В современных условиях философы, социологи, психологи, педагоги особое внимание уделяют проблеме творчества и творческих способностей личности. Отечественные психологи убедительно доказали, что задатки творческих способностей присущи любому человеку, любому ребенку. Не менее важным является вывод психолого-педагогической науки о том, что творческие способности необходимо развивать с раннего возраста. Если же ребенка с первых лет не приучать к творческой деятельности, то потери от этого трудно будет исправить в последующие годы. Следовательно, развитию творческих способностей детей следует уделять внимание с раннего детства.
Над проблемой развития творческих способностей работали многие ученые. Педагогические и дидактические аспекты развития творческих способностей освещены в работах Г. Станиславской, М.Левитова, В.Сидоренко, Ю.Столярова и других. Методические подходы к развитию творческих способностей и технического творчества исследованы в научных трудах В.Алексеева, Г.Буша, С. Галак В. Качнева, В. Моляко, А.Осборн Ю. Чувасова и других.
Цель — изучить развитие творческих способностей младших школьников и найти способы улучшения творческих способностей младших школьников. Математические способности - это способность образовывать на математическом материале обобщенные, свернутые, гибкие и обратные ассоциации и их системы.
Математика способствует выработке особого вида памяти — памяти, направленной на обобщение, создание логических схем, формализованных структур, воспитывает способность к пространственным представлениям. Наличие математических способностей в одних учащихся и недостаточная развитость их в других требует от учителя постоянного поиска, путей формирования и развития таких способностей у школьников.
Чтобы процесс изучения математики приносил ученику больше положительных эмоций, способствовал формированию у нее интереса к учебе проводят нетрадиционные уроки: уроки - сказки, путешествия, лабиринты, конкурсы, учителя подбирают интересные вопросы и примеры, постепенно и незаметно привлекают каждого ученика к процессу познания. Работа с одаренными детьми продолжается на кружке «В мире математики». На данном этапе работы дети показывают свои способности к математике, расширяют и углубляют полученные знания по математике, учатся работать над математическими проблемами, читать математическую литературу. Это способствует повышению их математической культуры, расширению математического кругозора и дальнейшему усилению интереса к математике. Члены кружка помогают в изготовлении различных моделей, таблиц, графиков, наглядных и раздаточных материалов, раскладок. Такие практические работы очень полезны для учеников, это помогает основательно усвоить программный материал или вопросы. На занятиях кружка ведется подготовка к олимпиадам, решаются задачи исторического характера, разного уровня сложности, задачи с логической нагрузкой. Также проходит подготовка к неделе математики, обсуждаются конкурсы, дети создают презентации о связи математики с различными науками.
Выводы. Следовательно, творческие способности, как и другие способности человека, требуют постоянной тренировки. Задача учителя - пробудить способности своих учеников, воспитывать в них смелость мысли и уверенность в том, что они решат каждую задачу, в том числе и творческого характера.
Литература:
Чувасова Ю. Развитие естественных дарований и творческих способностей детей // Психолог. - 2007. - груд.(№47). - с. 10-16.
Галак С.Є. Індивідуальна робота з розвитку творчих здібностей дітей // Шкільний світ. - 2000. - черв.(№12). - с.7-8.
Станіславська Г.П. Розвиток творчих здібностей школярів. - Тернопіль: Навчальна книга - Богдан, 2007. - 64 с.