Очень часто в конфликте люди неправильно воспринимают свои действия, намерения и позиции, равно как и поступки и точки зрения оппонента, что позволило нам говорить о возможности и своевременности обсуждения проблемы взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и репрезентативными системами индивида.
Анализ литературы показал, что, несмотря на большой интерес к разработкам в области НЛП и признание значимости проблемы разрешения конфликтов, вопрос об индивидуально-психологическом компоненте деятельности в конфликтной ситуации рассматривается, как правило, изолировано от поведенческого аспекта. Кроме того, необходимо отметить, что исследованиям подобного рода в воинской среде должного внимания не уделяется.
Целью настоящего исследования явился анализ действий военнослужащего в конфликтных ситуациях на основе некоторых его личностных и поведенческих характеристик.
На первом этапе исследования был проведен анкетный опрос, в котором приняло участие 35 офицеров. Среди них 21 офицер занимает должность командира взвода, 9 – командира роты, 5 – другие должности, но в прошлом также имели опыт воспитательной работы с личным составом.
В процессе опроса был обнаружен большой разброс мнений о наиболее важных и значимых психологических характеристиках, учитываемых офицерами при построении своей воспитательной работы.
Каждому опрошенному было предложено проранжировать предложенные психические качества личности военнослужащего, которые необходимо учитывать при организации воспитательного процесса. 45 % опрошенных на первое место поставили темперамент, 36 % - характер, 16 % - психическую направленность, 3 % - психологическую устойчивость. Репрезентативные системы как первоочередной фактор никем отмечен не был. Не были репрезентативные системы указаны и на втором месте среди предложенных характеристик. 9 % респондентов поставили их на 3-е место, оставшиеся опрошенные отнесли репрезентативные системы либо на 4-е, либо на 5-е место, как наименее значимое психическое качество.
При этом следует отметить, что из числа опрошенных лишь 9 % респондентов заявили о том, что они вообще знают о существовании репрезентативных систем. Однако в то же время практически половина из них при рассмотрении самого понятия «репрезентативной системы» выбрало неправильную трактовку, что позволяет говорить или о неискренности ответов, или о весьма поверхностном понимании предмета обсуждения. Анализ ответов на следующий вопрос в принципе подтвердил предположения. Так, источником информации о репрезентативных системах были указаны: в случае правильного понимания этого феномена специальная психологическая литература, в случае неверного – разговоры окружающих.
2 % опрошенных офицеров считают, что благодаря знанию особенностей проявления репрезентативных систем можно более качественно в своей психолого-педагогической деятельности подойти к изучению личности военнослужащего, к раскрытию его внутренних проблем. В то же время даже и эти респонденты, наряду с остальными, заявили о том, что в своей практике никогда не использовали этих знаний.
Таким образом, можно сделать вывод о практически полном отсутствии у офицеров-воспитателей знаний в этой области психологии. В противоречие с этим вступает тот факт, что все 100 % опрошенных заявили о своем желании познакомиться или углубить свои познания по данному вопросу. Это послужило поводом для проведения дальнейших исследований.
На втором этапе была осуществлена оценка взаимосвязи между проявлениями ведущей репрезентативной системы и стратегией поведения в конфликте. Исследование было проведено на курсантах одного из военных вузов Министерства обороны РФ.
В ходе исследования была выявлена определенная динамика распределения стратегий поведения в конфликте. Так, наиболее высокие показатели конкурентного поведения отмечаются на 1 курсе (33,3 %), и далее наблюдается плавное снижение этого показателя до 24,2 % к 4 курсу обучения. В то же время показатели проявления сотрудничающей стратегии поведения, наоборот, имеют тенденцию к возрастанию - с 18,8 % на 1 курсе до 25,7 % к 4 курсу. Стратегия уклонения от участия в конфликте также обнаруживает тенденцию к увеличению – от 10,3 % на 1 и 2 курсах к 22,2 % на 4 курсе. Стратегия приспособления проявляется с достоверно неразличимой частотой на 1, 2 и 3 курсах (16,3 %, 15,7 % и 16,5 % соответственно) и резко сокращается на 4 курсе. Этот показатель уменьшается фактически в 2 раза и составляет 8,3 %. Наибольший разброс показателей наблюдается по использованию стратегии компромисса. Наиболее часто она встречается у курсантов 2 курса – 30,4 %, меньше всего у курсантов 3 курса – 12,4 %, и практически в равной мере у курсантов 1 и 4 курса (21,3 % и 19,6 % соответственно).
Изучение конфликтности производилось с учетом характерологических особенностей курсантов. Было установлено, что практически все участники эксперимента являются акцентуированными личностями. В соответствии с полученными данными, все акцентуанты были отнесены к четырем основным группам характера: психастенической (17 %); истероидной (17 %); лабильной (29 %); эпилептоидной (35 %). При этом наиболее конфликтными являлись представители истероидной группы. Самый низкий уровень конфликтности наблюдался у представителей психастенической группы характеров.
В ходе исследования были выявлены наиболее часто встречающиеся стили поведения для отдельных курсантов, имеющих различные акцентуации характеров. Так, для представителей психастенической и лабильной групп более действенными являются способы, носящие либеральный характер (компромисс, создание атмосферы товарищества, использование знаков одобрения, приспособление, уступка, уклонение). Представители эпилептоидной группы явились сторонниками наиболее жестких способов управления конфликтами (конкуренция). Представители истероидной группы характеров выделили приемы, которые способны обеспечить их должным вниманием (конкуренция, компромисс).
Оценка частоты встречаемости ведущей репрезентативной системы позволила сделать заключение о том, что наиболее часто встречающейся у курсантов является визуальная система (от 35,7 % до 44,4 % случаев).
Анализ взаимосвязи между репрезентативной системой и стратегией поведения в конфликте позволил сделать следующие выводы. Визуалы предпочитают роль «обвинителя», обличающего других во всех смертных грехах, и, кстати, принимающего соответствующую случаю агрессивную позу. Статистические данные свидетельствуют о том, что они выбирают стратегию конкуренции. Аудиалы стараются либо отстраниться от неприятностей (реже), либо (куда чаще) принять роль «отвлекателя» — например, во время конфликта они могут неожиданно прервать оппонента, спросив, сколько времени, или просто улизнуть, сославшись на что-то важное. Результаты показывают, что характерными для них являются стратегии уклонения. Кинестетики предпочитают роль «умиротворителя» и, конечно, если их не задели «за живое», стараются как-то сгладить разногласие, извиниться или попросить прощения. Наиболее часто встречающиеся стратегии поведения здесь – это компромисс, иногда сотрудничество. Аналогичные данные получены и по представителям дискретной репрезентативной системы.
Настоящее исследование не является завершенным. Планируется разработка практических рекомендаций по урегулированию конфликтных ситуаций среди военнослужащих на основе учета предпочитаемых репрезентативных систем и доминирующих стратегий поведения.