Идея возможности использования технологии в педагогике принадлежит еще Яну Амосу Коменскому, который в XVII в. стремился найти такой общий порядок обучения, при котором последнее осуществлялось бы по единым законам человеческой природы. Тогда обучение не потребовало бы ничего иного, кроме «искусного распределения времени, предметов и метода. В идеале, при едином современном методе обучения, полагал Коменский, «… все пойдет вперед не менее ясно, чем идут часы с правильно уравновешенными тяжестями, так же приятно и радостно, как приятно и радостно смотреть на такого рода автомат, и, наконец, с такой верностью, какую только можно достигнуть в подобном искусном инструменте». Он «… желал, чтобы метод человеческого образования стал механическим, т.е. предписывающим все столь определённо, чтобы все, чему будут обучать не могло не иметь успеха, как это бывает в хорошо сделанных часах, телеге, корабле, мельнице и во всякой другой сделанной для движения машине» [1].
Поиск ответов на вопросы: как обеспечить гарантированность достижения цели и результатов обучения, повысить эффективность, производительность данного процесса, с помощью чего можно активизировать процесс обучения и что повысит познавательную активность обучающихся, их мотивацию к обучению, привели ученых, педагогов к проблеме «технологизации» учебного процесса.
У истоков внедрения понятия «технология» в отечественной педагогике в 20-30 гг. ХХ в. стоял А.С. Макаренко. В своей всемирно известной «Педагогической поэме» он писал, что «…наше педагогическое производство никогда не строилось по технологической логике, а всегда по логике моральной проповеди». Он считал, что именно поэтому у нас просто отсутствуют все важные отделы педагогического производства: технологический процесс, учет операций, конструкторская работа, применение конструкторов и приспособлений, нормирование, контроль, допуски и браковка [2].
Зарубежные публикации свидетельствуют о пристальном внимании западными учеными и педагогами к проблеме технологии в педагогике начались с 30-х гг. XX в. после введения первых программ аудиовизуального обучения. Именно в это время в педагогической науке и образовательной практике сложилась уникальная ситуация, характеризующаяся плодотворными творческими поисками, множеством научных педагогических школ и направлений, созданием конструктивных педагогических технологий для решения воспитательно-образовательных задач, развитием повсеместной экспериментальной работы в области обучения и воспитания. С этого времени само понятие «технология» претерпело ряд изменений [3].
Активно употреблять понятие «технология» в педагогической науке советского образования стали в начале 50-х годов ХХ в. и как педагогический концепт оно утвердилось только в 90-х гг. ХХ в. Внедрению данного понятия в педагогику способствовало развитие:
- информационных технологий обработки и хранения данных (информации), которые на определенном уровне развития начали использоваться в сфере образования;
- научно-технический прогресс в различных областях теоретической и практической деятельности человека;
- желание педагогов добиваться в своей профессиональной работе гарантированных результатов.
В психолого-педагогической литературе можно встретить различные взгляды на понятие «технология». Систематизация различных точек зрения позволяет выделить следующие основные определения «технологии» в образовании [4]:
1. Технология - частная методика по достижению отдельно поставленной цели обучения (например, технология организации групповой деятельности). Авторы данного подхода приравнивают технологию к частной методике, опираясь на одну из важнейших характеристик технологии – они подчеркивают, что это способ достижения любой конкретной цели. На наш взгляд, это не совсем правомерно. Происходит подмена одного понятия другим (если ранее говорилось «методика В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина», то теперь говорят «технология В.В. Давыдова – Д.Б. Эльконина»). При этом суть данной системы (технологии) не изменилась.
2. Технология - педагогическая система в целом, при этом ее важнейшими элементами являются учащиеся и преподаватели (согласно определения В.П. Беспалько). Технология же является характеристикой того способа обучения, который заложен в педагогической системе и не может включать в себя учащихся и преподавателей в явном виде. Технология включает в себя не только методику (определенный набор правил и способов деятельности, направленных на достижение заданного результата, форм организации процесса), но такой элемент педагогической системы, как система средств обучения.
