СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТАВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УСТАВНЫХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В разработке теоретических основ и практических рекомендаций по предупреждению неуставных взаимоотношений между военнослужащими военная педагогика и психология исходят из отечественного и зарубежного опыта военного строительства. Их же современное состояние формируется и видоизменяется под воздействием многих как субъективных, так и объективных факторов. Именно это зачастую затрудняет работу офицеров по их профилактике и преодолению. Учитывая же то, что рассматриваемый вид девиантного поведения формируется, прежде всего, на межличностном уровне, представляется целесообразным его психолого-педагогический анализ.

С точки зрения отечественной военной педагогики неуставные взаимоотношения рассматриваются как социально-психологическое явление, выражающееся в моральном или физическом (моральном и физическом) воздействии отдельных военнослужащих (групп военнослужащих) на сослуживцев с целью достижения определенных служебных или социальных привилегий за счет других лиц. Здесь как бы реализуется их потребность в личностной самореализации и компенсации состояния неудовлетворенности групповым или личностным положением.

Войсковые исследования последних лет показывают, что среди причин нарушения уставных правил взаимоотношений выделяются две группы: объективные и субъективные. К числу объективных причин относятся сохраняющиеся явления социальной нестабильности, прежде всего регионального и местного уровней; издержки в обеспечении прав и гарантий военнослужащих; условия военно-профессиональной деятельности и быта военнослужащих и некоторые другие.

В то же время причины субъективного характера лишь видоизменяются. Сейчас в их перечень входят отклонения в психическом развитии военнослужащих по призыву, своеобразие проявления сформировавшихся до службы личностных особенностей. Весьма существенна неподготовленность (прежде всего психолого-педагогическая) командиров и начальников к ведению целенаправленной превентивной воспитательной деятельности, их нежелание изменять стихийно сформировавшиеся отношения между военнослужащими, не затрагивающие их служебных интересов, формализм и самоустранение некоторых руководителей воинских подразделений от исполнения своих служебных обязанностей.

Специальные исследования показали, что в последние годы неуставные взаимоотношения приобрели специфические особенности. Несмотря на снижение их общего количества, сохраняется их достаточно высокая доля в общей структуре воинских преступлений, усиливается изощренность, дерзость и жестокость. В некоторых подразделениях и частях формируются укрупненные земляческие группы, которые в борьбе за лидерство преимущественно используют неуставные формы. Отдельные военнослужащие, проходящие воинскую службу вблизи мест призыва, используют местные криминальные круги для оказания давления на своих сослуживцев. В структуру неуставных взаимоотношений в последние годы привнесены элементы «дикого рынка», «армейского рэкета», «постановка на счетчик», получение материальных выгод от различного рода услуг и др.

В психолого-педагогической структуре неуставных взаимоотношений следует выделять объект (на кого они направлены), субъект (кто осуществляет неуставное воздействие), а также формы, с помощью которых осуществляется неуставное воздействие на военнослужащего.

В число объектов неуставных взаимоотношений, как правило, входят военнослужащие первого, реже второго периодов службы, а также некоторые военнослужащие третьего и даже четвертого периодов из слабой группы социально запущенных. При этом наиболее злостным нападкам подвергаются те из них, кто сопротивляется неправомерным действиям своих старших сослуживцев.

Круг субъектов более широк. В него входит часть военнослужащих второго (пример ревностного выполнения требований старослужащих) и третьего (непосредственное исполнение санкций старослужащих) периодов службы. Качество исполнения всех ролей в иерархии неуставных взаимоотношений контролируют военнослужащие последнего периода службы.

Войсковая практика показывает, что формы неуставных взаимоотношений достаточно разнообразны. Однако во многих частях в их число входят физическое или психологическое насилие (издевательство), возложение на военнослужащих служебных обязанностей других лиц, выполнение не предусмотренных уставом «ритуалов», денежные поборы и др. Военные педагоги отмечают, что в различных военных округах, соединениях и частях их перечень может отличаться, однако суть (физическая, моральная или нравственная дискриминация) остается неизменной.

