ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В РОССИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ВОЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТБОРА В РОССИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В эпоху первобытно-общинного строя, как известно, имела место самодействующая вооруженная организация народа, т. е. участие в вооруженной борьбе было обязанностью каждого члена рода или племени. И хотя уже тогда существовало примитивное разделение воинского труда, труд этот не требовал специального обучения, был простым и естественным продолжением общей работы рода, племени по добыванию средств к жизни.

Военная организация рабовладельческого общества прошла путь от родовых и племенных ополчений до профессиональных армий. Эти армии имели в основном два рода войск – пехоту и конницу. В этот период в войсках насчитывалось до 30 различных военно-трудовых занятий и соответственно столько же специальностей. Большое место отводилось обучению войск и индивидуальной подготовке воинов.

Во времена раннего феодализма снова получила развитие непрофессиональная форма военной организации – народное ополчение. С развитием феодализма изменилась и система комплектования войск. На смену прежнему народному ополчению крестьян и кочевников пришло феодальное ополчение, состоявшее из крупных феодалов и их вассалов.

Крупнейшим военным мыслителем этого периода был видный философ, общественный и военный деятель Италии (Флоренции) Николло Макиавелли (1469-1527), в трудах которого большое место занимают вопросы комплектования армий. Он считал подбор наиболее пригодных к военной службе людей первой и важнейшей задачей. Макиавелли постоянно подчеркивал исключительную важность специального отбора людей в армию с точки зрения их военно-профессиональной пригодности.

На Руси в силу особенностей ее исторического развития постоянное войско было создано лишь в середине XVI века Иваном Грозным. Это было так называемое стрелецкое войско. В нем впервые были введены воинские звания (стрелец, десятник, сотник, голова приказа – полковник, воевода – начальник стрелецкого отряда и т. д.).

В XV-XVI веках произошли крупные изменения в вооружении. Изобретение зернистого пороха привело ко всеобщему распространению огнестрельного оружия. Появилась артиллерия, которая в середине XVI века в России делилась на крепостную, осадную и полевую. Вместе с артиллерией совершенствовалось и ручное огнестрельное оружие. В 1575 г. был составлен первый русский военный «Устав сторожевой и станичной службы».

При Петре I служба в регулярной армии и на флоте рядового состава и нижних чинов стала впервые профессиональным, занятием. В созданной регулярной армии Петр I ввел единую систему воинских званий, которые были окончательно оформлены Табелью о рангах от 24 января 1722 г.

В этих условиях стала складываться система военно-профессионального отбора, обучения и воспитания солдат, матросов, в основе которой были не стихийно перенимаемые традиции, а воинские уставы и наставления, приказы военачальников. Большим событием в истории военной профессионализации в нашей стране было открытие Петром I ряда военно-учебных заведений.

В отличие от западноевропейских армий, где по-прежнему господствовали традиции наемничества, палочной дисциплины и муштры, в русской армии внедрялись иные традиции: воинской чести, доблести, военно-профессиональной гордости офицера и достоинства личности рядового. Характерной особенностью в развитии военной теории этого периода была закрепление военно-теоретической мысли в уставах и наставлениях, которые прочно утвердились в качестве основополагающих правил организации воинской жизни в армиях европейских государств.

Продолжая традиции Петра I и П.А. Румянцева, Суворов выступил против слепого подражания западноевропейской системе комплектования, обучения и воспитания армии. Знаменитые суворовские принципы военного обучения: «учить войска тому, что надо на войне», «каждый воин должен знать свой маневр», «побеждать не числом, а умением», «тяжело в ученье – легко в бою», легли в основу военно-профессиональной подготовки русской армии всех последующих поколений.

Новый уровень военной профессионализации был связан с переходом европейских государств к комплектованию армий на основе всеобщей воинской повинности. Вместе с переходом к новому принципу комплектования армий понимание необходимости заблаговременного широкого, распространяющегося на все здоровое мужское население, военного обучения, стало важнейшим условием строительства вооруженных сил буржуазных государств. Это понимание укрепилось в ходе наполеоновских войн.

