ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НДФЛ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ НДФЛ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Налог на доходы физических лиц является одним из основных источников доходов регионального и местного бюджетов. В Тюменской области по данным УФНС поступления НДФЛ за 11 месяцев 2012 года составили 18,8 млрд. рублей. Темп роста поступлений НДФЛ к тому же периоду предыдущего года сложился на уровне 113,5%, или в абсолютном выражении увеличился на 2,24 млрд. руб. Удельный вес поступлений НДФЛ в доходах консолидированного бюджета области составляет 31,1% [3].

Следует отметить, что поступления НДФЛ из года в год увеличиваются, но, несмотря на общий рост поступлений налога, вопрос недоимки данного налога остается актуальным. Основные потери бюджетов по НДФЛ связаны с неуплатой текущих платежей отдельными хозяйствующими субъектами - налоговыми агентами. Но при этом существуют и резервы для увеличения поступлений налога. Это, конечно, вывод заработной платы из тени, ликвидация задолженности как по НДФЛ, так и по заработной плате, выявление и постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей из других регионов, работающих на территории области.

Администрирование НДФЛ достаточно специфично и отличается от администрирования других основных налоговых источников, что обусловлено особой правовой природой налога.

С технической точки зрения, налог с доходов граждан характеризуется легкостью его администрирования при условии высокой платежной дисциплины и эффективной системы контроля за достоверностью и полнотой декларирования доходов граждан. Однако практически невозможно рассчитать и обложить налогом доход, который получает индивидуум за пользование собственной квартирой, домом, автомобилем, так называемый «неофициальный доход». Исключение подобных доходов из налогооблагаемой базы может привести к значительным сокращениям поступления данного налога в бюджет.

Сложным так же является обложение дополнительных вознаграждений в виде товаров или услуг, предоставляемых своим сотрудникам фирмами, или получаемых физическими лицами доходов от иных физических лиц, не являющихся ИП, как платы за предоставление услуг или выполнение работ, которые не нашли отражения в каких-либо договорах или документах. У такой практики есть очевидное негативное следствие: с помощью получения подобных вознаграждений может происходить уход от подоходного налогообложения.

И, несомненно, значимой проблемой является попросту элементарная неграмотность населения в сфере налогообложения, в данном случае следует отметить, что большая часть страны даже не знакома с обязанностью декларировать некоторые свои доходы, и как следствие уплачивать с них налог.

В результате сложившегося положения становится сложно учесть получаемые гражданами доходы, выявить нарушения налогового законодательства, и обеспечить полноту уплаты ими НДФЛ.

Так же специфичность администрирования НДФЛ (невозможность определения на текущую дату согласно карточке расчетов с бюджетом размера задолженности налогового агента и, как следствие, принудительного ее взыскания без проведения выездной налоговой проверки) позволяет хозяйствующим субъектам отвлекать удержанные из доходов работников суммы налога для пополнения оборотных средств [2].

Принимая во внимание значимость НДФЛ для территориального бюджета, а также социальную важность вопроса своевременной выплаты хозяйствующими субъектами заработной платы работникам налоговые инспекции совместно с органами власти, а также другими контролирующими службами могут проводить кампанию по легализации теневой заработной платы. Основным инструментом в данной работе является мониторинг всех организаций по выплаченной заработной плате и заслушивание на заседаниях межведомственных комиссий руководителей организаций и индивидуальных предпринимателей, выплачивающих заработную плату ниже среднеотраслевого уровня по видам деятельности.

Но не все руководители предприятий и индивидуальные предприниматели отреагируют на предложения комиссии по выводу заработной платы из тени и полному перечислению налоговых платежей в бюджет. Такие работодатели — кандидаты для включения их в планы выездных налоговых проверок. Ведь задолженность налогового агента по НДФЛ можно реально оценить только в рамках выездной налоговой проверки.

С января по ноябрь 2012 года, например, налоговыми органами Тюменской области проведено 449 выездных налоговых проверок, в ходе которых был проверен вопрос правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) НДФЛ.

По результатам выездных налоговых проверок доначислено налога на доходы физических лиц в сумме 143 253 тыс. руб., предъявлены санкции в сумме 29 594 тыс. руб. и пени на сумму 29 272 тыс. руб. [3].

Так же существенной проблемой администрирования НДФЛ, по мнению налоговых инспекторов, остается отсутствие установленной для налоговых агентов отчетности по налогу. Предоставление органам власти субъектов РФ права введения на региональном уровне отчетности по налогу на доходы физических лиц для хозяйствующих субъектов позволило бы оперативно выявлять не только задолженность по НДФЛ, но и задолженность по заработной плате.

Целесообразно законодательно на федеральном уровне закрепить полномочия и статус комиссий по легализации теневой заработной платы и ответственность работодателей за выплату заработной платы в конвертах [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день вполне возможно повысить качество администрирования НДФЛ. Главное, выявить основные проблемы и определить оптимальные пути их решения, что, несомненно, приведет к увеличению поступления НДФЛ в бюджет.

Литература

  1. Издательский дом «Бюджет» [Электронный ресурс]: Кулинова С.А. Борьба за НДФЛ. – Режим доступа: http://bujet.ru/article/196909.php.

  2. Народная бухгалтерская энциклопедия на Клерк.ру [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.klerk.ru/inspection/241640/

  3. Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/

Просмотров работы: 6759