Исходя из анализа ряда объективных факторов, воздействующих на сознание военнослужащих, в ближайшие годы можно прогнозировать сохранение некоторых негативных явлений в развитии межличностных отношений в коллективах воинских подразделений. К ним прежде всего можно отнести наличие внутриколлективных противоречий, вызывающих межгрупповые и межличностные конфликты; усиление социальной и психологической напряженности; обострение обстановки в некоторых сферах жизнедеятельности воинских подразделений и др.

Как показали войсковые исследования последних лет, проведенные в ряде военных округов, наличие неуставных взаимоотношений следует рассматривать как результат обострения социальных и психологических противоречий, а также воздействия ряда негативных факторов в функционировании воинских коллективов. К началу XXI века они сформировали устойчивую совокупность специфических межличностных отношений, которые характеризуются негативным нравственно-психологическим и социальным содержанием, наполнившим взаимоотношения между различными категориями военнослужащих.

Как уже отмечалось, в психологической структуре неуставных взаимоотношений офицеру следует выделять субъект, объект, содержание и формы, с помощью которых формируются неуставные отношения. Как правило, объектами физических, социально-психологи-ческих и информационных нападок становятся военнослужащие и другие лица, у которых недостаточно сформированы профессиональные навыки, слабо развита воля, низка психологическая устойчивость. К тому же неуставные отношения имеют тенденцию к еще большему распространению, если не принимать своевременные и эффективные организационные и педагогические меры, не вести постоянную превентивную воспитательную работу. В ходе специальных исследований также установлено, что неуставные взаимоотношения в различных формах присутствуют в большинстве обследовавшихся подразделений и при этом больше половины опрошенных военнослужащих заявили о том, что подвергались различным видам насилия (психологического, физического, материального и др.).

Основная задача по искоренению и профилактике неуставных взаимоотношений предполагает прежде всего изучение сложившейся в подразделении системы формальных и неформальных отношений. Офицеру следует учитывать коллективные и индивидуальные потребности, интересы, убеждения, мотивы, которые представляют основу и движущую силу человеческого поведения. К тому же знание командиром (начальником) сущности каждой из форм неуставных взаимоотношений, проявляющихся в подразделении, позволит эффективно вести соответствующую профилактическую работу.

Рассматриваемая организаторская и педагогическая деятельность офицера должна базироваться на психолого-педагогических концептуальных подходах. Прежде чем управлять ситуацией, надо ею овладеть. В этой связи целесообразно оценить содержание и динамику развития взаимоотношений в коллективе, своевременно выявить предпосылки негативной ситуации и лишь затем организовать эффективное педагогическое (превентивное) воздействие.

Следует учитывать, что о назревании напряженности в отношениях между подчиненными прежде всего свидетельствуют факты ухудшения настроения у отдельных членов коллектива, ослабление их активности и инициативы в исполнении служебных обязанностей, отчужденности, высказываний по поводу неудовлетворенности своим положением. Чаще всего они находятся в подавленном морально-психологическом состоянии, иногда имеют неаккуратный внешний вид. Военнослужащие же, занимающие главенствующее положение в коллективе, стремятся выделиться пренебрежением к уставному порядку, нарушением формы одежды и т.д.

В воинских коллективах с разной национальной структурой и содержанием межнационального общения по-разному протекают и конфликтные ситуации. Вот почему офицеру в своей превентивной педагогической деятельности необходимо знать и учитывать особенности национальной психологии, умело направлять ее положительные аспекты на повышение качества военно-профессиональной деятельности подчиненных.

