Как показывает опыт боевых действий, информационно-воспита-тельная работа при своевременно поставленных задачах, правильной организации использования современных средств массовой информации, технических средств воспитания и эффективной методике проведения обладает мощным потенциалом духовного воздействия на военнослужащих. Мероприятия информационно-воспитательной работы имеют ярко выраженный социально-управленческий, мотивирующий и педагогический характер.
ВИДЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Рисунок 1 - Основные виды морально-психологического обеспечения
Информационно-воспитательная работа - система целенаправленных, согласованных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время командирами, штабами, органами воспитательной работы и военными средствами массовой информации по своевременному доведению до личного состава частей и подразделений сведений о военно-политической, морально-психологической и информационной обстановке, принимаемых решений органами государственной власти, полученных задачах, действиях своих войск (сил) и войск противника в целях формирования устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих, выполняющих боевые задачи.
Информационно-воспитательная работа является одной из наиболее действенных форм единства обучения и воспитания личного состава. В ней органично сочетаются воспитательные цели и задачи с информационными формами и методами обучения и воспитания. На основе специально подготовленных информационных материалов, формирующих у личного состава систему мировоззренческих ценностей и военно-патриотическое сознание, она оказывает системное педагогическое воздействие на психику и поведение военнослужащих частей и подразделений.
Информационно-воспитательная работа нацелена на военно-полити-ческое ориентирование личного состава, формирование у него высоких морально-психологических качеств на основе утверждения в его сознании и поведении общественно значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов служения Отечеству, государственных интересов и высоких духовных потребностей.
Основными документами, определяющими организацию и проведение информирования в Вооруженных Силах, являются Устав внутренней службы ВС РФ, приказы Министра обороны 2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил РФ», 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», «Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», указания и методические рекомендации начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ.
Основными целями информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах являются:
- формирование граждан-патриотов, готовых к защите Отечества;
- развитие духовного облика военнослужащих, выработка убеждений системы воспитательной работы.
В системе морально-психологического обеспечения основнымизадачами информационно-воспитательной работы в частях и подразделениях являются:
- информирование войск (сил) и разъяснение государственной политики в области обороны и безопасности Российской Федерации, а также решений военно-политического руководства страны;
- разъяснение военно-политической обстановки, причин, целей, характера войны (вооруженного конфликта), а также разоблачение её виновников и обоснование необходимости вооруженной защиты Отечества;
- изучение, анализ и оценка морально-психологической обстановки;
- доведение и разъяснение решений верховного главнокомандующего, обращений и заявлений Президента и Правительства Российской Федерации, приказов и директив командования;
- сплочение личного состава вокруг идеи защиты Родины, воспитание в духе преданности своему народу, Отечеству, верности Военной присяге, Боевому Знамени, а также ненависти к противнику, стремления отомстить за его злодеяния;
- перестройка сознания личного состава в соответствии с задачами, поставленными перед войсками (силами) в ходе боевых действий;
- постоянное доведение и разъяснение личному составу боевых задач, их важности, значения и способов выполнения;
- разъяснение ответственности за воинские преступления, невыполнение боевых задач, приказов, решительное пресечение трусости, малодушия и моральной неустойчивости;
- популяризация примеров успешных действий наших войск (сил);
- пропаганда опыта отличившихся военнослужащих, примеров умелого взаимодействия, поддержки и выручки в бою;
- информирование о новых системах вооружения и военной техники противника, способах применения и характере их воздействия на наши войска (силы), разъяснение способов индивидуальной и коллективной защиты;
- формирование у военнослужащих чувства личной ответственности за постоянную боевую готовность оружия и боевой техники, их умелое и эффективное использование;
- воспитание у личного состава бдительности, ответственности за сохранение военной и государственной тайны;
- формирование у личного состава уверенности в силе и мощи нашего оружия и боевой техники, в надежности командиров (начальников), их профессионализме.
Цели и задачи информационно-воспитательной работы реализуются через мобилизующую, информирующую, воспитательную и профилактическую функции.
Мобилизующая функция состоит в перестройке сознания военнослужащих с мирный на военный лад и мобилизации их усилий на качественном выполнении поставленных боевых задач.
Информирующая функция проявляется в своевременном доведении до частей и подразделений актуальной военно-политической и боевой информации, а так же в удовлетворении возникающих в боевой обстановке информационных потребностей личного состава.
Воспитательная функция реализуется через педагогическое воздействие на психику и поведение военнослужащих частей и подразделений.
Профилактическая функция выражается в предупреждении и нейтрализации негативных явлений в среде военнослужащих (нарушений воинской дисциплины, фобий, паники), связанных с факторами боевой обстановки и негативным информационно-психологическим воздействием противника.
Под силами информационно-воспитательной работы М.Ю. Зеленков понимает должностных лиц и органы, занимающиеся непосредственно организацией и проведением этого вида деятельности. Они подразделяются на штатные и нештатные.
