Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, пеней, штрафа регулируется статьей 78 Налогового кодекса. В соответствии с положениями пунктов 1 и 7 данной законодательной нормы, сумма излишне уплаченных в бюджет средств подлежит возврату налогоплательщику по его письменному заявлению [1]. Но если у этого лица имеются налоговые недоимки или задолженности тому же бюджету, то возврат излишне уплаченных сумм производится только после зачета переплаты в счет погашения задолженности. Причем эти правила распространяются как на самих налогоплательщиков, так и на налоговых агентов.
Основная проблема при возврате и зачете сумм НДФЛ заключается в том, что, как правило, расчет и перечисление сумм данного налога осуществляется не самим налогоплательщиком, а налоговым агентом. Например, удержание НДФЛ работодателем со своих сотрудников. Именно это обстоятельство может вызвать сомнения относительно порядка возврата уплаченных в бюджет сверх необходимого НДФЛ [5].
Общий порядок возврата и зачета излишне уплаченных и взысканных налогов приведен в ст. ст. 78 и 79 НК РФ. Его обязаны соблюдать налогоплательщики, налоговые агенты, плательщики сборов и налоговые органы. Пункт 1 ст. 231 НК РФ посвящен правилам возврата НДФЛ физическому лицу, которых налоговый агент должен придерживаться, начиная с этого года. Итак, рассмотрим последовательность действий [1].
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, кроме случаев возврата с нарушением срока. Срок возврата составляет один месяц со дня получения налоговым органом заявления на возврат излишне уплаченных сумм в бюджет.
В соответствии с п.3 ст.78 НК РФ, налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику в письменном виде, о каждом ставшем известным факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога в течение 10 рабочих дней со дня обнаружения такого факта [1].
В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, по предложению налогового органа или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка расчетов:
по налогам,
сборам,
пеням,
штрафам.
Результаты такой сверки оформляются актом, подписываемым с одной стороны - налоговым органом, с другой - налогоплательщиком.
Для осуществления зачета или возврата излишне уплаченных сумм, налогоплательщик должен представить письменное заявление (возможно предоставление в электронной форме с цифровой подписью) в налоговую инспекцию.
Решение:
о зачете,
возврате,
суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговой в течение 10 дней (п.5, п.8 ст.78 НК РФ):
со дня получения заявления,
или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась).
В соответствии с п.5 ст.78 НК РФ, зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения:
недоимки по иным налогам,
задолженности по пеням, штрафам,
подлежащим уплате или взысканию в соответствии с Налоговым кодексом, может производиться налоговой самостоятельно.
В таком случае, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговой в течение 10 дней:
со дня обнаружения ею факта излишней уплаты налога,
или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов (если такая совместная сверка проводилась),
либо - со дня вступления в силу решения суда.
При этом, налогоплательщик может самостоятельно представить в налоговую заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности по пеням, штрафам) [5].
В соответствии с п.6 ст.78 НК РФ, возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных КН РФ:
недоимки по иным налогам соответствующего вида,
задолженности по соответствующим пеням, штрафам,
производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
По общему правилу вернуть излишне удержанный НДФЛ налоговый агент должен в безналичной форме путем перечисления денежных средств на счет физического лица в банке. Реквизиты счета налогоплательщику следует указать в заявлении. Время, отведенное на то, чтобы вернуть налог физлицу, составляет три месяца и ведет отсчет с момента подачи им заявления на возврат. За каждый день просрочки налогоплательщику с налогового агента причитаются проценты, начисленные на сумму излишне удержанного НДФЛ исходя из ставки рефинансирования ЦБ, которая действовала в дни нарушения срока [6].
Вернуть налог физлицу налоговый агент может двумя путями. Во-первых, сделать это можно за счет сумм НДФЛ, подлежащих перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по данному налогоплательщику, так и по иным физлицам, с доходов которых налоговый агент удерживает НДФЛ.
Во-вторых, вернуть налог можно за счет собственных средств, одновременно обратившись за возвратом НДФЛ в налоговую инспекцию в порядке ст. 78 Налогового кодекса [1].
По большому счету из буквального толкования положений ст. 231 Кодекса следует, что второй способ рассчитан на ситуацию, когда суммы НДФЛ, подлежащей перечислению налоговым агентом в казну, недостаточно, чтобы вернуть налог первым путем. Так, нормы НК гласят, что обратиться за возвратом в ИФНС налоговый агент должен в течение 10 дней с момента получения заявления от налогоплательщика. К заявлению в инспекцию при этом также необходимо присовокупить выписку из регистра налогового учета за соответствующий налоговый период и документы, подтверждающие излишнее удержание и перечисление суммы налога в бюджет. При этом очевидно, что такой короткий срок на обращение в ИФНС предполагает принятие решения о том, за счет каких средств возвращать налог, непосредственно при получении заявления от налогоплательщика [6].