Отечественная военная педагогика исходит из того, что формированием уставных взаимоотношений в воинских подразделениях должны заниматься все категории должностных лиц и педагогического актива. У каждого из них имеется четкий круг обязанностей, позволяющий повседневно держать в поле зрения данную проблему и активно влиять на формирование и поддержание уставных взаимоотношений во всех видах военно-профессиональной деятельности военнослужащих. Четкое определение сфер ответственности индивидуальных обязанностей должностных лиц и контроль за их выполнением побуждает каждого из них ответственно заниматься своим делом на порученном участке превентивной воспитательной деятельности, что позволяет создать специальную систему работы по формированию уставных взаимоотношений между различными категориями военнослужащих.

Под системой работы по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении) понимается согласованная по времени, силам и средствам, формам и методам последовательность действий должностных лиц по предупреждению преступлений и проступков. Для ее разработки в условиях конкретной воинской части (корабля) необходимо сделать следующее.

1. Выделить на основе анализа и прогноза приоритетные направления деятельности и поставить задачи по предупреждению складывающихся негативных тенденций.

2. Определить, исходя из организационно-штатной структуры, специфики решаемых задач, реального состояния дел и потребностей, комплекс мероприятий по профилактике неуставных взаимоотношений, распределенных по времени между должностными лицами.

3. Разработать с учетом конкретных требований уставов, приказов, директив и других руководящих документов всем должностным лицам, имеющим подчиненных, функциональные обязанности по формированию уставных взаимоотношений. Определить наиболее эффективные формы и методы их реализации с установленной периодичностью.

4. Скоординировать усилия всех должностных лиц – от заместителей командира воинской части до командиров отделений – в профилактике неуставных взаимоотношений, правонарушений. Придать их работе слаженный, последовательный, плановый характер.

5. Установить жесткий контроль за выполнением функциональных обязанностей должностными лицами, а также периодичность, формы учета результатов проводимой работы и отчетности. При этом особое внимание следует обращать на конкретизацию места и роли в данной работе офицеров управления воинской части (корабля), придание их деятельности упорядоченного и планомерного характера.

Главное же состоит в том, чтобы система работы по профилактике неуставных взаимоотношений четко определяла: кто и по каким направлениям осуществляет работу; какие мероприятия и с какой периодичностью должны проводиться для выполнения поставленных задач; как проводить эти мероприятия, какие конкретно при этом формы и методы использовать.

Работа должностных лиц по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении) основывается на следующих документах.

1. Приказ командира части (подразделении) о системе работы должностных лиц по поддержанию правопорядка и воинской дисциплины. Он издается, как правило, на очередной учебный год, в нем отражаются следующие позиции: в констатирующей части – краткий анализ реального состояния правопорядка и дисциплины за предыдущий год; причины и условия, способствовавшие совершению правонарушений; прогноз на предстоящий год возможных, негативно влияющих на состояние правопорядка и дисциплины факторов, условий и обстоятельств, которые необходимо упредить или нейтрализовать; в приказной части – поставить задачи основным категориям должностных лиц штаба, тыла, воспитательных структур, военным дознавателям по поддержанию правопорядка и дисциплины; утвердить всем, кто имеет подчиненных, функциональные обязанности по профилактике правонарушений, разработанные с учетом требований уставов, приказов, директив и других руководящих документов, а также специфики решаемых задач, установить порядок контроля и анализа выполнения функциональных обязанностей должностными лицами.

Таким образом, приказ командира полка (корабля) является основным документом, юридически закрепляющим ответственность должностных лиц за формирование уставных взаимоотношений.

2. Комплексный план работы по поддержанию правопорядка и дисциплины, формированию уставных взаимоотношений.

В качестве разделов плана можно выделить следующие наиболее приоритетные направления деятельности: обеспечение личной примерности офицерского состава; совершенствование стиля работы должностных лиц и повышение их персональной ответственности; создание безопасных условий военной службы, сохранение жизни и здоровья личного состава; совершенствование воспитательной работы, формирование и поддержание здоровой морально-психологической атмосферы в воинских коллективах, предупреждение суицидов; повышение дисциплинирующей роли боевой подготовки, службы войск, четкого выполнения распорядка дня; профилактика (предупреждение) неуставных взаимоотношений, уклонений от военной службы, краж и хищений; улучшение материально-бытового обустройства и организации досуга личного состава.