3. Технология - стремление технологизировать образовательный процесс, сделать его более управляемым и прогнозируемым.
На наш взгляд, в настоящее время в педагогике нет достаточно точного, полного и единого определения понятия «технология». При этом все определения отражают основные характерные признаки технологии [5]:
технология – категория процессуальная;
технология может быть представлена как совокупность методов изменения состояния обучающегося;
технология направлена на проектирование и использование в процессе обучения эффективных форм, методов и средств.
Проанализировав представленные определения понятия технологии мы пришли к выводу, что под технологией можно понимать - совокупность всех используемых в конкретной педагогической системе методов, средств и форм организации образовательного процесса выстроенных в определенной последовательности с определенной целью.
В настоящее время в литературе при использовании понятия «технология» в педагогике высшей школы встречаются понятия: «педагогическая технология» и «технология обучения».
Первоначально данные понятия возникли и часто применялись в виде синонимов в западной педагогической науке и ученые не делали различий между ними [6]. Однако ряд педагогов (В.П. Беспалько, Ю.И. Азаров, Г.К. Селевко, В.М.Коровин, П.И.Образцов и др.) считают, что понятие «педагогическая технология» имеет более широкий смысл, связанный не только с обучением, но также воспитанием, и развитием. И это не случайно в связи с тем, что в процессе работы преподаватель не только обучает, но и воспитывает.
Массовое внедрение педагогических технологий и технологий обучения исследователи относят к началу 1960-х гг. и связывают их с реформированием вначале американской, а затем и европейской школы [2].
В СССР процесс разграничения понятий «педагогическая технология» и «технология обучения» началось в 60 гг. ХХ в. [7]. В 1965 г. в СССР был организован научно-исследовательский институт школьного оборудования и технических средств обучения.
Первоначально представленные понятия использовались:
- «педагогическая технология» применительно к обучению [2], в этом смысле оно до сих пор используется во многих зарубежных публикациях (в США издается специальный научный журнал «Educational Technology» [8].
- «технология обучения» связывалось только с применением технических средств и средств программированного обучения. Однако к 70-м гг. ХХ в. под этим понятием стали понимать теорию и практику построения учебного процесса в соответствии с выделенными целями и задачами обучения и требованиями системного подхода [7].
В настоящее время в педагогическом энциклопедическом словаре дается следующие определения понятиям «педагогическая технология» и «технология обучения» [9]:
- педагогическая технология - это совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели;
- технология обучения – представляет собой вариативную составляющую педагогической технологии, при этом выбор технологии обучения определяется особенностями дидактической задачи и подчиняется всем правилам принятия оптимальных решений.
Вокруг понятий «педагогическая технология» и «технология обучения» во всем мире ведутся серьезные научные дискуссии. Это следствие недостаточного уровня развития дидактической теории [10].
Из российских педагогов наибольший вклад в разработку проблемы педагогических технологий внесли В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, О.П. Околелов, Н.Ф.Талызина, Ю.Г. Татур, В.Ю. Питюков, М.В. Буланова-Топоркова, Т.И. Шамова, Г.К. Селевко, Т.В Машарова и др.
В 60-70-е гг. ХХ в. понятие «педагогическая технология» ассоциировалось главным образом с методикой применений технических средств обучения (ТСО) [8], т.е. под «педагогической технологией» понималась попытка технизации учебного процесса. Первой педагогической технологией в этом понимании явилось программированное обучение [5].
М.К. Кларин заметил, что понятие «педагогическая технология» в конце XX в. вошло в моду и употребляется зачастую столь же широко, сколь и неопределенно. Обычно оно означает приемы работы преподавателя в сфере обучения и воспитания [11].
В.Ю. Питюков отмечает, что применение понятия «педагогическая технология» за рубежом ограничивается сферой усвоения знаний: «Педагогическая технология есть комплексный, интегративный процесс, включающий людей, идеи, средства и способы организации деятельности для анализа проблемы и планирования, обеспечения, оценивания и управления решения проблем, охватывающих все аспекты усвоения знаний…» [3].
