Известно, что патриотическое воспитание как многостороннее явление включает в себя следующие составляющие: военно-патриотическое воспитание; героико-патриотическое воспитание; национально-патриотическое воспитание; гражданское воспитание; гражданско-патриотическое воспитание [1].
Военно-патриотическое воспитание как одна из составляющих имеет глубокие исторические корни и ориентировано, как правило, на формирование патриотического сознания, идей служения Родине и его вооруженной защите, воспитание чувства гордости за отечественное оружие, уважение к военной истории, стремление к военной службе, сохранению и приумножению славных воинских традиций.
В настоящее время военно-патриотическое воспитание приобретает особую актуальность, так как в нашем обществе наблюдается тенденция падения престижа военных профессий, многие молодые люди не считают своим долгом служить в армии. И поэтому поле деятельности педагогов и воспитателей в этом направлении во всех образовательных учреждениях огромно, и роль их в настоящее время трудно переоценима.
Проблемы патриотического и военно-патриотического воспитания нашли глубокое отражение в исследованиях В.П. Александровской, А.А. Аронова, В.В. Артеменко, В.А. Безродного, В.Н. Волкова, А.Н. Вырщикова, В.С. Ильина, Р.Н. Овчинникова, А.Д. Солдатенкова, Е.Н. Цветаева и других. Между тем сравнительно небольшая часть исследований посвящена военно-патриотической подготовке молодежи в процессе обучения в системе высшего профессионального образования.
Цель статьи – рассмотреть специфику и основные компоненты военно-патриотической подготовки молодежи в системе высшего профессионального образования.
Анализ различного рода справочной и научной литературы по проблеме исследования позволил выделить следующие определения понятия «патриотизм»:
– «любовь к родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям» [2];
– «преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу» [3];
– «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины» [4];
– «любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам» [5].
Другие изученные нами определения рассматриваемого термина по существу совпадают с теми, которые приведены выше.
Анализ данных определений приводит к тому, что патриотизм рассматривается и как принцип, и как чувство, и как обязанность, и как готовность (психологическая), и как идея, и как сознание.
Для конкретизации сущности рассматриваемого явления необходимо, прежде всего, четко выделить объект и субъект патриотизма, его типы и их соотношение (общегосударственный, этнический и региональный патриотизм).
1. Патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса позитивных качеств. Основой его являются духовно-нравственный и социокультурный компоненты. Патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, любого другого субъекта, осознающего свою нераздельность, неразрывность с Отечеством, получающим дальнейшее развитие посредством сопричастности, участия в явлениях и процессах, происходящих в обществе и государстве.
2. Патриотизм, единый по своей сущности, в то же время многообразен в своем проявлении и осуществлении, т.е. в содержательном плане он имеет безграничное множество разновидностей. Широкая палитра выражений любви к Родине обусловлена наличием соответствующих субъектов и объектов патриотизма.
До настоящего времени еще не сложилось единого общепризнанного мнения о том, что понимается под субъектом патриотизма. Однако, общепринятой является точка зрения, согласно которой носителями патриотического общественного сознания выступают субъекты различных уровней – социальные группы, классы, государство и общественные организации. Но, прежде всего, патриотическое сознание общества во всем своем многообразии воплощено в сознании реальных конкретных личностей.
Суммируя все вышеизложенное по проблеме сущности и типов патриотизма, мы можем сделать вывод о том, что необходимо понимать под содержанием патриотического воспитания. Это воспитание патриотических чувств, забота об интересах нашей страны, готовность ради Родины к самопожертвованию, верность Отчизне в период военных испытаний, гордость за героическое прошлое нашего Отечества, за научно-технический и культурный вклад России в мировую цивилизацию.
Военно-патриотическое воспитание по своей направленности относительно общества выполняет свою главную социальную функцию – функцию активного, целенаправленного воздействия человеческого фактора на укрепление обороноспособности страны.
Система высшего профессионального образования должна выполнять ряд функций для осуществления эффективной военно-патриотической подготовки молодежи [6].
К ним, следует отнести, во-первых, функцию военно-политической ориентации и формирования патриотического мировоззрения, в процессе осуществления которой у подрастающего поколения формируются чувства патриотизма, глубокое понимание каждым человеком своей социальной роли в укреплении обороноспособности страны и Вооруженных Сил.
