МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГОВОГО УЧЕТА ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно ст. 313 НК РФ налоговый учёт по налогу на прибыль предприятий - это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль предприятий на основе данных первичных документов, сгруппированных согласно с порядком, предусмотренным действующим налоговым законодательством [1].

Целями ведения налогового учёта по налогу на прибыль предприятий являются:

1) формирование полной и достоверной информации о порядке учёта для целей налогообложения хозяйственных операций, выполнённых налогоплательщиком в течение отчётного (налогового) периода;

2) обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет определенных налогов.

Система налогового учёта по налогу на прибыль организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности иcпoльзoвaния норм и правил налогового учёта, т. е. иcпoльзуется последовательно от одного налогового периода к другому. Порядок ведения налогового учёта по налогу на прибыль предприятий устанавливается налогоплательщиком в учётной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Все изменения порядка учёта отдельных хозяйственных операций и объектов в целях налогообложения выполняются налогоплательщиком в случае изменения законодательства либо применяемых методов учёта. Причем решения о любых изменениях должны отражаться в учётной политике для целей налогообложения и применяться с начала нового налогового периода.

Данные налогового учёта по налогу на прибыль предприятий должны отражать:

1) порядок формирования суммы доходов и расходов;

2) порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периода;

3) сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

4) порядок формирования сумм создаваемых резервов;

5) сумму задолженности по расчётам с бюджетом по налогу на прибыль.

Подтверждением данных налогового учёта по налогу на прибыль организаций являются первичные учётные документы, аналитические регистры налогового учёта и расчёт налоговой базы. Такие три группы документов составляют систему налогового учёта по налогу на прибыль, структура которой является трёхуровневой:

1) уровень первичных учётных документов;

2) уровень аналитических регистров налогового учёта;

3) уровень налоговой декларации (расчёта налоговой базы по налогу).

Система налогового учёта обязана обеспечить порядок первичной регистрации фактов (учёт доходов и расходов) и формирование показателей налоговой декларации по налогу на прибыль. Из этого следует, что система налогового учёта по налогу на прибыль предприятий характеризуется строгими вертикальными однонаправленными связями между всеми её уровнями.

Вертикальные однонаправленные связи в системе налогового учёта - это связи между уровнями системы налогового учёта по налогу на прибыль, сущность которых заключается в том, что данные налогового учёта из первичных документов попадают в аналитические регистры налогового учёта, где обобщаются, а затем уже обобщённая информация заносится в налоговую декларацию по налогу на прибыль. Движение информации между уровнями в рамках системы налогового учёта по налогу на прибыль предприятий идёт снизу вверх: от первичных учётных документов к аналитическим регистрам налогового учёта и далее к расчёту налоговой базы по налогу это движение чётко однонаправлено снизу вверх, тогда как движение данных налогового учёта сверху вниз: от расчёта налоговой базы по налогу на прибыль к первичным документам невозможно и бессмысленно.

Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами, которые служат первичными учётными документами. Это означает, что данные обо всех хозяйственных операциях, в том числе и данные налогового учёта, первоначально фиксируются в первичных учётных документах, а уже затем обобщаются в аналитических регистрах налогового учёта [1].

Данные налогового учёта - это показатели, которые учитываются в разработочных таблицах, справках бухгалтера и других документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование данных налогового учёта предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учёта для целей налогообложения. Причем аналитический учёт данных обязан быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы.

При хранении регистров налогового учёта обязана обеспечиваться их защита от несанкционированных исправлений. Исправление ошибки в регистре налогового учёта должно быть обосновано и подтверждено подписью лица, внёсшего исправление, с указанием даты и обоснованием внесённого исправления.

Налоговые органы разработали и предложили свою систему аналитических регистров налогового учёта, которые группируются следующим образом хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком:

1) группа регистров промежуточных расчётов, которые предназначены для отражения и расчётов промежуточных показателей, нужных для формирования налоговой базы в порядке, предусмотренном НК РФ. Причем под промежуточными показателями понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, т. е. их значения хоть и участвуют в формировании отчётных данных, но не в полном объёме через специальные расчёты либо в составе обобщающего показателя. Показатели регистров данной группы должны в полном объёме отразить все этапы проведения промежуточных расчётов и величину всех показателей, участвующих в расчёте;

2) группа регистров учёта состояния единицы налогового учёта. Такие регистры являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учёта, информация о которых используется более одного отчётного (налогового) периода. Ведение этих регистров должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учёта на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учёта по времени. Содержащаяся в регистрах информация о величине показателей используется для формирования суммы расходов, подлежащих учёту в составе того либо иного элемента затрат в текущем отчётном периоде;

3) группа регистров учёта хозяйственных операций. Такие регистры являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем либо другим образом влияют на величину налоговой базы в текущем либо будущем периодах. Перечень регистров включает все основные операции, связанные с утратой либо получением права собственности на объекты гражданских прав по сделкам с третьими лицами;

4) группа регистров формирования отчётных данных. Ведение регистров формирования отчётных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений определенных строк налоговой декларации. Обобщающим признаком для всех выше перечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчётности. Одновременно в этих регистрах как итог расчётов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учёта состояния единицы налогового учёта либо регистры промежуточных расчётов;

5) группа регистров учёта целевых средств некоммерческими организациями. Такие регистры используются исключительно некоммерческими организациями для отражения операций по поступлению и использованию целевых средств [2].