В педагогике российской школы имеется большое количество определений понятия «педагогическая технология».
Педагогическая технология – это проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике [12].
Т.В. Машарова под педагогической технологией понимает направление, которое ставит целью повысить эффективность образовательного процесса, гарантировать достижения обучающимися запланированных результатов обучения [13].
Педагогическая технология – это последовательное и непрерывное движение взаимосвязанных между собой компонентов, этапов, состояний педагогического процесса и действий его участников [14].
Педагогическая технология – это система теоретически обоснованных принципов и правил, а также соответствующих им приемов и методов эффективного достижения педагогом целей обучения, воспитания и развития [15].
В настоящее время, под педагогической технологией понимают как последовательную, взаимосвязанную систему действий педагога, направленных на решение педагогических задач, так и планомерное, последовательное воплощение на практике заранее спроектированного педагогического процесса. Такое представление о педагогической технологии предполагает: возможность разработки различных выверенных педагогических технологий специалистами, имеющими высокий уровень теоретической подготовки и богатый практический опыт; возможность свободного выбора педагогических технологий в соответствии с целями, возможностями и условиями взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся [2].
Таким образом, в настоящее время имеется большое количество определений понятия «педагогическая технология». Из представленных определений видно, что педагогическая технология в большей степени связана с учебным процессом - деятельностью преподавателя и обучающегося, ее структурой, средствами, методами и формами организации учебных занятий. При этом педагогическая технология рассматривается, как инструмент педагогического процесса позволяющий решать основные задачи образовательного процесса.
Под педагогической технологией мы будем понимать совокупность целей, содержания, методов и средств, выстроенных в определенной последовательности и направленных на повышение эффективности образовательного процесса, гарантирующих достижение курсантами запланированных результатов обучения на основе использования технических средств.
Проведенный анализ понятия «педагогическая технология» позволяет сформулировать характерные для нее признаки [16]:
- наличие диагностично заданной цели;
- представление изучаемого материала в заданной форме;
- адекватное восприятие обучающимися схемы, плана, алгоритма предстоящих действий;
- наличие разноуровневых заданий (маршрутов) с возможностью выбора доступного, но с переменной гарантией достижения стандарта;
- предоставление обучающимся ориентиров, «знаниевых опор», по которым они сами могут оценить уровень своих достижений;
- дозированная и регламентированная помощь профессорско-преподавательского состава с учетом достижений и возможностей обучающихся;
- использование адекватных содержанию материала форм коммуникации (взаимодействия) участников учебного процесса на основе проблемно-поисковых ситуации, игр, проектов, новых информационных технологий;
- психологическое сопровождение (поддержка) усвоения в виде актуализации мотивационно-смысловой сферы обучающихся;
- эффективный контроль и самоконтроль достижений на протяжении процесса обучения.
В структуру педагогической технологии входят [17]:
- концептуальная основа;
- содержательная часть обучения;
- процессуальная часть – технологический процесс (организация учебного процесса, методы и формы учебной деятельности обучающихся, методы и формы работы преподавателя, деятельность преподавателя по управлению процессом усвоения материала, диагностика учебного процесса).
Классифицировать педагогические технологии можно по разным признакам. Однако проведенный ретроспективный анализ показал, что в настоящее время не существует единой классификации педагогических технологий.
По нашему мнению наиболее полной классификацией педагогических технологий является классификация предложенная Г.К. Селевко [18]:
- по уровню применения: общепедагогические; частнопредметные, отраслевые; локальные, модульные, узкометодические;
- по ведущему фактору психического развития: биогенные; социогенные; психогенные;
- по ориентации на личностные структуры: информационные (знания, умения, навыки); операционные (способы учебной деятельности); формирования (сфера действенно-практическая);
- по характеру содержания и структуры: обучающие / воспитательные; общеобразовательные/профессиональные; гуманистические / технократические;
- по организационным формам: классно-урочные / альтернативные; индивидуальные/групповые; дифференцированное обучение;
- по подходу к обучающемуся: авторитарные; личностно-ориентированные; технологии сотрудничества;
- по преобладающему (доминирующему) методу: объяснительно-иллюстрированные; развивающее обучение; проблемно-поисковые; саморазвивающее обучение; информационные.
