Налоговые доходы продолжают составлять основу доходной части бюджета Тюменской области. Но следует учесть, что около 30 % всех налоговых поступлений регионального бюджета направляется в федеральный бюджет. В связи с чем доходная часть бюджета Тюменской области имеет значительные потери в части налогов и сборов [1]. В таблице 1 рассмотрим структуру и динамику налоговых доходов в консолидированном бюджете Тюменской области за 2009-2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.
Таблица 1 - Структура и динамика налоговых доходов по их группам в консолидированном бюджете Тюменской области за 2009-2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.
Показатель |
2009 |
2010 |
2011 |
01.12.2012 |
||||
сумма, руб |
уд. вес, % |
сумма, руб |
уд. вес, % |
сумма, руб |
уд. вес, % |
сумма, руб |
уд. вес, % |
|
Налоговые доходы, всего в т.ч.: |
57 505 591 |
100 |
67 156 332 |
100 |
133 765 076 |
100 |
104 238 473 |
100 |
Федеральные налоги |
52 918 315 |
92 |
61 453 845 |
92 |
125 950 921 |
94 |
97 298 757 |
93 |
Региональные налоги |
3 546 695 |
6 |
4 513 281 |
6 |
4 600 561 |
4 |
5 727 012 |
6 |
Местные налоги |
1 040 581 |
2 |
1 191 449 |
2 |
914 035 |
2 |
1 212 704 |
1 |
Источник: Составлено на основе данных ФНС на сайте www.nalog.ru.
Проводя анализ, можно отметить рост показателя налоговых доходов за рассматриваемый период. Также можно заметить, что на долю налоговых доходов от федеральных налогов и сборов, поступающих по нормативам в областной бюджет и местные бюджеты, приходится более 90% налоговых доходов этих бюджетов. Показатель региональных налогов остается без изменений, стабильно равен 6 % от всех налоговых доходов [3].
В таблице 2 представлен сравнительный анализ поступления региональных налогов в бюджет Тюменской области за период 2009 – 2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.
Таблица 2 - Динамика поступления региональных налогов в бюджет Тюменской области за 2009 – 2011 гг. и по состоянию на 01.12.2012 г.
Налоги |
2009 |
2010 |
2011 |
01.12.2012 |
Налог на имущество организаций |
2 898 856 |
3 390 454 |
3 990 784 |
5 041 700 |
Транспортный налог |
571 839 |
795 912 |
609 998 |
681 433 |
Налог на игорный бизнес |
75 086 |
-13 738 |
543 |
3 625 |
Источник: Составлено на основе данных ФНС на сайте www.nalog.ru.
Бюджет Тюменской области стабильно растет, наблюдается увеличение поступлений. Что касается налога на имущество организаций, то поступления от данного налога в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличились на 491 598 руб. и составили 3 390 454 руб. Сравнивая 2011 и 2010 года, также наблюдается увеличение показателя 2011 года на 600 330 руб., который составил 3 990 784 руб. [3].
В связи с тем, что в ноябре 2010 г. вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, снижающие базовую ставку транспортного налога в два раза и предоставляющие субъектам Федерации (в том числе Тюменской области) право обнулить ставку для автомобилей мощностью менее 150 лошадиных сил, наблюдается снижение доходов от транспортного налога в 2011 году.
Значительное снижение доходов наблюдается и по игорному бизнесу, поскольку с 1 июля 2009 г. деятельность игорных заведений в Тюменской области была запрещена [1].
Рассмотрим более подробно на представленной ниже таблице 3 динамику роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области на 01.12.2012 год по сравнению с 01.12.2011 год [5].
Таблица 3 – Динамика роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области за январь – декабрь 2011-2012 гг. (млн. руб.).
Показатель |
01.12.2011 |
01.12.2012 |
Темп роста, % |
Абсолютное отклонение (млн. руб) |
Налог на имущество организаций |
3 955,5 |
5 041,7 |
127,5 |
1 086,2 |
Транспортный налог |
561,5 |
681,4 |
121,4 |
119,9 |
- налог с организаций |
245,2 |
307,1 |
125,2 |
61,9 |
- налог с физических лиц |
316,3 |
374,3 |
118,3 |
58,0 |
Источник: Составлено на основе данных УФНС по Тюменской области на сайте www.r72.nalog.ru.
Более наглядно динамику роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области за январь – декабрь 2011 – 2012 гг. можно рассмотреть на рисунке, расположенном ниже.
Рисунок 1 – Динамика роста поступлений региональных налогов в бюджет Тюменской области за январь – декабрь 2011 – 2012 гг. (млн. руб.).