По мнению экономистов, реальный практический интерес представляет следующая система аналитических налоговых регистров. Она избавлена от двух главных недостатков: громоздкости и непростости определения доходов и расходов по кассовому методу. Данная система предусматривает исключительно два аналитических регистра - регистр доходов и регистр расходов.

1. Регистр доходов включает в себя следующие показатели:

· дата операции;

· хозяйственная операция;

· вид дохода;

· дата оплаты;

· документ оплаты;

· дата передачи товаров, осуществления работ, оказания услуг;

· документ передачи товаров, осуществления работ, указания услуг;

· сумма (без НДС).

2. Регистр расходов включает в себя следующие показатели:

· дата операции;

· хозяйственная операция;

· вид расходов;

· дата оплаты;

· документ оплаты;

· дата начисления расхода: для сырья, материалов - дата списания в производство; для прочих расходов (материальных, на оплату труда, процентов, услуг, на уплату налогов и сборов) - дата погашения задолженности; для амортизации - дата начисления;

· документ начисления расхода: для сырья, материалов - акт списания в производство, для расходов на оплату труда - расчётная ведомость и т. д.;

· сумма.

В практической работе по исчислению налога на прибыль необходимы к тому же документы расчёта учитываемых для налогообложения процентов, расходов на рекламу, представительских расходов, расходов на оплату услуг нотариусов, расчёты амортизации, расчёты налогов и прочие расчёты.

Таким образом, налог на прибыль предприятий исчисляется на основе данных аналитических налоговых регистров, составляющих второй уровень системы налогового учёта. На этом уровне происходит накопление, обобщение и систематизация данных налогового учёта по объектам налогообложения налогом на прибыль предприятий, полученных из первичных учётных документов [2].

Третьим уровнем налогового учёта является уровень налоговой декларации по налогу на прибыль предприятий (уровень расчёта налоговой базы). Напомним, что налоговая декларация содержит в себе все показатели, установленные в качестве обязательных для расчёта налоговой базы. Расчёт налоговой базы по налогу на прибыль составляется на основе обобщающих данных из аналитических регистров налогового учёта.

Расчёт налоговой базы по налогу на прибыль предприятий в обязательном порядке обязан содержать следующие данные:

1) период, за который определяется налоговая база (с начала налогового периода нарастающим итогом);

2) сумма доходов от реализации, полученных в отчётном (налоговом) периоде, в том числе:

· выручка от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и, кроме того, выручка от реализации имущества, имущественных прав;

· выручка от реализации ценных бумаг;

· выручка от реализации покупных товаров;

· выручка от реализации финансовых инструментов срочных сделок, не обращающихся на организованном рынке;

· выручка от реализации товаров (работ, услуг) обслуживающих производств и хозяйств;

3) сумма расходов, произведённых в отчётном (налоговом) периоду, уменьшающих сумму доходов от реализации, в том числе:

· расходы на производство и реализацию товаров (работ, услуг) собственного производства и, кроме того, расходы, понесённые при реализации имущества, имущественных прав. Причем общая сумма расходов уменьшается на суммы остатков незавершённого производства, остатков продукции на складе и продукции отгруженной, но не реализованной на конец отчётного (налогового) периода;

· расходы, понесённые при реализации ценных бумаг;

· расходы, понесённые при реализации покупных товаров;

· расходы, связанные с реализацией основных средств;

· расходы, понесённые обслуживающими производствами и хозяйствами при реализации ими товаров (работ, услуг);

4) прибыль (убыток) от реализации, в том числе:

· прибыль от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства и, кроме того, выручка от реализации имущества, имущественных прав;

· прибыль (убыток) от реализации ценных бумаг;

· прибыль (убыток) от реализации покупных товаров;

· прибыль (убыток) от реализации основных средств;

· прибыль (убыток) от реализации обслуживающих производств и хозяйств;

5) сумма внереализационных доходов;

6) сумма внереализационных расходов;

7) прибыль (убыток) от внереализационных операций;

8) итого налоговая база за отчётный (налоговый) период.

Итак, налог на прибыль предприятий исчисляется в налоговой декларации, составляющей третий уровень системы налогового учёта. На этом уровне происходит расчёт налоговой базы и сумм самого налога на прибыль предприятий, вместе с этим расчётные показатели для расчёта налога берутся из аналитических регистров налогового учёта [3].

Таким образом, налоговый учёт - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль на основе данных первичных документов, сгруппированных согласно с порядком, предусмотренным НК PФ.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: федеральный закон Российской Федерации от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 30.07.2010 № 242-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. – 2000. - № 32. – Ст. 3340; Российская газета. - 2012. – 3 августа. – С. 327.

  2. Гладышева Ю.П. Как организовать налоговый учет [Текст]: учебное пособие / Ю.П. Гладышева. - М.: Бератор-Пресс, 2011. – 184 с.

  3. Организация бухгалтерского и налогового учета на предприятиях [Электронный ресурс] // Налоговое планирование: сайт. – Режим доступа: http://uchebnik.kz/

 

4

 

Просмотров работы: 4611