В настоящее время существует множество педагогических технологий различающихся по целям, задачам, структуре, методике обучения. При этом не существует педагогических технологий, которые использовали один единственный фактор, метод, принцип технологий [17].
Как показал анализ педагогической литературы, в настоящее время в педагогическом процессе применяются следующие виды педагогических технологий:
- проблемного обучения (М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, И.Я. Лернер и др.);
- программированного обучения (Б.Ф. Скиннер и др.);
- компьютерного обучения (А.И. Берг, Е.И. Машбиц и др.);
- дистанционного обучения;
- модульно-рейтингового обучения (П.А. Юцявичене, М.А. Чошанов, П.И. Третьяков, И.Б.Сенновский и др.);
- контекстного обучения (А.А. Вербицкий и д.р.);
- технология учебного проекта (Е.С. Полат, В.В. Гузеев, Т.С. Федорова и др.);
- технология естественнонаучного обучения (А.М. Захлебный, В.М. Назаренко, Н.Е. Кузнецова, Н. Воскобойникова и др.).
- контрольно-корректирующая технология (М.В. Кларин, К.У. Кретсберг и др.);
- технология индивидуальных образовательных траекторий и комбинированная система предметного обучения (Н.П. Гузик и др.);
- проблемно-деятельностная технология обучения (А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Э.Н.Коротков и др.);
- и многие другие.
При этом, как отмечает Г.К. Селевко, любая педагогическая технология обладает средствами, позволяющими активизировать, как процесс обучения так и познавательную активность обучающихся. Наибольший активизирующий эффект достигается при проведении занятий в ходе которых обучающийся должен [19]:
- самостоятельно объяснять окружающим явления и процессы;
- отстаивать свое мнение;
- принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- задавать вопросы своим товарищам и преподавателям;
- рецензировать ответы товарищей;
- заниматься обучением отстающих;
- объяснять более слабым обучающимся непонятные места;
- самостоятельно выбирать посильные задания;
- находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи;
- проверить результаты своих действий (самопроверка), анализировать личные познавательные и практические действия (тестовые программы с использованием применения персональных электронно-вычислительных машин);
- решать познавательные задачи, комплексно применяя известные им способы решения.
Выбор педагогических технологий зависит от следующих характеристик [20]:
- потенциальные возможности организационных форм учебной деятельности с точки зрения освоения с их помощью тех или иных профессиональных умений, входящих в квалификационную характеристику;
- функция учебной информации в педагогическом процессе (диагностическая, обучающая, контролирующая);
- целевое назначение учебной информации (познавательного или операционного типа);
- возможности обучаемых, уровень учебно-познавательной деятельности, уровень базовой подготовки по дисциплине;
- возможности обучающего (уровень методической компетенции, методическая и техническая оснащенность учебного процесса);
- временные возможности (менее 45 мин., более 45 мин.).
Применяемая педагогическая технология в военном вузе должна отвечать:
- обеспечение военно-профессиональной направленности подготовки будущих офицеров;
- организация процесса обучения, соответствующего целям личностно-профессионального развития курсантов;
- оптимизация теоретического и практического компонентов подготовки военных специалистов для гарантированного достижения результатов (усвоение фундаментальных знаний, формирование военно-профессиональных умений и навыков), определяемых квалификационными требованиями к выпускнику военного вуза;
- учет индивидуального своеобразия личности курсантов; учет особенностей группового взаимодействия, межличностных отношений курсантов с целью направленного формирования коллективистских, социально ценностных ориентаций.
В некоторых педагогических технологиях цели и средства активизации составляют главную идею и становятся основой эффективности результатов. К таким технологиям Г.К. Селевко относит [20]:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения, поисковые, исследовательские, проектные, творческие, продуктивные (обучающиеся вводятся в ситуации, требующие от него самостоятельного поиска);
- интерактивные технологии, или технологии межличностной коммуникации (дебаты, мозговой штурм, критическое мышление и др.);
- технологии формирования субъективной активности человека (лидерства, субъективной социальной активности, самозащитных качеств личности).
