В определении понятия налоговой задолженности, к сожалению, налоговый кодекс РФ отправной точкой не является. В законодательстве Российской Федерации существуют нормативные акты, посвященные вопросам взимания налоговой задолженности, возврата налогов, налоговой ответственности, однако законодательного определения «налоговой задолженности» встретить не удается [7].
Налоговая задолженность является суммой налоговых обязательств, подлежащая погашению в определенный срок, которая включает в себя несвоевременно уплаченный налог, предусмотренный законодательством, а также начисленные пени и штрафы, и рассматривается как совокупная задолженность. Совокупная задолженность по налоговым обязательствам в бюджеты всех уровней состоит из урегулированной задолженности и неурегулированной задолженности.
Неурегулированная задолженность состоит из задолженности невозможной к взысканию в связи с пропущенным сроком и недоимки, то есть величины налога неуплаченного в установленный срок [4].
По материалам Российского налогового курьера [6], за период функционирования налоговой службы совокупная сумма задолженности налогоплательщиков приблизилась к 1,7 трлн. руб.
В то же время любая задолженность может быть урегулирована, т.е. произведено восполнение не осуществленных в установленные сроки налоговых платежей в бюджетную систему, снижение уровня налоговой задолженности за счет погашения задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам.
К способам урегулирования налоговой задолженности юридических лиц принято относить следующие:
- добровольное погашение недоимки;
- изменение срока уплаты налога и сбора;
- взыскание недоимки за счет денежных средств на счетах;
- взыскание недоимки за счет имущества;
- применение процедур банкротства;
- списание задолженности.[6]
Кроме того, законодательством предусмотрены «смешанные» способы урегулирования задолженности, например реструктуризация - когда при погашении части задолженности, оставшаяся ее часть списывается.
К сожалению, не все перечисленные выше способы урегулирования задолженности эффективно применялись в течение последнего времени. Например, на практике редко использовался способ, изменение срока уплаты налога и сбора, а списание задолженности юридического лица применялось, только если его ликвидации или при реструктуризации задолженности.
Механизм урегулирования задолженности по налогам и другим обязательным платежам в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, а также пеням и налоговым санкциям можно реализовать, выделив четыре формы: добровольно-заявительную, уведомительно-предупредительную, обеспечительную, принудительную
Добровольно-заявительная форма урегулирования налоговой задолженности предусматривает заявительный характер процесса, основанного на указах Президента РФ и постановлениях Правительства РФ, методы данной формы применяются налогоплательщиками на добровольной основе.
Уведомительно-предупредительная форма включает действия налогоплательщика по погашению задолженности согласно предъявленным требованиям об уплате налога с указанием суммы недоимки, пеней, штрафов и срока исполнения требования, а также меры по взысканию налога и обеспечению исполнения обязательств в случае игнорирования налогоплательщиком требования [3]. Так же, предусмотрен метод зачета, излишне уплаченных или взысканных сумм в счет погашения задолженности налогоплательщика.
Обеспечительная форма реализации урегулирования налоговой задолженности обеспечивает исполнение обязанности по уплате налогов и сборов. Данная форма недостаточно четко законодательно проработана в процедуре применения в налоговой сфере положений гражданского законодательства о залоге и поручительстве, а также полное отсутствие опыта их применения создают дополнительные риски для сторон залогового либо поручительского договора.
Принудительную форма - это обязанность платить налоги, распространенная на всех налогоплательщиков. Налогоплательщик не вправе распоряжаться той частью своего имущества или дохода, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну. Неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме невнесенного в срок налога (недоимки) применяется метод обеспечительной формы - начисление пени как компенсация потерь государственной казны в результате недополучения в срок налоговых сумм в случае задержки уплаты налога [5].
Специфические методы, инструменты и процедуры применяются налоговыми органами в рамках четвертой формы - принудительной формы реализации механизма урегулирования налоговой задолженности.
Проанализируем динамику налоговой задолженности юридических лиц по Тюменской области (табл.1).
Таблица 1 - Динамика налоговой задолженности юридических лиц по Тюменской области (тыс. руб.)
