Ключевые слова: познавательный интерес, мотивация обучения, процес обучения, методы, приёмы, деятельность младших школьников, шестилетние первоклассники.
In the article is examined cognitive interest as important personality education and description of educational process, as motive force of activation and development of cognitive independence of students of initial school is examined, and also as basic direction of increase efficiency of educational activity.
Keywords: cognitive interest, motivation of teaching, process of teaching, methods, receptions, activity of junior pupils, six-year-old first-class pupils.
Языковая ситуация в Украине в значительной мере зависит от изучения украинского языка как базовой дисциплины в общеобразовательной школе. Новые мотивы овладения государственным языком (изучение государственного языка с шести лет) требуют обновления методики преподавания украинского языка, дифференцированного подхода к определению минимальных, достаточных и специальных обстоятельных знаний и умениям из украинского языка. Среди ценностных приоритетов современного образования проблема воспитания познавательного интереса к знаниям занимает особенное место не только в Украине, но и во всем мире. Поэтому в психолого-педагогической литературе очень много внимания уделяется исследованию проблем развития познавательного интереса (Н.М. Бибик, М.Ф, Беляев, Л.И. Божович, Д.И. Водзинский, Л.Д. Гордон, Б.С. Кобзарь, В.П. Корнеев, О.Г Ковалев, В.А. Крутецкий, Н.Г. Морозова, И.О. Онищук, В.ф. Паламарчук, Т.И. Сущенко, Т.И. Шалевая, Е.Й. Шипович, С. Герасимов, О. Захаренко).
Однако проблему воспитания познавательного интереса нельзя назвать достаточно изученной. Необходимость воспитания познавательного интереса к знаниям возникает с самых первых дней обучения в первом классе.
Познавательный интерес является одним из видов личностных интересов. Он связан с процессом познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, познанием теоретических, научных основ определенной отрасли знаний, относительно стойким стремлением к постоянному глубокому и обстоятельному их изучению. Наличие у учеников стойких познавательных интересов обеспечивает активную, творческую деятельность учеников в процессе овладения знаниями и способами деятельности.
Познавательный интерес не является врожденным стойким свойством личности, а формируется в процессе жизни под воздействием условий и факторов, которые способствуют его возникновению и углублению.4
Для учеников начальной школы игровая деятельность продолжает занимать значительное место в их жизни и не теряет свою привлекательность. Из-за этого, использование дидактичных игр в изучении украинского языка является одним из ведущих методов стимулирования познавательной активности первоклассников. К тому же, предоставление заданий и упражнений преимущественно в игровой форме способствует сокращению адаптационного периода, ведь игровая деятельность является наиболее освоенным видом деятельности детей. В педагогической литературе выделяют такие виды познавательных игр для младших школьников: игры-упражнения, игры-загадки, игры-соревнование, сюжетно-ролевые игры и игры-путешествия. Многие психологи и педагоги отмечают исключительное значение игры для интеллектуального развития младшего школьника, поскольку в ходе игры могут возникнуть такие комбинации материала и такая ориентация в его свойствах, которые могут привести к последующему использованию этого материала при решении заданий.
Ввиду того, что память и внимание шестилетних первоклассников характеризуются непроизвольностью, в работе с данной возрастной категорией детей используют метод создания эффекта удивления и эмоционального увлечения, то есть использование проблемы, интриги, парадоксов. Данный метод предусматривает формирование познавательных интересов на основе развития у шестилетних детей сферы чувств, прежде всего таких, как удивление при встрече с необычным, неожиданным, тем, которое противореччит собственному опыту или представлениям, колебание и сомнения в процессе поиска, радость открытия, радость от решения проблемы.2
Если в первые дни школьной жизни учеников больше всего интересуют задания учителя, которые необходимо выполнять, то со временем, приблизительно во второй четверти, их интерес начинает распространяться на результаты собственной деятельности. Постепенно в процессе нагромождения знаний первоклассники начинают проявлять интерес к содержательной стороне обучения. На данном этапе актуальными становятся методы стимулирования учебного интереса с помощью содержания учебного материала, суть которого заключается в формировании и поддержке познавательного интереса с помощью расширения содержания учебного материала, использования интересных, захватывающих фактов, сведений, фольклорного материала и тому подобное.
