Значительный интерес для нашего исследования имеет также научная позиция М. Кейв о том, что ценностное отношение студента к профессиональной подготовке представляет собой системное сочетание таких компонентов:
мотивационного - ориентирован на определение целей изучения специальных дисциплин и персонального смысла в усвоении этого учебного материала;
когнитивного - направлен на овладение студентами профессиональных знаний (понятий, теорий и т.п.), осознание будущих профессиональных обязанностей;
эмоционально-оценочного - предполагает ощущение личностью положительных эмоций, морального удовлетворения от занятий по профессиональным дисциплинам и своих успехов на этих занятиях, от осознания важности усвоенных знаний и умений для будущей профессиональной деятельности;
деятельно-волевого - стимулирует студентов к проявлению активных волевых усилий в профессиональном самосовершенствовании, преодоления трудностей на этом пути, обеспечения полноценной профессионально-личностной самореализации.
С учетом специфики ценностного отношения нами был сделан вывод о том, что процесс формирования у студентов высших педагогических учебных заведений такого отношения к будущей профессии должно осуществляться с учетом определенных организационно-педагогических условий.
Формирование ценностного отношения будущих учителей к профессиональной деятельности предполагает соблюдение следующих организационно-педагогических условий:
- применение антропоцентрического и культурологического подходов в учебно-воспитательном процессе высшего педагогического учебного заведения;- формирование мотивационной и когнитивной личностных сфер студентов путем ориентации на будущую педагогическую деятельность при изучении профессиональных дисциплин;
- развития эмоционально-оценочной деятельности студентов в процессе профессиональной подготовки;
- формирование устойчивой нравственного поведения путем создания ситуаций творческой самореализации и самовыражения в учебном процессе;
- закрепление приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков в процессе педагогической практики путем самостоятельного конструирования содержания и способов педагогической деятельности.
Закрепление приобретенных профессиональных знаний, умений и навыков в процессе педагогической практики путем самостоятельного конструирования содержания и способов педагогической деятельности позволяет закрепить и развивать ценностное отношение студентов к будущей профессии как необходимой предпосылки их становления как учителей.
Литература
Акиныпина А. Н. Научно-педагогические условия формирования ценностного отношения студентов к учебно-познавательной деятельности в процессе инновационного обучения: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Акиныпина О. Н. - Липецк, 2001. - 186 с.
Анисимов С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление / Анисимов С. Ф. - М.: Мысль, 1988. - 178 с.
Аришина Э. С. Формирование ценностного отношения у студентов вуза к профессиональной деятельности: дис. …канд. пед. наук: 13.00.08/ Аришина Э. С. - Магнитогорск, 2004.-179с.