Очевидно, что переплата по НДФЛ может возникнуть в том числе и в результате обычной счетной ошибки или опечатки. В данном случае важно, на каком этапе она произошла. Так, если в результате таковой налог был излишне удержан, то он подлежит возврату в порядке ст. 231 Налогового кодекса. Другое дело, если удержан НДФЛ был в верном размере, а вот уплачен в большем, чем необходимо [2].
Как указали налоговики, переплаченная сумма в подобной ситуации уже в принципе не является налогом на доходы физических лиц, поскольку уплата такового за счет собственных средств налогового агента запрещена. Соответственно, наличие такой переплаты не освобождает последнего от обязанности перечислить в бюджет сумму НДФЛ, фактически удержанного из доходов физлиц, выплачиваемых в более поздние сроки. Единственный вариант, который в рассматриваемой ситуации есть, по мнению контролеров, у налогового агента, - обратиться с заявлением о возврате на расчетный счет суммы, не являющейся НДФЛ и ошибочно перечисленной в казну. Причем, похоже, без проведения сверки по расчетам с бюджетом в данном случае не обойтись [5].
Суммы налога на доходы физических лиц, причитающиеся к возврату в связи с предоставлением полагающихся налогоплательщику стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, предусмотренных ст. 218-221 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), следует рассматривать как излишне уплаченные суммы налога; в связи с этим возврат таких сумм налога на доходы физических лиц осуществляется в общеустановленном порядке в соответствии со ст. 78 настоящего Кодекса. В данном случае день уплаты излишне уплаченной суммы налога необходимо определять с учетом особенностей главы 23 НК РФ.
Налог на доходы физических лиц поступает в бюджет по двум каналам: от налоговых агентов, которые удерживают налог с выплачиваемых физическим лицам доходов, и непосредственно от налогоплательщиков - физических лиц, которые самостоятельно производят исчисление налога по доходам, получаемым ими от предпринимательской деятельности, занятия частной практикой, а также по иным отдельным видам доходов, поименованным в ст. 228 НК РФ [1].
По доходам, полученным физическими лицами - налоговыми резидентами Российской Федерации в налоговом периоде (календарном году) от занятия предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, частной практикой, от выполнения трудовых и иных приравненных к ним обязанностей, в виде вознаграждений за выполнение работ и оказание услуг по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам, а также по доходам, полученным от использования в Российской Федерации прав на объекты интеллектуальной собственности, по доходам, полученным от реализации, предоставления в аренду или иного использования имущества, находящегося на территории Российской Федерации, налоговая ставка устанавливается в размере 13 %, независимо от размера дохода. По данной группе доходов налоговая база для исчисления налога на доходы физических лиц уменьшается на сумму полагающихся налогоплательщикам налоговых вычетов. Статьями 218-221 НК РФ установлены четыре вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные.
При этом налоговые агенты вправе предоставлять налогоплательщикам на основании их письменного заявления и соответствующих документов, подтверждающих право на получение налоговых вычетов, только стандартные и некоторые виды профессиональных налоговых вычетов [6].
Социальные, имущественные и отдельные виды профессиональных налоговых вычетов предоставляются налогоплательщикам по окончании налогового периода только налоговыми органами на основании декларации по налогу на доходы, составленного в произвольной форме письменного заявления налогоплательщика о предоставлении вычетов и документов, подтверждающих право на получение указанных налоговых вычетов [4].
Таким образом, физические лица, не относящиеся к категориям налогоплательщиков, поименованным в ст. 227 и 228 НК РФ, вправе представить в налоговый орган по месту жительства декларацию по налогу на доходы физических лиц в следующих случаях:
- для получения стандартных налоговых вычетов (если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налоговым агентом налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено ст. 218 НК РФ);
- для получения социальных налоговых вычетов;
- для получения имущественных налоговых вычетов;
- для получения профессиональных налоговых вычетов при отсутствии налогового агента (по доходам от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, авторским вознаграждениям или вознаграждениям за создание, исполнение или иное использование произведений науки, литературы и искусства, а также вознаграждениям авторам открытий, изобретений и промышленных образцов).
Литература
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2012. – 768 с.
О возврате налога [Текст]: Письмо ФНС РФ от 04.07.2011 № ЕД-4-3/10764 – 5с.
Ветрова В.Л. Налог на доходы физических лиц [Текст]: Комментарий к главе 23 НК РФ / В.Л. Ветрова. - М.: Вершина, 2011. - 335 с.
Яскевич Н.Н. Получаем налоговые вычеты. Кто имеет право? Как правильно оформить? Самая подробная инструкция [Текст]: Н. Н. Яскевич — Санкт-Петербург: Эксмо, 2010 г.- 176 с.
Налоги и налогообложение: Учебное пособие / В.Р. Захарьин. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: ИД ФОРУМ: ИНФРА-М, 2011. - 320 с.
Налоги и налогообложение: Учебное пособие / ВЗФЭИ; Под ред. А.З. Дадашева. - М.: ИНФРА-М: Вузовский учебник, 2010. - 464 с.
Управление Федеральной налоговой службы по Тюменской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/