Быстрое реагирование на изменение конъюнктуры рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом и развивается в отраслях, непривлекательных для крупного бизнеса - все эти черты малого бизнеса являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке.
Важнейшим фактором повышения эффективности предприятий малого бизнеса является улучшение управления.
Совершенствование форм и методов управления на предприятиях малого бизнеса возможно с помощью внедрения современных информационных технологий которые помогают наиболее эффективно анализировать, прогнозировать и принимать управленческие решения в сфере малого бизнеса.
Разработка автоматизированных систем комплексного анализа работы предприятий является одним из методологических приемов, позволяющим за счет применения современных информационных технологий повысить эффективность работ по комплексному экономическому анализу.
Эффективность финансового состояния предприятия малого бизнеса зависит от использования информационной базы. Финансовая отчетность предприятия требует ежедневной структуризации большого объема данных и постоянного использования статистических методов обработки финансовой информации, что достигается компьютеризацией финансовой отчетности.
Использование информационных технологий в малом бизнесе имеет свои особенности и специфику [2]. Подробнее рассмотрим их в табл.1:
Особенности использования информационных технологий в
секторе малого бизнеса
Таблица 1
Особенность СМБ |
Особенность МБ в сфере использования ИТ |
МБ - значительный сегмент рыночной экономики. В России он имеет большие перспективы роста |
Растет спрос на ИТ - специалистов. К сегменту МБ значительный интерес проявляют разработчики ИС и ИТ, выводя на данный рынок специализированные продукты |
Малый масштаб деятельности при сохранении большинства функций управления (обозримость деятельности) |
Потребность в автоматизации широкого спектра функций управления при ограниченной глубине их реализации порождает потребность в широких по функциям интегрированных системах, построенных по принципу «Все в одном» |
Ограниченность ресурсов |
Малый бизнес ограничен в возможностях: а) использования дорогостоящих технических средств и технологий и создания целостной ИТ инфраструктуры; б) приобретения широкого спектра программных средств; в) разработки собственных систем и технологий; г) привлечения высококвалифицированных специалистов для создания и обслуживания ИТ – инфраструктуры |
Единство права собственности и управления |
а) решения о внедрении информационных технологий принимается узким кругом, чаще одним собственником-руководителем. Качество решений зависит от индивидуальных особенностей руководителя и уровня его знаний в области компьютерных технологий; б) минимальное разделение труда в деятельности работников предприятия также порождает спрос на интегрированные продукты, реализующие несколько функций управления в рамках одной системы |
Узкая специализация в купе с многовекторностью малых предприятий |
а) потребность в реализации разноплановых функций учета и управления; б) сложность использования комплексной информационной системы в силу разноплановости реализуемых функций |
Выбор (смена) схем налогообложения |
а) учет специальных налоговых режимов при использовании тиражных систем; б) потребность в быстрых изменениях при смене системы налогообложения |
Отраслевая специфика |
Требует использования специализированного ПО с более высокой стоимостью |
Для автоматизации и информационной поддержки работы предприятий различных сфер, чья финансовая и хозяйственная деятельность нередко значительно отличается друг от друга, разрабатываются программные пакеты, ориентированные на работу в определенной сфере экономики или бизнеса [3]. Среди таких программных пакетов особо выделяются системы для автоматизации малого бизнеса. Такие системы, как правило, предназначены для ведения учета по одному или нескольким направлениям финансово-хозяйственной деятельности предприятия (бухгалтерский учет, сбыт, склады, учет кадров, и т. д.).
Наиболее известными и популярными локальными системами для малого бизнеса являются программные продукты таких производителей, как: «1C», «БЭСТ-5», «Инфософт», ИТЦ «ФРЕГАТ».
Таким образом, работа современного предприятия невозможна без надежной и эффективной информационной поддержки его деятельности. Объем накапливаемых данных непрерывно растет, а их обработка усложняется. Конкурентоспособность и процветание современного бизнеса напрямую зависят от скорости сбора и качества анализа информации, необходимой для принятия правильных управленческих решений. В этих условиях даже небольшие компании не могут обойтись без использования информационных управленческих систем.
Список использованной литературы:
1). Экономикапредприятия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. — 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.
2). Провалов В. С., ЕфимоваЕ. В. «Информационные технологии в малом бизнесе: особенности использования»
3). Информационные технологии. Е.Л. Румянцева, В.В. Слюсарь - М.: Форум, Инфра-М, 2007. — 256 с.
4). http://info-tehnologii.ru/ros_rin/klaas_prog_prod/index.html - классификация программных продуктов