В соответствии с действующей Конституцией РФ (ч. 4, ст. 156), составной частью правовой системы России признаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ. При этом в случае коллизий между международным договором РФ и национальным законодательством приоритет отдается международному договору, нормам международного права. Ратификация и признание Российским государством международных актов требует приведение российского законодательства в сфере социальной защиты населения в соответствие с международными стандартами.
Международные нормативные правовые акты закрепляют право семьи на предоставление ей самой широкой охраны и помощи, в основном, при ее образовании, и пока на ее ответственности лежит забота о несовершеннолетних детях и их воспитании, право на особую охрану матерей в течение разумного периода до и после родов. В числе приоритетных для всего мирового сообщества задач, как отмечается в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах, - «защита семьи от нищеты и лишений, от негативных воздействий, изменений, связанных с экономикой; улучшение положения неполных семей, семей с одним кормильцем».1
Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.); Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.). и т.д.
Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах). С начала 20 века было разработано и принято ряд специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института.
Социальная политика Российского государства в отношении семей с детьми определяется Конституцией Российской Федерации. Статья 38 Конституции указывает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Государственная семейная политика, будучи важным направлением современной социальной политики, представляет собой комплекс целенаправленных мер, реализуемых на федеральном и региональном уровне в отношении института семьи.
В Федеральном законе от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» подчеркивается, что государственная политика в интересах детей является приоритетной, один из ее принципов - поддержка семьи в целях обеспечения полноценного воспитания детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе.2
В ч.2 ст.7 Конституции РФ закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства...».3 Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.
Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д.
Конституционные принципы и нормы в сфере социальной поддержки конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации. В этой связи подчеркнем, что координация вопросов в указанной сфере отнесена к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.4
На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить: Трудовой кодекс, Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»,Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи, и иные законодательные акты.
В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану здоровья граждан, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Вместе с тем, в законодательстве Российской Федерации сохраняются нормы, неадекватные сложным социально-экономическим условиям перехода к рыночным отношениям и неспособные предотвратить их негативное воздействие на жизнедеятельность детей и матерей.
Существенным недостатком правовой системы в рассматриваемой сфере является неразработанность механизмов реализации принятых актов, наличие множества ведомственных инструкций, положений, правил, нередко усложненных и противоречивых.
Социальная защищенность населения любой страны входит в состав показателей, определяющих уровень социальной стабильности общества.
Термин социальная защита населения стал использоваться недавно. В законодательстве термин "социальная защита населения" используется в разных значениях. Как такового, легального определения социальной защиты населения, нет до сих пор. Термин социальная защита - это составное понятие из слов социальное и защита. Социальное - это все то, что связано с жизнью общества, все, что опосредует взаимоотношения субъектов общественной жизни (человека и социальной группы, человека и общества в целом). Защитить - это значит не допустить наступления неблагоприятных событий.
Социальная защита - политика и целенаправленные действия, а также средства государства и общества, обеспечивающие индивиду, социальной группе, в целом населению комплексное, разностороннее решение различных проблем, обусловленных социальными рисками, которые могут привести или уже привели к полной или частичной потере указанными субъектами возможностей реализации прав, свобод и законных интересов, экономической самостоятельности и социального благополучия, а также их оптимального развития, восстановления или приобретения5
Таким образом, социальная защита населения - это система мер, направленных на предупреждение социально-рисковых ситуаций, а также смягчение и ликвидацию их последствий. Под социальным риском следует понимать вероятность наступления неблагоприятной жизненной ситуации, независящей или мало зависящей, от самого гражданина, т.е. обусловленной внешними причинами.
До начала реформ все эти функции выполняла система социального обеспечения, но между понятиями социальное обеспечение и социальная защита существует большая разница. Социальное обеспечение - это форма распределения, гарантирующая гражданам при наступлении неблагоприятных ситуаций, государственную поддержку в виде пенсий, пособий и социальных услуг.
