СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВОЕННЫХ ВУЗАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В «Требованиях к обязательному минимуму содержания и уровню военно-профессиональной подготовки выпускников военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации с высшим военно-специальным образованием» указано: «Выпускник военно-учебного заведения с высшим военно-специальным образованием должен: обладать силой и ловкостью, иметь хорошее здоровье, уметь уверенно выполнять необходимый перечень физических упражнений, преодолевать значительные физические нагрузки, владеть культурой физического самосовершенствования».

Исходя из требований Наставления по физической подготовке (НФП-20019), курсанты военно-учебных заведений овладевают: на первом курсе – объёмом физических упражнений и теоретическими положениями военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; на втором курсе – установленным программой объёмом физических упражнений, теоретическими знаниями и организаторско-методическими навыками и умениями проведения физической подготовки и спортивной работы в объёме требований к командиру отделения; на третьем и старших курсах – всем объёмом физических упражнений, теоретическими знаниями и организаторско-методическими навыками и умениями в организации физической подготовки и спортивной работы в объёме требований к командиру взвода, роты.

Процесс обучения по дисциплине «Физическая культура (подготовка)» в военном вузе характеризуется следующими особенностями:

а) количество аудиторных часов, отведенных на изучение дисциплины недостаточно (это объясняется тем, что квалификационные требования намного выше, чем требования в гражданских нефизкультурных вузах, а выделяемое время на дисциплину одинаково);

б) занятия по дисциплине посещаются не в полном объеме (часть времени курсанты проводят в нарядах и командировках);

в) исходный уровень знаний по физической культуре и спорту различен (курсанты не изучали теорию и методику физической культуры вообще, или изучали её в общих чертах, т.е. имеют нулевой базовый уровень);

г) исходный уровень физической подготовленности и состояния здоровья поступающей в военный вуз молодежи с каждым годом снижается.

С целью определения сформированности физической культуры будущих офицеров и выявления их ориентации на гуманистические ценности этой сферы культуры был проведен опрос курсантов Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж). Никто (!) из опрошенных не смог дать четкого ответа на вопрос «Что такое физическая культура личности?» Значительная часть курсантов (57,1 %) не считают физическую культуру компонентом общей культуры человека, 30,4 % затрудняются с ответом и только 12,5 % респондентов дает положительный ответ. При оценке физкультурной деятельности в отношении её влияния на коммуникативные способности - лишь 32,4 % опрошенных говорят о положительном воздействии. Слабое положительное влияние, по мнению курсантов, оказывают занятия физической культурой на всестороннее и гармоничное развитие личности (59,4%) и только 27,8 % респондентов положительно оценивает потенциал физкультурно-спортивной деятельности в развитии общей культуры личности.

Анализ физической подготовленности выпускников Военного авиационного инженерного университета (г. Воронеж) за 2004-2009 гг. показал недостаточный уровень развития двигательных качеств, низкий уровень физкультурной грамотности, отсутствие мотивации к физическому самосовершенствованию и здоровому образу жизни.

Проведенные в ВАИУ исследования показали, что мотивированными к физкультурной деятельности являются лишь 44,2 % опрошенных курсантов. При этом доминирующим мотивом занятий физической культурой было определено общение с друзьями (30 % респондентов), в то время как социально-значимые мотивы, мотивы достижения цели, личностного самосовершенствования не оказались первостепенными. Основными причинами, мешающими занятиям физкультурной деятельностью, по мнению опрошенных, являются: отсутствие времени (76-80 % опрошенных в зависимости от курса обучения) и методика преподавания дисциплины (54-56 %), что требует внесения определенных корректив в учебный процесс.

Формирование мотивации к физкультурному самообразованию может осуществляться через содержание учебного материала, методы и приёмы обучения, а также благодаря творческому потенциалу преподавателя. И если содержание учебного материала по предмету реализуется в рамках требований Государственного образовательного стандарта, то формы и методы подачи учебного материала определяет сам преподаватель. По нашему мнению, в формировании мотивационно-ценностного отношения курсантов к физической культуре большую роль могут сыграть методико-практические занятия, а также расширение и углубление лекционного курса. Разработка и внедрение в практику новых форм обучения, таких как практикумы-консультации, научно-исследовательские задания, «круглые столы» также могут благотворно влиять на мотивацию курсантов к физкультурной деятельности.

Решающую роль в создании условий для учета требований государственного стандарта играет применение личностно ориентированного подхода, под которым понимаетсяметодологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности обучаемого, развития его индивидуальности.

Личностно ориентированный подход − это не просто учет особенностей субъекта обучения и воспитания, это иная методология организации условий образовательного процесса, которая предполагает не «учет», а «включение» его собственно личностных функций или востребование его субъектного опыта.

Из каких компонентов складывается личностно ориентированный подход?

Первая составляющая  основные понятия, которые при осуществлении педагогических действий являются главным инструментом мыследеятельности.

Вторая составляющая  исходные положения и основные правила построения процесса обучения и воспитания.

Третья составляющая  технологическая, включающая в себя наиболее соответствующие данной ориентации способы педагогической деятельности.

Анализ структуры компонентов физкультурно-педагогической деятельности позволяет говорить о том, что технологии личностно ориентированного физического воспитания должны строиться на основе ряда подходов:

- деятельностного подхода к освоению физической культуры, который ориентирует не только на усвоение знаний, но и на: а) способы этого усвоения; б) образцы и способы мышления и деятельности; в) развитие познавательных и творческих потенциалов человека. Особенность этого подхода состоит в его направленности на сознательное использование способов двигательной и спортивной деятельности и умений применять их в самоорганизации здорового стиля жизни;

- подхода к освоению физической культуры на основе: а) индивидуализации и дифференциации физического воспитания; выбора индивидом форм и средств собственной физической активности; б) организации физической активности человека сообразно его ценностным ориентациям, интересам, потребностям в сфере физической культуры;

- подхода к освоению физической культуры на основе физического самовоспитания, саморазвития, самореализации, сообразно задаткам к определенному виду деятельности;

- технологий развития физической активности, построенных на основе критериев, учитывающих проявления функции физического самовоспитания человека при организации им самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности и затрачиваемого на эту деятельность времени.

Однако, как показывает практика, специфика обучения в военных вузах, ориентированность на жестко регламентированные нормативные требования не позволяет реализовывать вышеназванные подходы в полной мере, что свидетельствует о необходимости внесения изменений в процесс физического воспитания курсантов.

Использованные источники:

1. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников.

2. Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2009).

3. Лубышева Л.И. Методологические подходы обновления педагогических технологий физического воспитания учащихся. – Сб. науч. трудов «Известия Воронежского госпедуниверситета. – Т.252. – Физическая культура: неспециальное физкультурное образование, спорт, физическая рекреация, двигательная реабилитация. – Воронеж: ВГПУ, 2002. – С.3-5.

Просмотров работы: 1846