31.12.2009 |
14.12.2010 |
21.12.2011 |
|
Задолженность перед бюджетом по налогам и сборам всего в том числе: |
4 951 574 |
5 947 314 |
4 196 404 |
Возможная к взысканию задолженность |
4 894 807 |
5 919 736 |
4 181 489 |
Урегулированная задолженность всего: |
2 102 446 |
1 324 867 |
1 569 227 |
Задолженность невозможная к взысканию налоговыми органами |
103 155 |
29 531 |
34 715 |
*Источник данные статистической отчетности по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области
По данным таблицы задолженность по налогам и сборам, а также начисленным пеням и штрафам в бюджет Тюменской области по состоянию на 31.12.2009 г. составляла 4 951 574 тыс. руб. Ежегодно совокупная задолженность по налоговым обязательствам увеличивалась на 7-8%. При этом по России показатели задолженности снижаются. А доля урегулированной задолженности от общей суммы совокупной задолженности по налоговым обязательствам за исследуемый трехлетний период составляет примерно 50% [3]. При этом, характер применяемых недобросовестными налогоплательщиками схем уклонения от уплаты налогов, становящихся каждый год более масштабными и изощренными, заставляют всерьез задуматься о необходимости использования новых резервов повышения эффективности урегулирования задолженности.
Особое внимание должно уделяться повышению открытости Федеральной налоговой службы и упрощению налоговых процедур, включая взаимодействие с налогоплательщиком. Это возможно осуществить за счет развития информационных технологий, создания новых и развития действующих электронных сервисов.
Повышение налоговой культуры. Налоговая культура складывается из понимания гражданами всей важности для государства и общества уплаты налогов и знания своих прав и обязанностей по их уплате.
Для формирования налоговой культуры в обществе нужно активнее использовать средства массовой информации - телевидение, радио, периодическую печать. Также необходимо уделять внимание разъяснению налогоплательщикам их прав и обязанностей. Для этого уже в школьной программе следовало бы предусмотреть «налоговые дисциплины». Но одной «воспитательной работой» ограничиваться нельзя. Нужны реальные стимулы. Скажем, установление «неписаного правила», закрывающего лицам с дурной налоговой репутацией доступ в Государственную Думу и другие органы власти.
Таким образом, на сегодняшний день достигнуты достаточно высокие результаты в повышении уровня показателей, характеризующих эффективность работы налоговых органов по урегулированию задолженности. Однако эту работу необходимо не только продолжать, но совершенствовать и здесь главным стратегическим направлением должно стать внедрение в практику новых, основанных на передовых информационных и аналитических технологиях, форм и методов урегулирования задолженности. При этом повышение качества и эффективности работы налоговых органов не должно означать ее усложнения.
Литература
Конституция Российской Федерации [Текст]: принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. – М.: Норма: Норма-Инфра-М, 2012. – 128 с.
Налоговый кодекс Российской Федерации Части первая и вторая: с изм. и доп. от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 28.07.2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: // http // www. consultant. ru
Верстова М.Е. Основные пути и перспективы совершенствования способов обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов в современной России [Текст] М.Е. Верстова Законодательство и экономика. - 2011. - № 3.
Мешков Р.А. Механизм урегулирования налоговой задолженности формы реализации и показатели эффективности [Текст] Р.А. Мешков Налоговая политика и практика. - 2010. - № 11.
Тараканов С.А. Порядок взыскания налогов, пеней, штрафов у налогоплательщиков - организаций [Текст] С.А. Тараканов Российский налоговый курьер, 2010. - № 22.
Деятельность налоговых органов в сфере урегулирования и взыскания задолженности "Российский налоговый курьер", 2010, № 22 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rnk.ru/journal/archives/2010/22/nalogovoe_administrirovanie/k_yubileyu_nalogovyh_organov_ros/157525.phtml.
Консультант плюс, 2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.aton-c.ru/news/130/.
Отчет о задолженности по налогам и сборам, пеням и налоговым санкциям в бюджетную систему Российской Федерации по форме 4-НМ УФНС России по Тюменской области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/statistic/statforms/.