ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность и постановка проблемы. На современном этапе общественного развития нравственность выступает одним из факторов, определяющих поведение человека, его отношение к обществу, включает в себя внутреннюю потребность личности к осуществлению нравственных действий и поступков.

Исследование основных закономерностей профессиональной деятельности личности свидетельствует, что нравственность выступает в качестве важного условия полноценного развития человека. Установлено, что развитие личности прекращается, когда начинают доминировать негативные моральные качества эгоистической направленности, и, наоборот, ускоряется, когда личность направляется на альтруизм, предпочтительно в своих поступках именно духовным аспектам.

Профессиональные качества личности (настойчивость, профессионализм, решительность, коммуникабельность и другие) не должны рассматриваться изолированно, а в совокупности с нравственностью. Нравственность берет свои корни в духовности человека. Таким образом, человек предстает перед нами в двух возможных измерениях - как человек "воспитанный", знающий нравственные правила вне сферы веры, и как человек, вобрала в себя христианские принципы на основе веры.

Анализ исследований и публикаций. Занимаясь реформированием высшей школы, прежде всего речь идет о профессиональной составляющей образования, о технологии подготовки специалиста. Это правильно. Необходимо заботиться о том, чтобы выпускники были асами выбранного дела.

Цель статьи состоит в изучении изучении проблемы нравственного воспитания студенческой молодежи. Исследовать которым тендециям уделяется больше внимания и какие методы решения проблемы используются.

Изложение основного материала. Основной акцент в вузовском обучении должен делаться на профессию. Однако. Можно свести все образование только к получению специальных знаний и умений? То сомнительно, что специалист, не обладающий способностью ориентироваться в общих мировоззренческих вопросах, что не в своем сознании устойчивых моральных принципов, будет достойным специалистом, не говоря уже о его статусе полноценного члена общества.

В современных вузах, в принципе, на предметы мировоззренческого содержания никто особо не посягает. Но, тем не менее, проблем духовно-нравственного воспитания от этого не меньше.

Тревожным аспектом является-отношение к Родине. Притом, что большая часть студентов «чувствуют гордость за великое прошлое своего народа» (более 60%), ровно 50% готовы выехать в другую страну ради улучшения экономических условий жизни (это в нынешних-то достаточно благополучных условиях). Понятно, что на этом пункте весь патриотизм заканчивается.

В большинстве нет ясных ориентиров по поводу половой распущенности. Это можно видеть при ответе на вопрос об отношении к однополым союзам (подобные альянсы демонстрируют распущенность запредельную, рядом с которой другие виды разврата воспринимаются как приближение к норме). Более 60% респондентов ответили, что они «противоестественные, но допустимы», недопустимыми назвали их менее 20%.

С неформального общения со студентами можно столкнуться с непонятной сочувственной реакцией на исламский терроризм. Здесь тоже намечается моральная проблема.

В перечисленных аспектов нужно добавить и не столь серьезные, но очень видимые проблемы, связанные с общим курением и безудержным злословием.

Главный вопрос с которым никак невозможно определиться уже 16 лет: какую именно нравственность воспитывать. Дело в том, что абсолютной или общечеловеческой нравственности не бывает. Моральные (поведенческие) модели определяются множеством обстоятельств, обусловленных особенностями развития конкретных сообществ. Можно, конечно, сообщить студентам, что в разных культурах существовали и существуют диаметрально противоположные подходы к поведению в различных ситуациях, но рассматривать это как основу для воспитания абсолютно невозможно. Подобные сведения студент, естественно, рассматривает более или менее интересную информацию, которая расширяет его тезаурус, но не получает никаких импульсов руководствоваться теми или иными моральными нормами в своей собственной жизни.

Нравственное воспитание не может не быть обусловлено мировоззренческим императивом, не базироваться на каких-то духовных детерминантах. Поэтому вопрос «Какую именно нравственность воспитывать?» - Вовсе не риторический.

В Русском языке моральный ограничитель имеет вполне конкретное название - «совесть». По сути, духовно-нравственное воспитание только и может состоять в том, чтобы человек научился слушать свою совесть и подчиняться ей.

Разумеется, прежде всего, нужно понять что такое «совесть». Оказывается, разобраться с этим не очень просто. Большой энциклопедический словарь 2005 такого понятия не содержит вовсе. Нет совести. Есть только «Совестный суд России в 1775-1862». Советский энциклопедический словарь 1985 определяет понятие совести так: «понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом. Сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков ». Толковый словарь русского языка С. Ожегова и Н. Шведовой 1995 формулирует короче и иначе: «Чувство моральной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом». Можно согласиться с обоими формулировками, если бы можно было по собственному разумению или по пониманию окружающих определиться с критериями.

Какие же варианты духовных опор для нравственного воспитания в нашем распоряжении? Их не так уж много. Языческая-не стоит обсуждать, поскольку там нравственность имеет принципиально локальные характеристики.

Атеистическая-Базируется на свободном, а потому неубедительном толковании христианской морали. Также неубедительны всевозможные синкретические модели сектантских идеологий. Остаются системы, порожденные мировыми религиями: буддистские, христианская, мусульманская. Здесь можно выбирать, но выбирать нужно не столько каждому лично, сколько всем вместе.

Таким, образом, реально действенны только православные нравственные ценности. По сути, никакие другие и не нужны. Это видно, если вернуться к понятию совести. Его христианское значение не вызывает никаких вопросов. Совесть - это голос Божий в душе человека. Не себя и не общество слушает человек, но Бога. Христианин, живущий по совести осознает, в чем заключается грех, стесняется его и стремится освободиться от греха, а не гордится и превозносит свои злые деяния, побуждая других к тому же.

Заключение

Эффективность нравственного воспитания студентов определяют следующие факторы: создание в вузе психологического климата уважения нравственных норм, правил человеческого общежития, соответствие содержания нравственного воспитания его цели и уровню нравственного развития студентов, особенностей их будущей специальности своевременное принятие воспитательных мероприятий, акцентирование внимания на предотвращении аморальным явлениям в студенческой среде; подтверждение декларируемых педагогами моральных принципов их моральной практикой, которая бы отвечала самым высоким критериям нравственности.

Литература:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М., 1986.

2. Бондарчук Е.И., Бондарчук Л.И. Основы психологии и педагогики. Курс лекций. 3-е изд., МАУП, 2008. - 168 с.

3. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: Рефл-бук, 2004. - 528 с.

4. Мороз О.О. Навчальний процес у вищій школі. - К., 2001.

5. Основи практичної психології / В. Панок, Т. Титаренко, Н. Чепелєва та ін.: Підручник. - Вид. 2-ге, стереотип. - К.: Либідь, 2001. - 536 с.

6. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - 432 с.: ил. - (Серия «Учебник нового века»).

7. Фіцула М.М. Педагогіка вищої школи: Навч. Посіб. - К.: «Академвидав», 2006. - 352 с. (Альма-матер).

Просмотров работы: 1212