Система же социальной защиты выполняет превентивную функцию, которая не свойственна системе социального обеспечения. В СССР социальное обеспечение именовалось государственным, т.е. характеризовалась моносубъектностью. Система же социальной защиты является развернутой, и здесь наблюдается многосубъектность, т.е. социальная защита может исходить как от государства, субъектов государства, так и от муниципальных образований, от предприятий и организаций, специализированных структур (негосударственные пенсионные фонды), благотворительных организаций и т.д.6
Таким образом, система социальной защиты по объему гораздо шире, чем система социального обеспечения. Социальное обеспечение охватывается социальной защитой, которая позволяет реализовывать её обеспечительную функцию, т.е. в рамках социального обеспечения осуществляется защита от тех неблагоприятных ситуаций, которые уже реализованы.
Социальная защита является частью многогранной социальной политики, которая направлена на реализацию социальных гарантий населения и включает в себя социальное обеспечение и социальное страхование, а также нематериальные формы социальных гарантий, предоставляемых национальным законодательством. Формами социальной защиты выступают пенсии, пособия, выплаты, налоговые вычеты и льготы и прочие компенсации различным категориям граждан, нуждающимся в социальной помощи.
В условиях современного финансового кризиса, регулирующая и социальная роль государства неизмеримо возросла и представляется жизненно необходимой. К настоящему времени практически создана новая административная система социального обеспечения, выработаны современные формы и методы.
Объектами социальной защиты являются жизнь и здоровье граждан, среди которых особое место отведено жизни и здоровью детей, а также имущественным интересам семей с детьми, прямо или косвенно страдающих от действий различных рисков.
Система социальной защиты включают такие элементы как обязательное социальное страхование, государственное социальное обеспечение, добровольное личное страхование, самофинансирование, налоговые льготы, передачу целевых ассигнований из федерального бюджета в бюджет Пенсионного Фонда РФ и другие.
Каждый элемент системы реализуется через определенные меры финансовой и иной поддержки граждан. Элементы отличаются финансовым механизмом, уровнем перераспределения дохода семей с детьми, а также степенью их защиты.
Меры финансовой и иной поддержки семей, имеющих детейоснованы насоциально-экономических и правовых отношениях, возникающих по поводу компенсации прямых и косвенных потерь, связанных со снижением или недополучением личного (семейного) дохода и дополнительными затратами при появлении ребенка в семье.
Эти меры могут финансироваться как за счет системы государственных финансов, основанной на перераспределении национального дохода (различные выплаты и пособия), так и из личных сбережений.
Сравнительно новым элементом системы социальной защиты стал так называемый, материнский (семейный) капитал – это капитал, выделяемый матерям (отцам) из средств федерального бюджета при условии рождения второго и последующих детей.
Семьи с детьми могут воспользоваться капиталом для приобретения жилья на территории РФ либо для получения услуг в сфере образования, либо для улучшения пенсионного обеспечения.
Миссия ООН, побывавшая в России, следующим образом оценивала в своем докладе состояние национальной системы прямой социальной защиты населения. «Успех мер социальной защиты будет в значительной степени определяться средствами, выбранными для доставки защиты точно определенным группам и отдельным лицам. Ныне действующая система в России не отвечает современным потребностям. Принципы, на которых она основана, - центральный контроль, ограничение ответственности на местах и использование профсоюзов как главного канала для администрирования социальных служб – противоположны тому, что нужно сейчас». Несмотря на значительные колебания и медленные темпы, организация прямой социальной защиты населения в целом развивается по тем направлениям, реализация которых в конечном итоге может привести к изживанию отмеченных недостатков.7
Организация социальной защиты населения состоит из двух структурных компонентов. Один из них связан с мобилизацией денежных средств; другой – с собственно организацией оказания социальной поддержки.8
Материальная основа прямой социальной защиты формируется в ходе деятельности государственных специализированных фондов по аккумулированию денежных средств и их предоставлению под определенные социальные программы. Они различаются между собой по источникам поступлений и преимущественным объектам финансирования, направлениям расходов аккумулированных доходов.
К числу бюджетных институтов финансирования, прежде всего, республиканский (федеральный) фонд социальной поддержки населения (РФ СПН). Его главная задача заключается в том, чтобы оказывать материальную (денежную) помощь малообеспеченным слоям населения. Уже по определению, практически единственным источником денежных средств Фонда является государственный бюджет.