В современной школе при организации учебного процесса применяются традиционные образовательные технологии. Данные технологии основаны на классно-урочной организации обучения, которая была сформулирована еще в XVII веке Я.А. Каменским. Она пригодна для решения таких задач, как передача большого объема информации, развитие памяти, внимания, некоторых логических умений обучающихся (выделять главное и существенное, структурировать учебный материал, подбирать доказательства, строить классификации).
Однако в последнее время некоторые педагоги (П.И. Образцов, Т.И. Шамова, В.В.Пикан, Е.А. Кошелева и др.) говорят о недостаточной эффективности традиционного обучения, которое заключается в:
1. Авторитаризме преподавателя.
2. Предоставлении обучающимся готовых знаний.
3. Шаблонном построении учебных занятий.
4. Не рациональном распределении учебного времени на занятии.
5. Отсутствии обратной связи усвоения учебной информации.
6. В практике традиционного обучения обнаруживаются отрицательные стороны системы оценивания деятельности обучающихся.
Таким образом, разумное сочетание традиционного обучения с апробированием и внедрением инновационных технологий в учебный процесс позволяет добиться наилучшего качества профессиональной подготовленности курсантов военных вузов. Использование педагогической технологии позволяет: активизировать процесс обучения курсантов за счет рационального структурирования учебного процесса и учебного материала, учитывая современные требования к качеству подготовки специалистов; реализовывать принципы индивидуализации и дифференциации обучения; помогает не только формировать знания, но и развивать профессиональные умения, творческие способности, критическое мышление у обучающихся и, как следствие, повышает уровень подготовленности выпускников военно-учебных заведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Коменский Я.А. Великая дидактика //Избранные педагогические сочинения. М.1995.
2. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н.Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений под ред. В.А.Сластенина. М.: Издательский центр «Академия», 2008. С.406.
3. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем»: «Роспедагенство», 1997. С.17.
4. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н.и др. Педагогика: педагогические теории, системы технологии под ред. С.А.Смирнова 4-е изд., М.:Издательский центр «Академия», 2003.С.248.
5. Чошанов М.А. Глубокая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. – М.: Народное образование, 1996. С.4.
6. Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации. Воронеж: изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2001. С.8.
7. Образцов П.И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения / Орл. гос. тех. ун-т. Орел. 2000. С.18.
8. Педагогический энциклопедический словарь главный редактор Б.М. Бим-Бад. М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2002. С.191.
9. Коровин В.М. Технология профессионально-ориентированного обучения курсантов в высшем военно-учебном заведении Учебное пособие Воронеж, 2001. С.7.
10. Янушкевич Ф. Технология обучения в системе высшего образования. Пер. с польск. О.В. Долженко. М.: Высшая школа. 1986. С. 18.
11. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. Анализ зарубежного опыта. М.: Знание, 1989. С.5.
12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1989. С.7.
13. Машарова Т.В. Педагогические теории, системы и технологии обучения: Учебное пособие. 2-е издание, переработанное и дополненное. Киров: Из-во ВГПУ, 1997. С.54.
14. Буланова-Топоркова М.В., Духовнева А.В., Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Сучков Г.В. Педагогика и психология высшей школы: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс. 2002. С150.
15. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005. С.4.
16. Сериков В.В. Обучение как вид педагогической деятельности М., 2008. С.90-91.
17. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М.: Народное образование, 1998. С. 17.
18. Борытко Н.М. Педагогика: учебник для студентов педагогичсеких специальностей вузов: В 2 ч./ Н.М. Борытко, И.А.Соловцова, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. Волгоград: ТЦ «Оптим», 2007. Ч.2. 216 с.
19. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1 М.: НИИ школьных технологий, 2006. с.195.
20. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе. Учебное издание. / Под ред. Д.В. Чернилевского.М.: Экспедитор, 1996. 288 с.