ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии с руководящими документами и сложившейся практикой в Вооруженных Силах Российской Федерации основными видами морально-психологического обеспечения являются информаци­онно-воспитательная работа, психологическая работа, военно-социальная работа, куль­турно-досуговая работа, защита войск (сил) от информационно-психологиче­ского воздействия противника, обеспечение войск (сил) техническими сред­ствами вос­питания(рисунок 1). Каждый видморально-психологического обеспече­ния имеет свою структуру, содержание, особенности организации и реализации стоящих задач. Вместе с тем они логически и организационно (по месту, времени, силам и средствам) взаимосвязаны и образуют единый комплекс мероприятий, проводимых органами военного управления по единому замыслу и плану.

Как показывает опыт боевых действий, информационно-воспита-тельная работа при своевременно поставленных задачах, правильной организации использования современных средств массовой информации, технических средств воспитания и эффективной методике проведения обладает мощным потенциалом духовного воздействия на военнослужащих. Мероприятия информационно-воспитательной работы имеют ярко выраженный социально-управленческий, мотивирующий и педагогический характер.

 

ВИДЫ МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Рисунок 1 - Основные виды морально-психологического обеспечения

Информационно-воспитательная работа - система целенаправленных, согласованных мероприятий, осуществляемых в мирное и военное время командирами, штабами, органами воспитательной работы и военными средствами массовой информации по своевременному доведению до личного состава частей и подразделений сведений о военно-политической, морально-психологической и информационной обстановке, принимаемых решений органами государственной власти, полученных задачах, действиях своих войск (сил) и войск противника в целях формирования устойчивого морально-психологического состояния военнослужащих, выполняющих боевые задачи.

Информационно-воспитательная работа является одной из наиболее действенных форм единства обучения и воспитания личного состава. В ней органично сочетаются воспитательные цели и задачи с информационными формами и методами обучения и воспитания. На основе специально подготовленных информационных материалов, формирующих у личного состава систему мировоззренческих ценностей и военно-патриотическое сознание, она оказывает системное педагогическое воздействие на психику и поведение военнослужащих частей и подразделений.

Информационно-воспитательная работа нацелена на военно-полити-ческое ориентирование личного состава, формирование у него высоких морально-психологических качеств на основе утверждения в его сознании и поведении общественно значимых идеалов, идей патриотизма, мотивов служения Отечеству, государственных интересов и высоких духовных потребностей.

Основными документами, определяющими организацию и проведение информирования в Вооруженных Силах, являются Устав внутренней службы ВС РФ, приказы Министра обороны 2004 г. № 70 «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил РФ», 2005 г. № 79 «О совершенствовании воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации», «Концепция воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации», указания и методические рекомендации начальника Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил РФ.

Основными целями информационно-воспитательной работы в Вооруженных Силах являются:

- формирование граждан-патриотов, готовых к защите Отечества;

- развитие духовного облика военнослужащих, выработка убеждений системы воспитательной работы.

В системе морально-психологического обеспечения основнымизадачами информационно-воспитательной работы в частях и подразделениях являются:

- информирование войск (сил) и разъяснение государственной политики в области обороны и безопасности Российской Федерации, а также решений военно-политического руководства страны;

- разъяснение военно-политической обстановки, причин, целей, характера войны (вооруженного конфликта), а также разоблачение её виновников и обоснование необходимости вооруженной защиты Отечества;

- изучение, анализ и оценка морально-психологической обстановки;

- доведение и разъяснение решений верховного главнокомандующего, обращений и заявлений Президента и Правительства Российской Федерации, приказов и директив командования;

- сплочение личного состава вокруг идеи защиты Родины, воспитание в духе преданности своему народу, Отечеству, верности Военной присяге, Боевому Знамени, а также ненависти к противнику, стремления отомстить за его злодеяния;

- перестройка сознания личного состава в соответствии с задачами, поставленными перед войсками (силами) в ходе боевых действий;

- постоянное доведение и разъяснение личному составу боевых задач, их важности, значения и способов выполнения;

- разъяснение ответственности за воинские преступления, невыполнение боевых задач, приказов, решительное пресечение трусости, малодушия и моральной неустойчивости;

- популяризация примеров успешных действий наших войск (сил);

- пропаганда опыта отличившихся военнослужащих, примеров умелого взаимодействия, поддержки и выручки в бою;

- информирование о новых системах вооружения и военной техники противника, способах применения и характере их воздействия на наши войска (силы), разъяснение способов индивидуальной и коллективной защиты;

- формирование у военнослужащих чувства личной ответственности за постоянную боевую готовность оружия и боевой техники, их умелое и эффективное использование;

- воспитание у личного состава бдительности, ответственности за сохранение военной и государственной тайны;

- формирование у личного состава уверенности в силе и мощи нашего оружия и боевой техники, в надежности командиров (начальников), их профессионализме.

Цели и задачи информационно-воспитательной работы реализуются через мобилизующую, информирующую, воспитательную и профилактическую функции.

Мобилизующая функция состоит в перестройке сознания военнослужащих с мирный на военный лад и мобилизации их усилий на качественном выполнении поставленных боевых задач.

Информирующая функция проявляется в своевременном доведении до частей и подразделений актуальной военно-политической и боевой информации, а так же в удовлетворении возникающих в боевой обстановке информационных потребностей личного состава.

Воспитательная функция реализуется через педагогическое воздействие на психику и поведение военнослужащих частей и подразделений.

Профилактическая функция выражается в предупреждении и нейтрализации негативных явлений в среде военнослужащих (нарушений воинской дисциплины, фобий, паники), связанных с факторами боевой обстановки и негативным информационно-психологическим воздействием противника.