Внебюджетные социальные фонды предназначены для финансирования программ, осуществляемых по линии, как общественной поддержки, так и государственного социального страхования. К числу таких фондов относятся Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС), Государственный фонд занятости (ГФЗ) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Денежные поступления внебюджетных фондов формируются за счет обязательных взносов либо работодателей.
В современных российских условиях активность внебюджетных государственных фондов затруднена или вообще практически невозможна.
В переходный период особенно большое значение приобрела деятельность Президента, законодательных и исполнительных органов власти. Принятые законы закладывают правовые основы для деятельности институтов социальной защиты. Центральное место среди таких институтов занимают Министерство здравоохранения Российской Федерации и Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации. В условиях переходного периода действовавшая система социальной защиты частично сохранилась, но содержание работы первичных подразделений существенно изменились.
Главной формой прямой социальной защиты является денежная. Предоставление денежных пособий экономически беспомощным слоям, обуславливаемое законодательством, имеет определяющее значение в поддержании их существования.
В подавляющем большинстве случаев величина социальных пособий ориентируется либо на минимальную пенсию по старости, либо на минимальную оплату труда. Но в наше время большинство социальных пособий не соответствуют прожиточному минимуму, а понятие минимальной заработной платы в России, утратило, какой бы, то, ни было смысл, помимо фискального.9 Величина социальных пособий устанавливается отнюдь не произвольно, но в соответствии с объективными критериями. Как правило, для определения такой величины и ее последующего корректирования применяется показатель прожиточного минимума и его динамика. Фактически прожиточный минимум является набором благ и услуг в стоимостном выражении. Их потребление служит непременным условием нормальной жизнедеятельности человека.
Пересмотр величины пособий и компенсационные выплаты в связи с ростом цен распространяются и на основе категории экономически пассивного населения, не поддающиеся под действие системы социального страхования. К ним, в частности, относятся и ежегодные выплаты на детей и учащихся школ в тех семьях, в которых совокупный доход на одного члена не превышает четырехкратную величину минимальной оплаты труда, и др.
Более узким по размерам группам из числа малообеспеченных предоставляются целевые выплаты. Типичными примерами могут служить ежеквартальные компенсации семьям с несовершеннолетними детьми в связи с удорожанием товаров детского ассортимента, ежегодные выплаты на приобретение комплекта детской одежды, пособия на хлеб особо малообеспеченным категориям и др.
Общие компенсационные выплаты призваны удерживать реальную величину социальных пособий на «допустимом» уровне, предотвращая ее катастрофическое падение. Целевые выплаты выполняют более ограниченные задачи. Они должны способствовать потреблению отдельных видов входящих в состав жизненного минимума товаров, несмотря на их удорожание.
Целевые выплаты предоставляются в сравнительно небольших размерах, никак не сопоставимых с величиной прожиточного минимума. Это скорее его дополнительный источник.
Но упомянутые усилия правительства по нейтрализации влияния инфляционного роста цен на величину социальных пособий не привели к полностью положительным результатам. В лучшем случае такие усилия лишь несколько смягчают инфляционный эффект. Причины подобного явления кроются как в явном несоответствии размера средств, выделяемых обществом для смягчения социальных проблем, в том числе на выплату социальных пособий, так и в низкой эффективности использования этих средств.
Несмотря на их разнообразие, приведенные меры подчинены единой цели – формированию адресной системы прямой социальной защиты. Такая система основана на дифференцированном подходе к различным слоям населения, свойственном социальной политике в целом, и к различным категориям, нуждающимся в непосредственной помощи, свойственном социальной защите в рыночных условиях.
Денежные выплаты по социальному обеспечению далеко не всегда могут играть роль универсального средства защиты уровня жизни от ускоренного роста цен. Эффективность прямой социальной защиты несколько возрастет, если играющие ведущую роль денежные формы дополняются другими, преимущественно неденежными и нематериальными. Сфера подобного рода помощи жестко ограничена наиболее беззащитными и беспомощными группами населения.