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Поступления налога на имущество организаций в истекшем периоде текущего года продолжают показывать относительно высокие темпы роста (127,5%). На положительную динамику во многом повлияли мероприятия в области совершенствования администрирования налогообложения имущества юридических лиц, прежде всего, причиной послужило внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, и так [5]:
1. Изменен порядок информационного обмена сведениями, необходимыми для исчисления транспортного налога. С 1 января 2011 года в Налоговом кодексе Российской Федерации для всех органов, учреждений, организаций и должностных лиц, за исключением органов ЗАГСа (для органов ЗАГСа - с 1 января 2013 года), введена обязанность предоставления налоговым органам сведений, необходимых для исчисления налогов, в электронном виде;
2. Уменьшены базовые ставки по транспортному налогу;
3. Отменены авансовые платежи по транспортному налогу гражданам;
4. Введена Единая форма налогового уведомления, которая позволила не только проинформировать граждан о всех налоговых обязательствах в рамках одного документа, но и существенно сократить затраты федерального бюджета на формирование и рассылку налоговой корреспонденции;
5. Разработана форма заявления для обращения налогоплательщиков - физических лиц в налоговые органы в случае выявления ими в налоговом уведомлении недостоверной информации о принадлежащем им имуществе (в нашем случае - транспорте), и др.
Положительная динамика наблюдается и по поступлениям транспортного налога, в целом темп роста составил 121,4%, в том числе по транспортному налогу физических лиц – рост на 18,3%, сложившись в объеме 374,3 млн. руб., транспортного налога с организаций мобилизовано на 25,2% или 62,0 млн. руб. больше, чем за соответствующий период 2011 года [5].
Можно отметить следующие факторы роста налогового потенциала Тюменской области по налогу на имущество организаций [1]:
1. Повышение темпов экономического роста и инвестиционной активности хозяйствующих субъектов;
2. Увеличение объемов иностранных инвестиций, привлекаемых для финансирования основного капитала организаций;
3. Снижение заинтересованности организаций в минимизации налога на имущество за счет использования незаконных схем ухода от налогообложения (в том числе выявление объектов основных средств, не поставленных на учёт);
4. Проведение мер по обеспечению полноты поступления доходов в бюджет округа за счет сокращения задолженности прошлых лет и недопущения возникновения задолженности по текущим платежам.
Большая доля доходов бюджетов всех уровней, в том числе и региональных, - налоговые поступления, которые в свою очередь зависят от состояния и динамики налогооблагаемой базы, ее законодательного обеспечения.
Немалого эффекта в увеличении собираемости платежей в казну можно добиться целенаправленными, согласованными действиями административных, финансовых и контролирующих организаций.
Основные причины недополучения средств в бюджет Тюменской области следующие [1]:
Нарушение налогового законодательства;
Нарушения в организации предпринимательской деятельности и малого бизнеса;
Нарушения при применении контрольно-кассовых машин;
Недостаточный учет состояния и динамики налогооблагаемой базы;
Задолженность по платежам в бюджеты;
Наполнение бюджета за счет реальных денежных средств;
Ответственности руководителей предприятий за своевременный возврат полученных бюджетных ссуд.
Тюменская область теряет большие бюджетные средства в организации предпринимательской деятельности, малого бизнеса.
Так при регистрации субъектов предпринимательской деятельности не осуществляется контроль за формированием уставного капитала (фонда) на момент регистрации и в период деятельности предприятий до размеров, установленных учредительными документами.
При регистрации не осуществляется должного контроля за наличием полного комплекта учредительных документов и наличием всех реквизитов в учредительных документах в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Нарушаются сроки и порядок передачи учредительных документов в налоговые инспекции для постановки на налоговый учет. Не соблюдается порядок ликвидации предприятий.
В настоящее время широко известно понятие фирм – однодневок, то есть это предприятия, которые не представляют отчеты в налоговые инспекции и формально не ведут финансово-хозяйственную деятельность, но на деле продолжают всевозможные торговые операции, прокручивая в обороте многомиллионные суммы наличных денежных средств. Такие предприятия, как правило, зарегистрированы по адресу массовой регистрации [4].
Таким образом, для увеличения поступлений региональных налогов были разработаны некоторые предложения [1]:
1. Распространить порядок обращения взыскания на имущество предприятий - недоимщиков не только по задолженности по налогам и платежам, но и по штрафным санкциям (пени);
2. Упростить процедуру обращения взыскания недоимки на дебиторскую задолженность, исключив обязательность наличия подписей руководителей и главного бухгалтера предприятия-дебитора;
3. Погашать недоимку за счет обращения взыскания на имущество учредителей предприятия-должника;
4. Начислять пени на оставшуюся просроченную сумму недоимки со дня предоставления отсрочки, а не с момента образования недоимки;
5. Решить вопрос с Главным управлением Центробанка об оказании практической помощи в своевременном зачислении налоговых средств в бюджеты при наличии дебетового сальдо у ряда банков.
Литература
1. Курбанова Т,А. Роль налоговых доходов в бюджете субъекта HA (на примере ХМАО - Югры) [Текст]: / Т.А. Курбанова // Сибирская ассоциация консультантов.
2. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации №1-НМ за 2009 – 2012 гг. - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/
3. Отчет о начислении и поступлении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации №1-НМ за 2009 – 2012 гг. - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nalog.ru/
4. Письмо ФНС России от 11.02.2010 № 3−7−07/84
5. Сведения о поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему за 11 месяцев 2012 года/ - [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.nalog.ru/
6. http://www.admtyumen.ru/