ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ МОТИВАЦИИ С СИНДРОМОМ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях эффективность любой профессиональной деятельности приобретает все большее значение и зависимость от внутренних потенциальных возможностей личности. Профессиональная деятельность офицера предъявляет повышенные требования к его личностным особенностям, в частности к мотивационной сфере. Большинством исследователей мотивация достижения рассматривается как позитивный фактор, в значительной степени определяющий эффективность профессиональной деятельности человека и удовлетворенность трудом, обуславливающий позитивное отношение к профессии, менее выраженную тревожность, эффективную психическую адаптацию и т.д.

Профессиональная деятельность офицера-воспитателя сопряжена с повышенной ответственностью за личный состав, высокими психическими и физическими перегрузками, действиями в экстремальных условиях, что может привести к формированию синдрома эмоционального выгорания личности. Эмоциональное выгорание представляет собойвыработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избранные психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. В ряде случаев эмоциональное выгорание позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. Однако в то же время могут оно способно отрицательно сказываться на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с подчиненными и сослуживцами.

Было проведено исследование взаимосвязи тенденций мотивации достижения успеха и синдрома эмоционального выгорания личности. Исследование проводилось при помощи методики В.В. Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания» и методик Т. Элерса «Мотивация к успеху» и «Мотивация к избеганию неудач».

Исследование мотивации к успеху позволило выявить следующее. Более половины всех испытуемых имеют умеренно высокую (35%) и слишком высокую (25%) степень выраженности данного показателя, что для офицеров, в том числе и воспитателей, должно быть весьма характерным, так как выполнение профессиональных обязанностей в рамках военной службы требует достаточно высокой мотивированности на успех. Среднюю степень выраженности мотивации к успеху продемонстрировали 40% респондентов, что может указывать на ее недостаточную сформированность, а также, возможно, на необходимость проведения профилактических мероприятий. Крайне низкая доля тех, у кого данный показатель не выражен (5%) может рассматриваться как проблемная группа, с которой необходимо проводить специальную коррекционную работу по выявлению причин снижения уровня мотивации и нахождения путей его активизации.

Исследование мотивации к избеганию неудач показало, что для достаточно большого числа испытуемых значимым является избегание неудачи, нежелание попасть впросак, подвергнуться разочарованиям от неуспеха. Так, 13% обследуемых имеют очень высокую степень выраженности данного показателя и 30% - высокую. Среднюю степень выраженности мотивации к избеганию неудач демонстрируют 42% респондентов. Незначимость данного мотивационного фактора обнаружена у 15% офицеров. Полученные результаты указывают на то, что у офицеров-воспитателей имеются определенные внутренние противоречия, выражающиеся в столкновении уровня притязаний или достижений, с одной стороны, со страхом потерпеть неудачу с другой, т.е. присутствует достаточно явный, хотя и косвенно проявляющийся уровень тревоги.

Исследование уровня эмоционального выгорания позволило выявить следующее. Фаза «Напряжение» находится в стадии формирования у 13% респондентов. При этом доминирующим симптомом (11% опрошенных) в данной фазе является симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств». Он проявляется усиливающимся осознанием психотравмирующих факторов профессиональной деятельности, которые трудно или вовсе неустранимы. В случае, когда человек не ригиден, раздражение этими факторами постепенно растёт, накапливается отчаяние и негодование. Неразрешимость ситуации приводит к развитию прочих симптомов выгорания. Симптом «загнанность в клетку» является доминирующим у 16% офицеров-воспитателей. Данный симптом является продолжением развивающегося стресса и выражается в появлении у человека чувства безысходности.

Фаза «Резистенция» находится в стадии формирования у 37% обследуемых. Говорить о сформировавшейся фазе «Резистенция» можно в отношении 14% респондентов. В качестве доминирующих выступают симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей» (17% и 22% соответственно). Таким образом, в профессиональной деятельности офицеры-воспитатели, имеющие эти симптомы, неадекватно «экономят» на эмоциях, ограничивают эмоциональную отдачу за счёт выборочного реагирования в ходе служебных контактов, а также стремятся к облегчению или сокращению профессиональных обязанностей, которые требуют эмоциональных затрат.

Фаза «Истощение» находится в стадии формирования у 20% респондентов. Данная фаза сформирована у 7% обследуемых. Этот факт свидетельствует о том, что эмоциональная защита в форме «выгорания» для таких офицеров-воспитателей становится неотъемлемым атрибутом их личности. Они характеризуются более или менее выраженным падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.

В ходе корреляционного анализа показателей мотивации к успеху и избеганию неудач офицера-воспитателя с показателями синдрома эмоционального выгорания были получены следующие результаты. Чем выше уровень мотивации к успеху, тем сильнее развит симптом эмоционального выгорания «загнанность в клетку» (r = 0,3), тем слабее развиты симптомы «эмоционально-нравственная дезориентация» (r = -0,36), «неудовлетворенность собой» (r = -0,2), фаза эмоционального выгорания «Резистенция» (r = -0,21).

Таким образом, полученные в ходе экспериментального исследования результаты позволяют строить планы индивидуально-воспитательной и психологической работы, направленные на профилактику профессиональных деформаций личности и личностный рост офицеров-воспитателей.

Использованные источники:

1. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика. – СПб.: Питер, 2005.

Просмотров работы: 2958