ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТНОСТИ И ПРАВДИВОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОСПИТАНИЕ ЧЕСТНОСТИ И ПРАВДИВОСТИ НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование гармонично развитой личности начинается еще с дошкольного возраста. Дети учатся различать хорошее и плохое, уважать старших, быть скромными, правдивыми, честными. Продолжается эта работа также и в младшем школьном возрасте на уроках чтения.

Воспитание честности и правдивости тесно связано с моральным воспитанием школьников. Честность и правдивость есть важнейшим основанием для установления морально-ценностных отношений между людьми. Они характеризуют человека с позиций высоких моральных добродетелей. Поэтому в младшем школьном возрасте следует особое внимание обратить на воспитание честности, правдивости, с которыми тесно связано умение придерживаться своих обещаний, доводить до конца начатое дело, выполнять его вовремя и добросовестно, быть ответственным за свои действия и поступки, иметь собственные убеждения и отстаивать их.

Ребенок сызмальства должен понимать, что такое любовь к людям, милосердие, доброта. Именно поэтому учитель должен воспитывать у учеников такие моральные качества на уроках чтения.

Для начала нужно вызывать интерес ребенка к изучению данного материала, заинтересовать, четко и понятно объяснить, почему именно так, а не иначе. Для этого учителя начальной школы используют такие методы, которые являются близкими и знакомыми для детей и не нуждаются в дополнительных объяснениях.1

Одним из источников развития моральных качеств ребенка есть сказка, она является эффективным средством, которое помогает воспитывать честность и правдивость у учеников начальной школы. Поэтому сказки широко используются на уроках чтения в качестве примера, образца поведения для детей.

Прислушиваемся к советам большого педагога В.А.Сухомлинского, который понимал преимущество жанра сказки в начальной школе. “Из сказки берет ребенок первые представления о справедливости и несправедливости... Сказка для маленьких детей это не просто рассказ о фантастических событиях, это целый мир, в котором ребенок живет, борется, противопоставляет злу свою хорошую волю. В сказках всегда торжествует добро над злом, утверждается оптимизм, выдумка и рассудительность.

Особенно усваиваются учениками элементы поведения во время игр, инсценировок, рассказов, стихотворений и сказок. Во время их пересмотра обращается внимание на моральные черты героев. Ученики видят их поступки и обсуждают их, выражают свои мнения относительно данной ситуации, как бы они поступили в данном случае.

Еще одной из важных форм воспитания честности и правдивости у младших школьников есть этическая беседа, которая используется, как метод морального воспитания. Цель этической беседы – систематическое разъяснение ученикам правил поведения, формирования собственного мнения.

Младшие школьники очень склонны подражать товарищам и взрослым, героям литературных произведений, героев мультфильмов. Благодаря наследованию ученики усваивают правила поведения, разными видами деятельности. Усвоение моральных понятий учениками начальных классов, формирования у них оценивающего отношения к своему поведению и поведению товарищей способствуют этические беседы по содержанию художественных произведений.2

В начальных классах с учениками проводятся беседы о конкретных поступках ребенка, или группы детей. Их цель – это разъяснения сути морального поступка, осознания собственных поступков и правильная их оценка. Такие беседы формируют моральную культуру учеников. Большое воспитательное значение имеют этические беседы, которые совмещают в себе обсуждение содержания художественных произведений, поведения и поступков учеников. В процессе этических бесед у детей формируются представления о честности, правдивости, скромности, дисциплинированности, коллективизме, формируется сознательное отношение к выполнению правил поведения, к позитивным моральным поступкам.

Пословицы и поговорки, использованные на уроках чтения также является эффективным средством воспитания честности и правдивости у учеников, если умело их преподносить детям и уместно пользоваться. В маленьких по размеру произведениях очень много воспитательного материала. Пословицы и поговорки способствуют моральному воспитанию, потому что подносят такие качества, как честность, правдивость, преданность в дружбе. Все это является своеобразным резюме бесед на етико-моральные темы.

Очень важно постоянно проверять эффективность проведенной работы. Основным показателем ее является общее и моральное развитие детей. Учитель систематически должен наблюдать за тем, как изменяется поведение детей, как они ведут себя без его постоянного контроля, насколько стойкие приобретены позитивные привычки, как развивается детское сознание.

Каждый ребенок должен усвоить моральное правило: «Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на людях, что тебя окружают». Каждый поступок ребенка, если он в той или иной степени влияет на других детей вызывает оценку со стороны учителя: красивую или плохую, правильную или неправильную, справедливую или несправедливую. При этом учитель пользуется понятиями морали.

Следовательно, воспитание честности и правдивости у учеников начальной школы на уроках чтения должно осуществляться разными методами морального воспитания, чтобы главный принцип культуры поведения для каждого ученика стал следующим: ”Уважай людей и обращайся с ними так, как ты хочешь, чтобы обращались с тобой“.3

Формирование этих качеств у детей происходит с помощью интересных и содержательных уроков с использованием сказок, этических бесед, пословиц и поговорок, разнообразных игр, инсценировок, они создают основу для морального поведения учеников, формируют у них сознательное отношение к отдельным поступкам тех или других героев, их справедливой оценки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Демиденко В.К. Деякі аспекти морального виховання: Практичний матеріал для керівників, вихователів і вчителів. – К.: ІЗМН, 1995.

  2. Дем’янко Н. Педагогічні ідеї В. М. Верховинця у сучасній початковій школі // Поч. школа. – 2000 - №2 – с. 56-57.

  3. Джон Дьюї. Моральні принципи в освіті. – К.: 2001.

Просмотров работы: 4111