Под силами информационно-воспитательной работы М.Ю. Зеленков понимает должностных лиц и органы, занимающиеся непосредственно организацией и проведением этого вида деятельности. Они подразделяются на штатные и нештатные.

К штатным силам относятся: отдел оперативного информирования в Главном управлении воспитательной работы, группы общественно-государственной подготовки и информирования в округах, старшие помощники по общественно-государственной подготовке и информированию в объединениях и соединениях, офицеры по общественно-государственной подготовке и информированию в полках.

К нештатным силам относятся: командиры, начальники родов войск и служб, боевой и информационный актив подразделений и частей, включающий информаторов, редакторов боевых листков и листков-молний, лиц, имеющих опыт ведения боевых действий или работы в экстремальных условиях, и других.

Содержательные компоненты информационно-воспитательной работы в системе морально-психологического обеспечения деятельности войск (сил) весьма разнообразны и взаимосвязаны (рис. 2).

 

Основные компоненты информационно-воспитательной работы в части (подразделении)

 

 

Анализ морально-психологической

обстановки и подготовка предложений

командиру по морально-психологическому обеспечению

Взаимодействие с госорганами,

общественными и религиозными

объединениями по вопросам морально-психологического обеспечения

 

 

Организация работы военных средств массовой информации и применение технических средств воспитания в интересах морально-психологического обеспечения

Информирование личного состава

(военно-политическое, боевое,

военно-техническое, правовое)

 

 

Культурно-художественное

обслуживание личного состава

частей и подразделений

Организация общественно-государственной подготовки личного состава войск (сил)

 

 

Разъяснение задач, приказов и

распоряжений командиров и начальников стоящих перед войсками (силами)

 

Рисунок 2 - Содержание информационно-воспитательной работы

в системе морально-психологического обеспечения

деятельности войск (сил)

Как отмечает Н.И. Резник, важнейшими компонентами информационно-воспитательной работы в войсках (силах) являются общественно-государственная подготовка и информирование войск (сил).

В Вооруженных Силах Российской Федерации общественно-госу-дарственная подготовка является одним из основных предметов подготовки личного состава и важнейшей формой государственно-патриотического, воинского, нравственного, правового и эстетического воспитания. Она проводится в соответствии с требованиями «Руководства по организации общественно-государственной подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации». Особенностью организации и проведения общественно-государственной подготовки личного состава войск (сил) в системе морально-психологического обеспечения боевых действий войск (сил) является то, что она будет проводиться в подразделениях и частях, расположенных либо в тылу, либо в прифронтовой полосе. Непосредственно же в боевой обстановке она трансформируется по формам и методам проведения в боевое и политическое информирование.

Политическое информирование – это процесс доведения до воинов информации в какой-либо форме по проблемам общественно-политической и экономической жизни в целях повышения их политической культуры, формирования и распространения общественного мнения относительно событий международного и внутреннего значения.

По содержанию политическое информирование включает: разъяснение сложившейся военно-политической обстановки, целей и характера готовящейся или развязанной противником войны, важнейших государственных документов, обращений руководителей Российского государства к народу, военнослужащим, обращений к личному составу военных советов фронтов, армий и т.д.

Боевое информирование – это деятельность, направленная на предоставление военнослужащим, подразделениям и частям необходимых для успешного выполнения задач подготовки и ведения боя сведений и сообщений военно-технического и бытового характера.

Содержание боевого информирования составляют: разъяснение полученной задачи, ситуаций, складывающихся в ходе боя, результатов действий военнослужащих; показ тактики подразделений противника, его сильных и слабых сторон, приемов психологического воздействия на наши войска; разъяснение мер безопасности, приемов самосохранения, правил личной гигиены и т.п.

Под информированием войск (сил) понимается деятельность командиров, органов военного управления и структур воспитательной работы, направленная на своевременное предоставление личному составу необходимой для управления, жизнедеятельности и выполнения боевых задач социально-политической, военно-технической, правовой, и другой информации. В системе информационно-воспитательной работы осуществляется информирование личного состава о решениях высших органов государственных власти и командования Вооруженных Сил, военно-политической обстановке, морально-психологических условиях выполнения боевых задач, действиях своих войск и войск противника.

В ходе боевых действий, учений, полевых (морских) выходов (походов), выполнения задач в отрыве от пунктов постоянной дислокации информирование проводится в зависимости от обстановки и характера решаемых задач, но не менее 3 раз в неделю по 20 минут.

К основным формам информационно-воспитательной работы относятся: общественно-государственная подготовка военнослужащих и гражданского персонала частей и подразделений; устное информирование (военно-политическое, правовое, техническое, медицинское и др.); прослушивание и просмотр информационных телерадиопередач, видео и аудиоматериалов; тематические вечера и собрания личного состава; прямое обращение командиров к личному составу; обмен опытом участников боевых действий; работа офицеров органов воспитательной работы в боевых порядках; индивидуально-воспитательная работа; доведение приговоров военных судов об осуждении военнослужащих за воинские преступления, трусость, невыполнение приказов и др.

К основным средствам информационно-воспитательной работы в частях и подразделениях относятся: походные средства связи и управления, культурно-досуговые учреждения, информационно-методические центры, информационные пункты, комнаты (каюты) информирования и досуга, переносные библиотеки, традиционные и электронные военные средства массовой информации (газеты, журналы, радио, телевидение, компьютерные сети), полиграфическое оборудование, технические средства воспитания, наглядные средства информации.

Опыт боевых действий показывает, что эффективность информационно-воспитательной работы достигается непрерывным анализом, своевременным прогнозированием, целеустремленным и систематическим доведением до командиров (начальников) и всего личного состава войск (сил) военно-политической, оперативной, морально-психологической обстановки, оперативной пропагандой решительных и умелых действий личного состава.

Просмотров работы: 13027