Развитие военно-теоретической мысли в середине XIX века подготовило ряд новых организационных решений. Важнейшим среди них является переход к новому принципу комплектования вооруженных сил.

Давно назревшая практически и хорошо обоснованная теоретически реформа комплектования русской армии стала возможна лишь после отмены крепостного права. В 1874 г. в России был принят закон о воинской повинности.

Воинская повинность являлась личной (без права замены призываемого лица), общеобязательной; призыву подлежало все мужское население страны, достигшее 21 года; срок службы устанавливался в 15 лет, из них 6 лет на действительной службе и 9 лет в запасе. Замена и выкуп не допускались.

В результате введения всеобщей воинской повинности уже через два года Россия имела в запасе 700 тыс. человек, прошедших военную подготовку и пригодных для призыва в армию в военное время.

Тяжелые уроки Крымской войны вынудили руководящие военные круги серьезно пересмотреть вопросы тактической подготовки войск и профессиональной подготовки офицеров - перенесение центра внимания в учебных программах со строевой на тактическую и боевую подготовку.

Начавшаяся научно-техническая революция обеспечила возможность создания новых образцов вооружения, транспорта, связи, распространения в войсках различных технических средств. Все эти большие перемены как в социально-экономических условиях ведения войны, так и в самом военном искусстве отчетливо выявились в ходе русско-японской войны (1904-1906) и особенно в первой мировой войне (1914-1918).

Самым слабым элементом в военной организации были практика отбора, подготовка и продвижение по службе офицерского состава.

Интересна и поучительна характеристика, которую дал этому контингенту молодых людей и мотивам их профессионального выбора М.И. Драгомиров: «Эти молодые люди – слабохарактерные, неспособные к работе и недостаточно развитые, в военную службу они идут потому, что всякая другая деятельность, обеспечивающая их существование, для них закрыта. Таким взрослым неудачникам, по моему убеждению, не место в армии...»

Военный профессиональный психологический отбор в нашей стране начал развиваться с начала 20-х годов. В это время в Красной Армии были развернуты психофизиологические исследования в интересах оценки и прогнозирования профессиональной пригодности военнослужащих, а в военно-учебных заведениях созданы соответствующие лаборатории. В 1928 г. на Черноморском и Балтийском флотах были организованы психофизиологические лаборатории, одной из задач которых являлась разработка методических приемов специального отбора новобранцев для службы на кораблях и обследование пополнения.

В 1930 году была издана Инструкция по проведению периодических психофизиологических (врачебных) испытаний в Военно-воздушных силах.

В практике отбора применялись различные психотехнические тесты. Их использование при отборе корабельных специалистов наряду с клиническим обследованием способствовало значительному сокращению увольняемости из-за неуспеваемости, болезней и практической неспособности к работе по специальности.

Для профотбора использовались результаты выполнения заданий на специальной аппаратуре (аппаратурные тесты) и на специальных бланках (бланковые тесты). Для проверки и оценки психофизиологических качеств применяли так называемые батареи тестов, что означало комплексность методического подхода к оценке профпригодности и ее прогнозированию.

При проведении психофизиологических испытаний внимание уделялось преимущественно оценке физиологических показателей, характеризующих свойства высшей нервной деятельности. Психологические качества при этом в значительной мере игнорировались.

В послевоенные годы в СССР психологический профотбор в Вооруженных Силах фактически не проводился, и такое положение сохранялось вплоть до тех пор, пока не появились сложные, дорогие военно-технические средства и комплексы вооружения, эффективность которых во многом лимитировалась возможностями, в том числе и психологическими, человека.

