность, мобильность, организованность, ответственность, настойчивость в достижении профессиональных целей, творчество и инициативность и др.

Проблема профессиональной направленности рассматривается многими учеными (В.В. Волкова Л.А. Сподін, Є.О. Климов, Є.М. Павлютенков и другие), но единого мнения относительно определения понятия «профессиональная направленность» не существует, что фактически констатирует факт сложности и важности для человека такого образования. Обычно под этим термином понимают интерес к профессии, склонность заниматься ею, хотя большинство исследователей отмечают, что понятие «профессиональная направленность» гораздо шире. Это обусловлено различными подходами относительно толкования понятия и активным развитием психологической и педагогической науки.

Изложение основного материала. Осуществив анализ научной литературы по данной теме мы соглашаемся с мнением Л.М. Шевченко, что профессиональная направленность - это сложное, многогранное образование, которое является результатом формирования системы ценностных мотивов, которые побуждают личность к усвоения ею профессиональных знаний, умений, навыков и способов их творческого использования на практике [4, с.207].

Профессиональная направленность состоит из следующих компетенций: позитивное отношение к профессии; профессиональная пригодность; профессиональная мотивация; профессиональные интересы, ценности, отношения; психологическая готовность к профессиональной деятельности; профессиональная устойчивость [1, с. 124].

Исходя из того, что ВУЗы должны готовить высококвалифицированных, компетентных (в которых сформированы выше указанные компетенции) специалистов, утверждаем, что формирование профессиональной направленности личности имеет важное значение. Формировать профессиональную направленность у студентов - это означает закреплять в них положительное отношение к будущей профессии, интерес, склонность и способность к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания высшего учебного заведения, удовлетворять свои основные материальные и духовные потребности, постоянно заниматься избранным видом профессионального труда, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии в собственных глазах будущего специалиста.

Профессионально-педагогическая направленность может формироваться двум направлениям: с одной стороны, путем профессионализации процесса обучения, повышение качества преподавания и применения активных методов обучения, с другой стороны - привлечением студентов к такой деятельности, которая требует обязательного применения не только профессиональных, но и педагогических знаний, умений и навыков. Поэтому, если весь процесс учебно-воспитательной работы будет подчинен формированию профессионально-педагогической направленности, это положительно повлияет на весь комплекс мотивов, интересов и потребностей будущего специалиста, а как результат - на качество его подготовки [1, с.248-249].

В. Сластенин на большом фактическом материале показал, «... что нельзя профессионально сориентировать и полноценно подготовить студентов к работе в школе только на занятиях по педагогике, психологии, методике и в процессе педагогической практики, если все другие предметы учебного плана дают только специальные и общеобразовательные знания без учета специфики профессионально-педагогической деятельности будущих учителей.

Вывод. Формирование профессионально-педагогической направленности происходит в процессе изучения всех предметов учебного плана, а также в процессе практической профессиональной деятельности.

Литература

  1. Іванченко Є.А. Дослідження щодо виявлення професійної спрямованості студентів та результати її формування в системі інтегративної професійної підготовки майбутніх економістів // Наука і освіта. - Одеса, 2009. - № 10. - С.123 - 129.

  2. Ільченко О.В. Теоретичні основи формування професійної спрямованості майбутніх учителів // Педагогічні науки. - Суми, 2006. - Ч.2. - С. 246 - 250.

  3. Пономаренко О.Г. Формування професійної спрямованості майбутніх фахівців аграрного профілю на початковому етапі вивчення іноземної мови // Науковий вісник. - К., 2008. - Вип. 121.-С. 233-238.

  4. Шевченко Л.М. Професійна спрямованість: методологічний аспект // Наук. вісн. - К., 2005. - Вип.88. - С.204 - 215.

Просмотров работы: 1965