К штатным силам относятся: отдел оперативного информирования в Главном управлении воспитательной работы, группы общественно-государственной подготовки и информирования в округах, старшие помощники по общественно-государственной подготовке и информированию в объединениях и соединениях, офицеры по общественно-государственной подготовке и информированию в полках.
К нештатным силам относятся: командиры, начальники родов войск и служб, боевой и информационный актив подразделений и частей, включающий информаторов, редакторов боевых листков и листков-молний, лиц, имеющих опыт ведения боевых действий или работы в экстремальных условиях, и других.
Содержательные компоненты информационно-воспитательной работы в системе морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) весьма разнообразны и взаимосвязаны (рис. 2).
Основные компоненты информационно-воспитательной работы в части (подразделении)
Анализ морально-психологической
обстановки и подготовка предложений
командиру по морально-психологическому обеспечению
Взаимодействие с госорганами,
общественными и религиозными
объединениями по вопросам морально-психологического обеспечения
Организация работы военных средств массовой информации и применение технических средств воспитания в интересах морально-психологического обеспечения
Информирование личного состава
(военно-политическое, боевое,
военно-техническое, правовое)
Культурно-художественное
обслуживание личного состава
частей и подразделений
Организация общественно-государственной подготовки личного состава войск (сил)
Разъяснение задач, приказов и
распоряжений командиров и начальников стоящих перед войсками (силами)
Рисунок 2 - Содержание информационно-воспитательной работы
в системе морально-психологического обеспечения
деятельности войск (сил)
Как отмечает Н.И. Резник, важнейшими компонентами информационно-воспитательной работы в войсках (силах) являются общественно-государственная подготовка и информирование войск (сил).
В Вооруженных Силах Российской Федерации общественно-госу-дарственная подготовка является одним из основных предметов подготовки личного состава и важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания. Она проводится в соответствии с требованиями «Руководства по организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации». Особенностью организации и проведения общественно-государственной подготовки личного состава войск (сил) в системе морально-психологического обеспечения боевых действий войск (сил) является то, что она будет проводиться в подразделениях и частях, расположенных либо в тылу, либо в прифронтовой полосе. Непосредственно же в боевой обстановке она трансформируется по формам и методам проведения в боевое и политическое информирование.
Политическое информирование – это процесс доведения до воинов информации в какой-либо форме по проблемам общественно-политической и экономической жизни в целях повышения их политической культуры, формирования и распространения общественного мнения относительно событий международного и внутреннего значения.
По содержанию политическое информирование включает: разъяснение сложившейся военно-политической обстановки, целей и характера готовящейся или развязанной противником войны, важнейших государственных документов, обращений руководителей Российского государства к народу, военнослужащим, обращений к личному составу военных советов фронтов, армий и т.д.
Боевое информирование – это деятельность, направленная на предоставление военнослужащим, подразделениям и частям необходимых для успешного выполнения задач подготовки и ведения боя сведений и сообщений военно-технического и бытового характера.
Содержание боевого информирования составляют: разъяснение полученной задачи, ситуаций, складывающихся в ходе боя, результатов действий военнослужащих; показ тактики подразделений противника, его сильных и слабых сторон, приемов психологического воздействия на наши войска; разъяснение мер безопасности, приемов самосохранения, правил личной гигиены и т.п.
Под информированием войск (сил) понимается деятельность командиров, органов военного управления и структур воспитательной работы, направленная на своевременное предоставление личному составу необходимой для управления, жизнедеятельности и выполнения боевых задач социально-политической, военно-технической, правовой, и другой информации. В системе информационно-воспитательной работы осуществляется информирование личного состава о решениях высших органов государственных власти и командования Вооруженных Сил, военно-политической обстановке, морально-психологических условиях выполнения боевых задач, действиях своих войск и войск противника.
В ходе боевых действий, учений, полевых (морских) выходов (походов), выполнения задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации информирование проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее 3 раз в неделю по 20 минут.
К основным формам информационно-воспитательной работы относятся: общественно-государственная подготовка военнослужащих и гражданского персонала частей и подразделений; устное информирование (военно-политическое, правовое, техническое, медицинское и др.); прослушивание и просмотр информационных телерадиопередач, видео и аудиоматериалов; тематические вечера и собрания личного состава; прямое обращение командиров к личному составу; обмен опытом участников боевых действий; работа офицеров органов воспитательной работы в боевых порядках; индивидуально-воспитательная работа; доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, трусость, невыполнение приказов и др.
К основным средствам информационно-воспитательной работы в частях и подразделениях относятся: походные средства связи и управления, культурно-досуговые учреждения, информационно-методические центры, информационные пункты, комнаты (каюты) информирования и досуга, переносные библиотеки, традиционные и электронные военные средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, компьютерные сети), полиграфическое оборудование, технические средства воспитания, наглядные средства информации.
Опыт боевых действий показывает, что эффективность информационно-воспитательной работы достигается непрерывным анализом, своевременным прогнозированием, целеустремленным и систематическим доведением до командиров (начальников) и всего личного состава войск (сил) военно-политической, оперативной, морально-психологической обстановки, оперативной пропагандой решительных и умелых действий личного состава.