Рисунок 1. Легкая двухколесная колесница.
Самой крупной колесничной битвой в древней истории считается битва при Кадеше (1299 г. до н. э.), в которой со стороны египтян, хеттов и сирийцев участвовало до семи тысяч колесниц.
Несмотря на столь давний возраст изобретения, интерес к описанию движения этого транспортного средства не ослабевает, свидетельством чему являются современные серьезные математические исследования, например [1-5].
Не углубляясь в специальные вопросы, рассмотрим движение простейшего одноосного прицепа, изображенного на рис.2. Полагаем заданными все его геометрические и инерционные характеристики – ширина колеи , расстояние от оси колес до сцепного устройства («седло» или «крюк-петля») в точке (), в которой прицеп соединяется с механическим транспортным средством.
Рисунок 2. Схема движения прицепа.
Положение прицепа определяется двумя координатами и углом . Из условия коллинеарности векторов и следует:
, , .
Так как при плоском движении [6] рамы прицепа выполняется условие равенства проекций скоростей точек плоской фигуры на направление вектора, соединяющего эти точки,
,
то
(α – угол между направлениями векторов и )
или .
Откуда
или
или
Продолжая эквивалентные преобразования, сократим на общий множитель
Далее возведем в квадрат и преобразуем к виду
Делаем замену переменных
и .
Тогда
и .
Это приводит к следующей системе дифференциальных уравнений:
(1)
Или, так как ,
Эти кинематические уравнения движения двухосного прицепа позволяют по заданному движению точки найти движение точки , а значит и движение его колес. В общем случае эта система дифференциальных уравнений не интегрируется в элементарных функциях, но может быть проинтегрирована в частных случаях.
Рассмотрим движение прицепа, когда точка движется прямолинейно. Пусть . Тогда и дифференциальные уравнения движения прицепа принимают следующий вид:
(2)
Для наглядности ограничимся примером, когда , .
В этом случае первое уравнение является уравнением с разделяющимися переменными. Запишем его решение
, , , .
Выразив u, получим решение дифференциального уравнения в виде
.
Подставим найденную функцию во второе уравнение, предварительно преобразовав его,
, ,
.
Это уравнение тоже является уравнением с разделяющимися переменными. Запишем его решение
Выразив v, получим решение дифференциального уравнения в виде
.
Переходя к основным переменным и полагая начальное положение прицепа в виде условий , т.е. , находим:
На рисунке 3 изображена траектория движения точки , полученная с помощью сервиса WolframAlpha [7]
Parametric plot:
Рисунок 3. Траектория движения точки Cприцепа, полученная с помощью сервиса WolframAlpha.
Более точное построение было получено с использованием математического пакета MathCAD14. На рисунке 4 черная линия показывает траекторию движения точки A, синяя – точки С.
Рисунок 4. Траектории движения точек Aи Cприцепа.
Данное решение является математической моделью перпендикулярной парковки прицепа задним ходом. Анимационная 3D-модель (рис.5) визуализирована с помощью Blender студентом пятого курса УралЭНИН УрФУ Р.Саенко.
Рисунок 5. 3D-модель прицепа.
Павловский В.Е., Петровская Н.В. Исследование динамики движения цепочки "Робопоезд". Уравнения движения, частные решения Препринт ИПМ им. М.В.Келдыша РАН , 2005 http://www.keldysh.ru/papers/2005/prep117/prep2005_117.html
D.Udriste On a control system of trailer-truck jackknifing // BSG Proceedings 8, Geometry Balkan Press, 2003, pp.187-197.
А. Якимович Подвижность и поворотливость повозки http://omop.su/1000/07/138042.php
Матюхин В.И. Управление механической колесной системой // ПММ. 2007. Т. 71. Вып. 2. С. 237-249.
Буданов В.М., Девянин Е.А О движении колесных роботов // ПММ.2003. Т.67. Вып. 2. С. 244-255.
Митюшов Е.А., Берестова С.А. Теоретическая механика. ИЦ «Академия» 2011. 320 с.
http://math.semestr.ru/
6