УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

УРЕГУЛИРОВАНИЕ НАЛОГОВОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно ст. 57 Конституции РФ каждый гражданин обязан платить законно установленные налоги и сборы [1]. Однако, эта обязанность не всегда исполняется налогоплательщиком в установленные законом сроки. В результате у налогоплательщика возникает задолженность по уплате налогов и сборов.

В определении понятия налоговой задолженности, к сожалению, налоговый кодекс РФ отправной точкой не является. В законодательстве Российской Федерации существуют нормативные акты, посвященные вопросам взимания налоговой задолженности, возврата налогов, налоговой ответственности, однако законодательного определения «налоговой задолженности» встретить не удается [7].

Налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащая погашению в определенный срок, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы, и рассматривается как совокупная задолженность. Совокупная задолженность по налоговым обязательствам в бюджеты всех уровней состоит из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности.

Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок [4].

По материалам Российского налогового курьера [6], за период функционирования налоговой службы совокупная сумма задолженности налогоплательщиков приблизилась к 1,7 трлн. руб.

В то же время любая задолженность может быть урегулирована, т.е. произведено восполнение не осуществленных в установленные сроки налоговых платежей в бюджетную систему, снижение уровня налоговой задолженности за счет погашения задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам.

К способам урегулирования налоговой задолженности юридических лиц принято относить следующие:

- добровольное погашение недоимки;

- изменение срока уплаты налога и сбора;

- взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах;

- взыскание недоимки за счет имущества;

- применение процедур банкротства;

- списание задолженности.[6]

Кроме того, законодательством предусмотрены «смешанные» способы урегулирования задолженности, например реструктуризация - когда при погашении части задолженности, оставшаяся ее часть списывается.

К сожалению, не все перечисленные выше способы урегулирования задолженности эффективно применялись в течение последнего времени. Например, на практике редко использовался способ, изменение срока уплаты налога и сбора, а списание задолженности юридического лица применялось, только если его ликвидации или при реструктуризации задолженности.

Механизм урегулирования задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням и налоговым санкциям можно реализовать, выделив четыре формы: добровольно-заявительную, уведомительно-предупредительную, обеспечительную, принудительную

Добровольно-заявительная форма урегулирования налоговой задолженности предусматривает заявительный характер процесса, основанного на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, методы данной формы применяются налогоплательщиками на добровольной основе.

Уведомительно-предупредительная форма включает действия налогоплательщика по погашению задолженности согласно предъявленным требованиям об уплате налога с указанием суммы недоимки, пеней, штрафов и срока исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования [3]. Так же, предусмотрен метод зачета, излишне уплаченных или взысканных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.

Обеспечительная форма реализации урегулирования налоговой задолженности обеспечивает исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Данная форма недостаточно четко законодательно проработана в процедуре применения в налоговой сфере положений гражданского законодательства о залоге и поручительстве, а также полное отсутствие опыта их применения создают дополнительные риски для сторон залогового либо поручительского договора.

Принудительную форма - это обязанность платить налоги, распространенная на всех налогоплательщиков. Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью своего имущества или дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме невнесенного в срок налога (недоимки) применяется метод обеспечительной формы - начисление пени как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм в случае задержки уплаты налога [5].

Специфические методы, инструменты и процедуры применяются налоговыми органами в рамках четвертой формы - принудительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности.

Проанализируем динамику налоговой задолженности юридических лиц по Тюменской области (табл.1).

Таблица 1 - Динамика налоговой задолженности юридических лиц по Тюменской области (тыс. руб.)

 

31.12.2009

14.12.2010

21.12.2011

Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего в том числе:

4 951 574

5 947 314

4 196 404

Возможная к взысканию задолженность

4 894 807

5 919 736

4 181 489

Урегулированная задолженность всего:

2 102 446

1 324 867

1 569 227

Задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами

103 155

29 531

34 715

*Источник данные статистической отчетности по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области

По данным таблицы задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в бюджет Тюменской области по состоянию на 31.12.2009 г. составляла 4 951 574 тыс. руб. Ежегодно совокупная задолженность по налоговым обязательствам увеличивалась на 7-8%. При этом по России показатели задолженности снижаются. А доля урегулированной задолженности от общей суммы совокупной задолженности по налоговым обязательствам за исследуемый трехлетний период составляет примерно 50% [3]. При этом, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся каждый год более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности урегулирования задолженности.

Особое внимание должно уделяться повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Это возможно осуществить за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.

Повышение налоговой культуры. Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате.

Для формирования налоговой культуры в обществе нужно активнее использовать средства массовой информации - телевидение, радио, периодическую печать. Также необходимо уделять внимание разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей. Для этого уже в школьной программе следовало бы предусмотреть «налоговые дисциплины». Но одной «воспитательной работой» ограничиваться нельзя. Нужны реальные стимулы. Скажем, установление «неписаного правила», закрывающего лицам с дурной налоговой репутацией доступ в Государственную Думу и другие органы власти.

Таким образом, на сегодняшний день достигнуты достаточно высокие результаты в повышении уровня показателей, характеризующих эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности. Однако эту работу необходимо не только продолжать, но совершенствовать и здесь главным стратегическим направлением должно стать внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов урегулирования задолженности. При этом повышение качества и эффективности работы налоговых органов не должно означать ее усложнения.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2012. – 128 с.

  2. Налоговый кодекс Российской Федерации Части первая и вторая: с изм. и доп. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http // www. consultant. ru

  3. Верстова М.Е. Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России [Текст] М.Е. Верстова Законодательство и экономика. - 2011. - № 3.

  4. Мешков Р.А. Механизм урегулирования налоговой задолженности формы реализации и показатели эффективности [Текст] Р.А. Мешков Налоговая политика и практика. - 2010. - № 11.

  5. Тараканов С.А. Порядок взыскания налогов, пеней, штрафов у налогоплательщиков - организаций [Текст] С.А. Тараканов Российский налоговый курьер, 2010. - № 22.

  6. Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности "Российский налоговый курьер", 2010, № 22 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rnk.ru/journal/archives/2010/22/nalogovoe_administrirovanie/k_yubileyu_nalogovyh_organov_ros/157525.phtml.

  7. Консультант плюс, 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aton-c.ru/news/130/.

  8. Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/statistic/statforms/.

Просмотров работы: 12392