К нетрадиционным формам поддержки относится деятельность специальных чековых инвестиционных фондов для граждан, нуждающихся в особой социальной защите (ЧИФ СЗ). Они созданы в соответствии с Указом Президента «Об использовании приватизационных чеков в целях социальной защиты населения». 10
Существующая в настоящее время система социальных пособий достаточно многообразна и охватывает практически все социально значимые случаи нуждаемости граждан в материальной помощи.
Расширение случаев (оснований, социальных рисков) предоставления пособий является достаточно эффективным способом в реализации механизма социальной защиты наиболее нуждающихся социальных групп населения. Рациональное сочетание тех или иных видов пособий позволяет оказывать своевременную помощь и поддерживать необходимый уровень материального обеспечения нетрудоспособных граждан.
В системе социального обеспечения пособие по временной нетрудоспособности играло раньше и играет сейчас очень важную роль. Пособие по временной нетрудоспособности – выплата, предоставляемая в случаях, когда выполнение работы или иной деятельности невозможно в связи с краткосрочным ухудшением здоровья, в размерах, пропорциональных заработку, иному доходу или в твердой сумме, финансируемая за счет средств Фонда социального страхования РФ, Фонда занятости населения РФ или из других источников. Пособия имеют строго целевое назначение. Так, например, пособие по временной нетрудоспособности назначается с целью замещения утраченного по уважительной причине заработка.
Необходимость в получении такого пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком может возникнуть у каждого человека и при соответствующих условиях, с соблюдением установленного порядка предоставления данного пособия гражданин имеет право его получить.
Литература
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года// Консультантплюс, Профессиональная версия,2012.
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // «Российская газета», № 237, 25.12.1993"Российская газета", N 7, 21.01.2009
Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (ред. от 25.06.2012)// Российская газета от 23 ноября 2011 г. N 263
Иванова Р.И. Социальное обеспечение в государственно организованном обществе: генезис, развитие и функционирование (правовой аспект): автореф. дис. … д-ра юрид. наук. М., 1987. – 38с.
Лукманов С.Т. Меры социальной поддержки малоимущего населения. М.: Прогресс.- 2007-125с.
Силласте Г.Г. Безопасность российской семьи и перспективы развития социальной работы //Безопасность. 2002. № 11.-С. 88-95.
Малышев В.А. Системный анализ законодательства в области охраны и защиты материнства и детства/ В.А. Малышев // Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 2. - C. 24-27
Мамонов В.В. Обеспечение демографической безопасности - приоритетная задача Российского государства // Журнал российского права - № 6 - 2002 г.-С.12-14
1 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года// Консультантплюс, Профессиональная версия,2012
2 Федеральный закон от 24 июля 1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (в ред. от 3 декабря 2011 г. N 378-ФЗ)// "Российская газета" от 5 августа 1998 г.
3 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ) // «Российская газета», № 237, 25.12.1993"Российская газета", N 7, 21.01.2009
4 п. «к» ч.1 ст.72 Конституции РФ от 12.12.1993 // «Российская газета», № 237, 25.12.1993;
Ст.II Федеративного договора РФ от 31 марта 1992 г. //СПС Кнсультант,2009
5 Социальная политика: Учебник / Под общ. ред. Н.А. Волгина. - М.: Экзамен, 2003-С.431
6 Лукманов С.Т. Меры социальной поддержки малоимущего населения. М.: Прогресс.- 2007-С.24.
7 Силласте Г.Г. Безопасность российской семьи и перспективы развития социальной работы //Безопасность. 2002. № 11.-С. 88-95.
8 Малышев В.А. Системный анализ законодательства в области охраны и защиты материнства и детства/ В.А. Малышев // Социальное и пенсионное право. - 2009. - № 2. - C. 24-27
9 Мамонов В.В. Обеспечение демографической безопасности - приоритетная задача Российского государства // Журнал российского права - № 6 - 2002 г.-С.12-14
10 Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1992 г. N 1304 ”Об использовании приватизационных чеков в целях социальной защиты населения»// Приватизация .ru/ Электронный ресурс