Во-вторых, это функция формирования готовности молодежи к ратному труду, защиты своего Отечества, глубокого осознания возрастания социальной значимости воинской службы, привитие морально-психологического иммунитета к трудностям, устойчивости поведения личности в экстремальных условиях воинской деятельности.
В-третьих, следует отметить коммуникативную функцию, заключающуюся в обеспечении преемственности социального опыта старшего поколения в сфере вооруженной защиты Отечества.
В-четвертых, важна функция формирования нравственных качеств, необходимых для защиты Родины, посредством чего создаются героико-нравственные духовные идеалы.
Подавляющее большинство исследователей рассматривают три основных направления в военно-патриотическом воспитании: 1) воспитание патриотизма, которое зиждется на высоком образовании; 2) физическая подготовка; 3) военно-техническая подготовка, т.е. приобретение умений и навыков, необходимых будущему воину.
Героико-патриотическое воспитание ориентировано на пропаганду военных профессий, знаменательных исторических дат, воспитание гордости за деяния героических предков.
Национально-патриотическое воспитание формирует чувство любви к своей малой родине, уважительное отношение к национальным традициям и культуре, пробуждает чувства гордости за свой народ.
Гражданское воспитание – это формирование правовой культуры, четкой гражданской позиции, готовности к сознательному и добровольному служению своему народу, т.е. формирование таких качеств личности, как патриотизм, чувство достоинства, социальной справедливости и ответственности, культуры межнационального общения и др. [7].
Гражданско-патриотическое воспитание базируется на сложившейся правовой базе, регулирующей отношения между государством и молодежью, которая призвана обеспечить на практике молодым людям все необходимые права. По мнению социологов, гражданско-патриотическое воспитание возможно при условии, если 80% молодежи устраивают законы, которые приняты в государстве.
Объективно сложились предпосылки для более пристального изучения и совершенствования системы патриотического воспитания, которые обусловлены следующими факторами.
Резкое снижение военно-патриотической работы в конце 80-90-х гг. XX в. вследствие развала СССР и падения престижа армии в обществе привело к росту нежелающих проходить военную службу и ухудшению качества призывного контингента.
Назрела необходимость более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодежи к защите Отечества, его роли и места в системе воспитания и в обеспечении обороноспособности страны.
3. Обострились противоречия между огромным потенциалом патриотизма современной молодежи и неэффективной его реализацией в условиях современной общественной жизни.
4. Появились положительные изменения в сознании россиян по отношению к армии и флоту в ходе преобразований в российском обществе и реформирования Вооруженных сил. В начале XXI столетия государство стало больше внимания уделять Вооруженным силам, а средства массовой информации – объективнее относиться к ним, что вызвало рост патриотического самосознания молодежи.
В заключение отметим, что формирование у молодежи готовности к защите Отечества предполагает осуществление большой работы, проводимой с подрастающим поколением, особенно в современных условиях. Это подтверждается наличием целого ряда объективно действующих факторов – социально-политических, духовных, военно-технических. Несомненно, что деятельность по усилению военно-патриотической работы среди молодежи сегодня должна гораздо больше, чем раньше, учитывать местные, региональные особенности, а также используемые силы и средства.
Литература
1. Воспитательной работе – профессиональный подход: Методическое пособие в помощь зам. командиров по воспитательной работе, организаторам общественно-государственной подготовки и информирования личного состава. – Ростов-на-Дону, 1996. – 190 с.
2. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь / Под ред. В.И. Бородулина, А.П. Горкина, А.А. Гусева, Н.М. Ланда и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 200. - С. 544.
3. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: Рус. яз., 1978. – С. 453.
4. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. – 5-е изд. – М.: Политическая литература, 1987. - С. 358.
5. Большая советская энциклопедия: В 30 т. / Под ред. А.М. Прохорова. Изд. 3. – М.: Советская энциклопедия, 1975. - С. 282.
6. Воспитательная работа в Вооруженных Силах Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Под ред. И.А. Липского. – М.: Военный университет, 1995. – 270 с.
7. Галанин Ю. Еще раз о патриотическом воспитании // Основы безопасности жизни. – 2001.– № 3. – С.20-23.