ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКАХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В БАНКАХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях развития рыночных отношений и расширения хозяйственных связей между организациями разных форм собственности и организационно - правовых форм особое значение имеет управление налоговыми обязательствами, которое позволяет прогнозировать налоговые платежи, оперативно и эффективно управлять имеющимися ресурсами и денежными потоками, а также существенно снижать риск денежных затруднений. В связи с этим у коммерческих предприятий возникает потребность в организации и проведении аудита, причем не только внешнего, но и внутреннего.

Современный рынок аудита в России в основном сложился к середине 1990-х годов, тогда как во времена СССР его предшественником выступала ревизия, проводившаяся бухгалтерами сторонних предприятий сплошным образом. На сегодняшний день аудит принципиально отличается от ревизии того времени, что является следствием перехода к рыночной экономике и изменения законодательства, в том числе о налогах и сборах.

Переход на международные стандарты учета и аудита определяет значимость развития аудита в России. Аудиторская деятельность в настоящее время развивается весьма динамично.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами [1].

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности [1].

По виду исполнителя аудиторских услуг аудит разделяют на внешний и внутренний. Под внешним аудитом понимают оказание аудиторских услуг (проведение проверки, оказание сопутствующих услуг) независимой аудиторской фирмой (независимым аудитором). Главная цель внешнего аудита – дать объективные, реальные и точные сведения об аудируемом объекте.

Внутренний аудит, согласно определению Института внутренних аудиторов США (Instilut of Internal Auditors) - это независимая деятельность в организации (на предприятии) по проверке и оценке ее работы в ее же интересах. Цель внутреннего аудита - помочь членам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренние аудиторы предоставляют своей организации (предприятию) данные анализа и оценки, рекомендации и другую необходимую им формацию, являющуюся результатом проверок.

По назначению аудит бывает налоговым, аудитом финансовой и бухгалтерской отчетности, ценовым, операционно-управленческим, на соответствие требованиям и аудит хозяйственной деятельности.

Многочисленные изменения, происходящие из года в год, в банках, появление все более новых и сложных операций требовали укрепления порядка управления деятельностью коммерческих банков как с внешней стороны – со стороны Центрального банка, так и с внутренней – по средствам создания специальных подразделений в структуре коммерческих банков. Важным фактором, определяющем условия развития банковской системы, стало введение новых требований по регулированию деятельности кредитных организаций со стороны банка России. Вместе с тем в 1997 г. банк России разработал и утвердил Положение «Об организации внутреннего контроля в банках», который был заменен на Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П «Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах», предусматривающее общий для всех банков порядок организации внутреннего контроля.

Таким образом, основными способами проведения внутреннего аудита в банках являются: финансовая проверка, контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, операционная проверка, а также контроль качества управления. Так же большое внимание уделяется правильному исчислению и уплате налогов.

План проведения проверок, осуществляемых службой внутреннего контроля, должен включать график осуществления проверок и составляться исходя из принятой органами управления кредитной организации методологии оценки управления банковскими рисками, учитывающей изменения в системе внутреннего контроля и новые направления деятельности кредитной организации. Планы работы службы внутреннего контроля разрабатываются службой внутреннего контроля, должны утверждаться советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации. Отчеты о выполнении планов проверок представляются службой внутреннего контроля не реже двух раз в год совету директоров (наблюдательному совету). Отчеты должны содержать описание целей проверки, выполненных работ, выявленных нарушений, ошибок и недостатков в деятельности кредитной организации, которые могут создать угрозу интересам кредиторов и вкладчиков или оказать влияние на финансовую устойчивость кредитной организации, и рекомендации службы внутреннего контроля по улучшению работы и устранению нарушений, ошибок и недостатков [2].

В 2012 году произошел ряд значительных изменений в отношении банков и аудиторской деятельности. Так, с 29 апреля вступил в силу новый нормативный акт Банка России, разработанный в рамках деятельности по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОД/ФТ). Данный акт определяет программы, которые должны быть разработаны кредитными организациями, в частности к ним относятся программы: организации системы ПОД/ФТ, идентификации кредитной организацией клиента, управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, выявления в деятельности клиентов операций, подлежащих обязательному контролю и др. [3]

С 2013 года вступают в силу поправки к КоАПу и новый закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете». Вводится административная ответственность за отсутствие процедуры обязательного аудита в течение года (а согласно ст. 5 ФЗ «Об аудиторской деятельности» банки также входят в данную категорию), предполагается ввести штраф в размере 700 000 рублей. Сейчас ответственности за отсутствие аудиторских проверок не существует.

На сегодняшний день, в условиях рыночной экономики, мы просто не можем представить себе существование экономической сферы без коммерческих организаций – банков. Они прочно вошли в нашу повседневную жизнь, став ее неотъемлемой частью. И так как банки регулируют большую часть наших сбережений, то вполне явной становится необходимость в укреплении порядка управления деятельностью банков как с внешней стороны, так и с внутренней. Наличие службы внутреннего аудита (или службы внутреннего контроля) является обязательным условием функционирования кредитной организации. Одним из оснований для отзыва лицензии у коммерческого банка является неадекватная работа подразделений, ответственных за внутренний аудит. И все больше внимания при проведении проверок Банк России уделяет в последнее время деятельности этой службы.

Создавая прозрачное информационное поле, внутренний аудит способствует более глубокому и обоснованному анализу деятельности банка, созданию справедливой и эффективной системы стимулирования. Это соответствует общепринятым международным стандартам управления коммерческими банками.

Таким образом, вопрос организации системы внутреннего контроля в коммерческих банках является актуальным, требующим дальнейшего теоретического изучения.

Литература

1. Федеральный закон о бухгалтерском учете от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ [Текст]: принят Гос. Думой 24 дек. 2008 г. - Собрание законодательства РФ, 2011. - №29. – ст. 4291.

2. Положение ЦБР от 16 декабря 2003 г. N 242-П Об организации внутреннего контроля в кредитных организациях и банковских группах [Текст]: Собрание законодательств РФ, 2007. – № 22. – ст. 2640.

3. Положение от 02 марта 2012 N 375-П О требованиях к правилам внутреннего контроля кредитной организации в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Текст]: Зарегистрировано в Минюсте России 06.04.2012 N 23744.

Просмотров работы: 2233