Неотъемлемой составляющей процесса стимулирования познавательного интереса является использование метода обогащения программного материала. Важным и полезным источником дополнительной информации есть пословицы и поговорки, как еффективное средство возбуждения интереса к родному языку, истории, культуре. Дополнительная информация может корректировать содержание и способы обучения, а также выполнять функцию внешнего стимула, который необходим для развития интереса к обучению.1
Одним из ведущих средств формирования познавательного интереса выступает использование интерактивных (из англ. inter – взаимный, act – действовать) методов обучения. Такая форма помогает учителю стимулировать познавательную активность младших школьников, а следовательно поощрять их в учебе и формировать стойкий познавательный интерес.
На уроках украинского языка в первом классе возможно внедрение интерактивных приёмов: «Микрофон», «Мозговой штурм», работа в парах, «Уча – учусь», «Займи позицию», «Незаконченное предложение». Например, «Микрофон» используют на этапе мотивации учебной деятельности. Ученики должны представить, что работают с микрофоном (ручка, карандаш) и, передавая его друг другу, выразить собственное мнение о том, чего они ожидают от урока (что узнать, чего научиться, что вспомнить), исходя из темы. Таким же способом можно провести итог урока, поставив вопрос: достигнута ли цель урока? узнали ли они что-то новое? Обогатили ли свои знания, словарный запас и тому подобное? понравился ли урок? чем? Интерактивный «Метод ПРЕСС» используют, если нужно ученикам доказать и обосновать свою точку зрения.3
Используя на уроках данные технологии, можно увидеть определенный результат: ученики не только усваивают знание, но и понимают, учатся их применять, анализировать, синтезировать, оценивать. То есть, такая работа способствует очень высокому уровню активности учеников, что, является результатом того, что главным источником мотивации становится интерес самих учеников.
Формирование познавательных интересов младших школьников во многом зависит от системы взаимоотношений, которые сложились между учителем и учениками. Именно поэтому выделяют группу методов стимулирования познавательного интереса через установление педагогически целесообразных взаимоотношений между участниками учебного процесса. Стоит пытаться достичь такого эмоционального тонуса, который бы способствовал активизации учеников, возникновению и укреплению у них познавательного интереса. Формированию позитивного эмоционального тонуса способствует интеллектуальная настройка школьников учителем, благодаря чему у учеников появляется радость познания и удовольствия успехом; совместная увлеченность деятельностью, в которой учитель, словно бы находится на равных с учениками; энергичный стиль проведения урока, который способствует настойчивой и активной работе всех учеников над выполнением заданий.2
Формирование у шестилетних первоклассников познавательных интересов является необходимым условием развития их познавательных способностей; укрепление умений и навыков самостоятельно усваивать и осмысливать учебный материал, воспитание стремления к самообразованию, формированию основных интеллектуальных умений, необходимых для овладения учебных дисциплин. При благоприятных условиях интерес выступает средством живой, увлекающейся деятельности и трансформируется в стойкую черту характера.
Таким образом, разные виды заданий и упражнений дают ученикам возможность избирательно подходить к объектам познания, обнаруживать самостоятельность и творчество, настойчивость в учебе. А для учителя – это одна из возможностей развивать познавательный интерес у первоклассников, потому что такой способ изучения программного материала захватывает не только интеллектуальную сферу детей, но и эмоциональную, повышает уровень мотивации учебной деятельности, общественное содержание обучения, культуру умственного труда; помогает обнаружить возможности стойкого познавательного интереса школьников на уроках украинского языка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Вашуленко Н.С. Украинский язык и реч в начальной школе: Метод. пособие. - К.: Образование, 2006. - С.184-186.
Варзацкая Л. / Личностно ориентированое изучение родного языка. Способы развивающей помощи // Украинский язык и литература в школе – 2005. - №8 С. 8-12.
Киричук О.И. Учебные интересы младших школьников. – К.: Советская школа, 1982. – 128 с.
Лозова В.И. Познавательная активность школьников: (Спецкурс дидактики): учеб. пособие для пед. ин.-тов / В.И. Лозовая – Харьков : Основа,1990–89 с.