ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИЙ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ И РЕПРЕЗЕНТАТИВНЫХ СИСТЕМ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день общественность предъявляет серьезные требования к человеку, его личности, взаимоотношениям с окружающей действительностью. Человек живет среди людей и, взаимодействуя с ними, реализует свои потребности, желания, преследует собственные цели и потребности. Он познает, анализирует, оценивает окружающий мир на основе своих индивидуально-психологических особенностей, которые обусловливают его репрезентативную систему. Следовательно, отношения и взаимодействия людей складываются на основе предпочитаемых ими репрезентативных систем.

Очень часто в конфликте люди неправильно воспринимают свои действия, намерения и позиции, равно как и поступки и точки зрения оппонента, что позволило нам говорить о возможности и своевременности обсуждения проблемы взаимосвязи между стратегиями поведения в конфликтной ситуации и репрезентативными системами индивида.

Анализ литературы показал, что, несмотря на большой интерес к разработкам в области НЛП и признание значимости проблемы разрешения конфликтов, вопрос об индивидуально-психологическом компоненте деятельности в конфликтной ситуации рассматривается, как правило, изолировано от поведенческого аспекта. Кроме того, необходимо отметить, что исследованиям подобного рода в воинской среде должного внимания не уделяется.

Целью настоящего исследования явился анализ действий военнослужащего в конфликтных ситуациях на основе некоторых его личностных и поведенческих характеристик.

На первом этапе исследования был проведен анкетный опрос, в котором приняло участие 35 офицеров. Среди них 21 офицер занимает должность командира взвода, 9 – командира роты, 5 – другие должности, но в прошлом также имели опыт воспитательной работы с личным составом.

В процессе опроса был обнаружен большой разброс мнений о наиболее важных и значимых психологических характеристиках, учитываемых офицерами при построении своей воспитательной работы.

Каждому опрошенному было предложено проранжировать предложенные психические качества личности военнослужащего, которые необходимо учитывать при организации воспитательного процесса. 45 % опрошенных на первое место поставили темперамент, 36 % - характер, 16 % - психическую направленность, 3 % - психологическую устойчивость. Репрезентативные системы как первоочередной фактор никем отмечен не был. Не были репрезентативные системы указаны и на втором месте среди предложенных характеристик. 9 % респондентов поставили их на 3-е место, оставшиеся опрошенные отнесли репрезентативные системы либо на 4-е, либо на 5-е место, как наименее значимое психическое качество.

При этом следует отметить, что из числа опрошенных лишь 9 % респондентов заявили о том, что они вообще знают о существовании репрезентативных систем. Однако в то же время практически половина из них при рассмотрении самого понятия «репрезентативной системы» выбрало неправильную трактовку, что позволяет говорить или о неискренности ответов, или о весьма поверхностном понимании предмета обсуждения. Анализ ответов на следующий вопрос в принципе подтвердил предположения. Так, источником информации о репрезентативных системах были указаны: в случае правильного понимания этого феномена специальная психологическая литература, в случае неверного – разговоры окружающих.

2 % опрошенных офицеров считают, что благодаря знанию особенностей проявления репрезентативных систем можно более качественно в своей психолого-педагогической деятельности подойти к изучению личности военнослужащего, к раскрытию его внутренних проблем. В то же время даже и эти респонденты, наряду с остальными, заявили о том, что в своей практике никогда не использовали этих знаний.

Таким образом, можно сделать вывод о практически полном отсутствии у офицеров-воспитателей знаний в этой области психологии. В противоречие с этим вступает тот факт, что все 100 % опрошенных заявили о своем желании познакомиться или углубить свои познания по данному вопросу. Это послужило поводом для проведения дальнейших исследований.

На втором этапе была осуществлена оценка взаимосвязи между проявлениями ведущей репрезентативной системы и стратегией поведения в конфликте. Исследование было проведено на курсантах одного из военных вузов Министерства обороны РФ.

В ходе исследования была выявлена определенная динамика распределения стратегий поведения в конфликте. Так, наиболее высокие показатели конкурентного поведения отмечаются на 1 курсе (33,3 %), и далее наблюдается плавное снижение этого показателя до 24,2 % к 4 курсу обучения. В то же время показатели проявления сотрудничающей стратегии поведения, наоборот, имеют тенденцию к возрастанию - с 18,8 % на 1 курсе до 25,7 % к 4 курсу. Стратегия уклонения от участия в конфликте также обнаруживает тенденцию к увеличению – от 10,3 % на 1 и 2 курсах к 22,2 % на 4 курсе. Стратегия приспособления проявляется с достоверно неразличимой частотой на 1, 2 и 3 курсах (16,3 %, 15,7 % и 16,5 % соответственно) и резко сокращается на 4 курсе. Этот показатель уменьшается фактически в 2 раза и составляет 8,3 %. Наибольший разброс показателей наблюдается по использованию стратегии компромисса. Наиболее часто она встречается у курсантов 2 курса – 30,4 %, меньше всего у курсантов 3 курса – 12,4 %, и практически в равной мере у курсантов 1 и 4 курса (21,3 % и 19,6 % соответственно).

Изучение конфликтности производилось с учетом характерологиче­ских особенностей курсантов. Было установлено, что практически все участники эксперимента являются акцентуированными личностями. В соответствии с полученными данными, все акцентуанты были отнесены к че­тырем основным группам характера: психастенической (17 %); истероидной (17 %); лабильной (29 %); эпилептоидной (35 %). При этом наиболее конфликт­ными являлись представители истероидной группы. Самый низкий уровень конфликтности наблюдался у представителей психастенической группы харак­теров.

В ходе исследования были выявлены наиболее часто встречающиеся стили поведения для отдельных курсантов, имеющих различные акцентуации характеров. Так, для представителей психастенической и лабильной групп более дей­ственными являются способы, носящие либеральный характер (компромис­с, создание атмосферы товарищества, использование знаков одобрения, приспособление, уступка, уклонение). Представители эпилептоидной группы явились сторонниками наиболее жестких способов управления конфликтами (конкуренция). Представители истероидной группы характеров выделили приемы, кото­рые способны обеспечить их должным вниманием (конкуренция, компромисс).

Оценка частоты встречаемости ведущей репрезентативной системы позволила сделать заключение о том, что наиболее часто встречающейся у курсантов является визуальная система (от 35,7 % до 44,4 % случаев).

Анализ взаимосвязи между репрезентативной системой и стратегией поведения в конфликте позволил сделать следующие выводы. Визуалы предпочитают роль «обвините­ля», обличающего других во всех смертных грехах, и, кста­ти, принимающего соответствующую случаю агрессивную позу. Статистические данные свидетельствуют о том, что они выбирают стратегию конкуренции. Аудиалы стараются либо отстраниться от неприятностей (реже), либо (куда чаще) принять роль «отвлекателя» — например, во время конфликта они могут не­ожиданно прервать оппонента, спросив, сколько времени, или просто улизнуть, сославшись на что-то важное. Результаты показывают, что характерными для них являются стратегии уклонения. Кинестетики предпочитают роль «умиротворителя» и, ко­нечно, если их не задели «за живое», стараются как-то сгладить разногласие, извиниться или попросить проще­ния. Наиболее часто встречающиеся стратегии поведения здесь – это компромисс, иногда сотрудничество. Аналогичные данные получены и по представителям дискретной репрезентативной системы.

Настоящее исследование не является завершенным. Планируется разработка практических рекомендаций по урегулированию конфликтных ситуаций среди военнослужащих на основе учета предпочитаемых репрезентативных систем и доминирующих стратегий поведения.

Просмотров работы: 1804