В 70-е и 80-е годы развернулись широкие исследования по проблеме профотбора, позволившие наполнить спроектированную систему конкретным содержанием. Непосредственно в войсках было проведено массовое психофизиологическое обследование личного состава по всем основным специальностям.

При этом было апробировано несколько десятков методик, получен обширный фактический материал, получены внешние критерии профпригодности и успешности военно-профессиональной деятельности специалистов, дана оценка валидности, надежности, прогностичности методик.

Вполне понятно, что для функционирования системы профотбора необходимо было решить задачу кадрового обеспечения. На первых порах в каждой дивизии и учебном центре сформировали нештатные группы профотбора, которые в последующем были преобразованы в штатные лаборатории профессионального психофизиологического отбора (ныне - лаборатории профессионального психологического отбора).

В интересах обеспечения учебного процесса было подготовлено первое в стране учебное пособие «Профессиональный психофизиологический отбор военных специалистов» (1978 г.), которое было переиздано в значительно переработанном и расширенном виде в 1981 году.

Профессиональный психологический отбор в Военно-Морском Флоте получил активное развитие с конца 60-х годов, когда внедрение новых технических систем на надводных кораблях и особенно на подводных лодках привело к изменению характера трудовой деятельности многих специалистов и появлению новых специальностей, повысило требования к личному составу и, в первую очередь, к психофизиологическим функциям военнослужащего, определяющим успешность его военно-профессиональной деятельности.

К началу 80-х годов на флоте постоянно действовали 18 штатных психофизиологических лабораторий учебных центров, учебных отрядов и школ ВМФ. Этот опыт был обобщен и нашел свое отражение в методических указаниях «Профессиональный отбор корабельных специалистов ВМФ по психофизиологическим и психологическим показателям» 1984 года, которые не утратили своей актуальности и по настоящее время.

С начала 80-х годов происходит активное развитие профессионального психологического отбора и в самом большом по численности виде Вооруженных Сил – Сухопутных войсках.

Однако как система профессиональный психологический отбор начинает формироваться после приказа Министра обороны 1986 года 162 «О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору молодежи и военнослужащих и их рациональному распределению по специальностям при прохождении действительной военной службы в Вооруженных Силах СССР».

Большой вклад в становление системы внесли такие видные отечественные военные ученые и организаторы, как В.А. Бодров, И.В. Захаров, И.Д. Кудрин, В.И. Медведев, Б.В. Кулагин, В.П. Петров, В.А. Пухов, В.И. Шостак.

В этот же период совершенствовалось организационное и научно-методическое обеспечение системы военного профессионального психологического отбора. Научными коллективами Военно-медицинской академии, лабораторий профотбора научно-исследовательских организаций видов Вооруженных Сил совместно со специалистами по профотбору центральных органов военного управления был разработан ряд организационных и научно-методических документов.

Следует отметить, что построение такой системы явилось, безусловно, прогрессивным шагом, направленным на повышение качества комплектования и боеспособности Вооруженных Сил нашей страны.

В этот же период совершенствовалось организационное и научно-методическое обеспечение системы военного профессионального психологического отбора. Научными коллективами Военно-медицинской академии, лабораторий профотбора научно-исследовательских организаций видов Вооруженных Сил совместно со специалистами по профотбору центральных органов военного управления был разработан ряд организационных и научно-методических документов.

Наиболее эффективно система функционировала в период 1986-1990 гг. Исследованиями тех лет было показано, что только за счет мероприятий профессионального психологического отбора боеспособность воинских подразделений и эффективность деятельности отдельных военных специалистов могут быть повышены на 15-30%.

Таким образом, профессиональный психологический отбор оказался и действенным средством оценки пригодности кандидатов для обучения в военно-учебных заведениях. Его результаты рассматривались наравне с результатами экзаменов по общеобразовательным дисциплинам при принятии решений о зачислении кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны.

Система профессионального психологического отбора, созданная в Вооруженных Силах СССР, активно развивается и совершенствуется в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Просмотров работы: 3152