В плане следует четко определить всем должностным лицам – от заместителя командира полка до командира отделения – что, к какому сроку и в какой последовательности они должны делать для профилактики неуставных взаимоотношений в части (подразделении).

3. Методические рекомендации по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении). Эти рекомендации особенно необходимы молодым офицерам и должностным лицам, прибывшим из других воинских частей и еще не усвоившим специфику задач, решаемых конкретной частью (подразделением).

Практика показывает, что функциональные обязанности должностных лиц по профилактике неуставных взаимоотношений, план работы по поддержанию правопорядка и дисциплины, а также методические рекомендации по формированию уставных взаимоотношений целесообразно оформить как приложение к приказу.

Внедряя систему мер по формированию уставных взаимоотношений в практическую деятельность должностных лиц, необходимо сделать следующее:

1. Изучить приказ и приложения к нему со всеми категориями должностных лиц – от заместителей командира части до командиров отделений включительно.

2. Добиться, чтобы каждый из них имел функциональные обязанности и выписки из плана в рабочих тетрадях и учитывал их при планировании личной работы по формированию уставных взаимоотношений на день, неделю, месяц.

3. Изготовить и иметь в воинской части, каждом подразделении до роты включительно плакаты, иллюстрирующие перечень основных мероприятий по формированию уставных взаимоотношений, которые обязаны проводить соответствующие должностные лица ежедневно, еженедельно, ежемесячно.

4. Осуществлять подведение итогов состояния правопорядка и дисциплины, работы должностных лиц по их укреплению, анализируя выполнение требований приказа.

5. Обязать должностных лиц быть готовыми доложить о выполнении требований приказа, функциональных обязанностей по профилактике неуставных взаимоотношений и результатах проводимой работы при подведении итогов: а) в частях – не реже 1 раза в месяц; б) в батальонах, отдельных подразделениях – дважды в месяц; в) в ротах – еженедельно.

6. Изучать ход работы по профилактике неуставных взаимоотношений ежемесячно должностными лицами полка не менее чем в двух подразделениях. При этом особое внимание следует обращать: на полноту и качество выполнения должностными лицами своих функциональных обязанностей и мероприятий, предусмотренных планом по предупреждению неуставных взаимоотношений; эффективность проводимой работы, уровень ее влияния на реальное состояние уставного порядка; причины и условия, способствующие совершению неуставных поступков, соответствие предупредительных мер этим причинам; оказание конкретной практической помощи должностным лицам, особенно молодым и не имеющим достаточного опыта; тщательное подведение итогов со всеми категориями военнослужащих, продолжение работы до достижения радикальных изменений к лучшему в состоянии уставного порядка.

Таковы общие требования к разработке и внедрению единой системы мер по формированию уставных взаимоотношений в части (подразделении), однако каждый вид, род войск и даже каждое соединение имеют свою специфику. Поэтому к созданию данной системы необходимо подходить творчески и учитывать: реальное состояние уставного порядка; организационно-штатную структуру, укомплектованность и район дислокации части (подразделения); национальный состав; взаимоотношения с местным населением; наиболее вероятные предпосылки происшествий и преступлений; краткосрочный и долговременный прогноз состояния правопорядка и дисциплины.

Систематизация работы должностных лиц по формированию уставных взаимоотношений – задача первостепенной важности органов военного управления, должностных лиц воспитательных структур, всего офицерского состава.

В заключение необходимо отметить, что уставной порядок в воинских подразделениях рассматривается как основа боеспособности и боеготовности Вооруженных Сил в целом. Решение этой проблемы особенно важно в период продолжающегося реформирования армии и флота. Основная роль в успешном осуществлении реформы принадлежит офицерским кадрам частей (подразделений), вооруженным четкой и эффективной системой работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка.

Просмотров работы: 2260