ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА В НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение транспортного налога являлось оче­редным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Транспортный налог заменил налог на поль­зователей автомобильных дорог, налог с владель­цев транспортных средств, акцизы с продажи лег­ковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отноше­нии водных и воздушных транспортных средств. Транспортный налог, по сути, появился в России взамен отмененного дорожного налога. Дорожный налог платили только предприятия, а транспортный налог взимается с владельца конкретного транспортного средства - гражданина или организации. Он является основным источником финансирования строительства и ремонта автодорог.

Представим показатели ставок по дорожному налогу. Ставка налога на пользователей автомобильных дорог в 1998 году выделяла три периода:

- первый квартал 1998 года - по нормативам 1997 года. В Федеральный дорожный фонд Российской Федерации налог отчислялся по ставке 1,25 % по всем видам деятельности.

- второй с 31 марта по 14 мая 1998 года. В Федеральный дорожный фонд Российской Федерации налог отчислялся по ставке 0,5 % по всем видам деятельности.

- третий с 15 мая и до конца 1998 года. В дорожный фонд области налог зачислялся по ставке 2,5 % от выручки, полученной от реализации продукции, и 2,5 % - от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров.В Федеральный дорожный фонд Российской Федерации налог отчислялся по ставке 0,5 % по всем видам деятельности.[6]

При введении транспортного налога, размер ставки налога устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства. Легковые автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с. включительно - 5 рублей. Свыше 100 л.с. до 150 л.с. - 15 рублей. Свыше 150 л.с. до 200 л.с. – 17 рублей. Свыше 200 л.с. до 250 л.с. – 20 рублей. Свыше 250 л.с. – 33 рубля, и так далее.[1]

На сегодняшний день транспорт, является неотъемлемой частью экономики России. Современное реформирование экономических отношений серьезно усилило значение и модифицировало механизм исчисления региональных налогов, в том числе и транспортного налога. Сегодня транспортный налог является не только неотъемлемым источником доходов государства, но и принимают на себя функции регулирования экономических процессов, обеспечения социальных гарантий, создания материальной основы суверенитета субъектов Федерации. Это определяет смысл и содержание преобразований региональных налогов в налоговой системе России.

Транспортный налог является региональным налогом т.е. устанавливается налоговым кодексом РФ и законами субъектов. При этом региональный налог вво­дится в действие законом субъекта в соответ­ствии с налоговым кодексом и обязателен к уплате на террито­риях соответствующих субъектов. Объектом налогообложения являются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины, самолёты, вертолёты, теплоходы, снегоходы, моторные лодки, и другие водные и воздушные транспортные средства. Вводя налог, субъекты Российской Федерации определяют ставку налога, порядок и сроки его уплаты, которая устанавливается законами этих же субъектов.

При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Плательщиками являются как юридические, так и физические лица. Очень мало организаций обходится без транспортных средств, поэтому транспортный налог касается почти всех. Транспортный налог - это та обязанность, которая возникает у человека перед государством в тот момент, когда он из просто гражданина становится счастливым гражданином-автовладельцем.

Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ. Транспортный налог является одним из основных налогов субъектов Российской Федерации и занимает центральное место в системе имущественного налогообложения России.

В таблице представлены показатели на 01.01.2012г. поступления транспортного налога в бюджет за 2011г. По Тюменской области, с организаций и физических лиц.[3]

 

Код классификации доходов бюджетов РФ

Начис-лено к уплате в текущем году

Поступило налогов, сборов, иных обязательных платежей в доходы:

федерального бюджета

консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации

из графы 3 – поступило в доходы местных бюджетов

Транспортный налог

182 1 06 04000 02 0000 110

502 707

X

609 991

 

из него:

         

Транспортный налог с организаций

182 1 06 04011 02 0000 110

95 689

X

250 670

 

Транспортный налог с физических лиц

182 1 06 04012 02 0000 110

407 018

X

359 321

 

Представим вашему вниманию, некоторые показатели выделенных средств на ремонт дорог в 2011 г. В отличие от предыдущих лет в 2011 году на ремонт дорог в Тюменской области после двухлетнего перерыва были выделены субсидии из федерального бюджета. Из них на ремонт улиц Тюмени выделено 147 000 тыс. рублей, на благоустройство дворовых территорий - 295 000 тыс. рублей. На строительство автомобильных дорог, соединяющих населенные пункты с общей сетью автомобильных дорог, из федерального бюджета для Тюменской области выделено 62 600 тыс. рублей. Отметим, что в финансировании 2011 года в сравнении с предыдущими годами присутствуют деньги из федерального бюджета. Они были использованы на ремонт 21 улицы в Тюмени. Общая сумма расходов на эти работы составляет 147 млн рублей. Произведен также ремонт 82 дворовых территорий. На строительство автомобильных дорог протяженностью более 6 км, соединяющих населенные пункты, выделено 62,5 млн рублей. В общей сложности, на ремонт автомобильных дорог в области в 2011 году было выделено порядка 8 млрд рублей.[5]

По субъекту транспортный налог является общим налогом. По форме обложения является прямым налогом – взимается с имущества, по форме уплаты – регулярным, так как уплачивается с периодичностью один раз в год.

В сегодняшней сложной экономической ситуации администрирование транспортного налога имеет важное значение, поскольку их величина практически не зависит от условий деятельности налогоплательщиков. В то же время транспортный налог, являются основой бюджетов региона. Величина транспортного налога напрямую не зависит от условий хозяйствования, развития экономики и финансово-экономического кризиса. Именно поэтому администрирование такого регионального налога приобретает в настоящее время особую актуальность.

Положительная динамика наблюдается и по поступлениям транспортного налога, в целом темп роста составил 121,4%, в том числе по транспортному налогу физических лиц – рост на 18,3%, сложившись в объеме 374,3 млн. руб., транспортного налога с организаций мобилизовано на 25,2% или 62,0 млн. руб. больше, чем за соответствующий период 2011 года. Заметим, что во многом повлияли мероприятия в области совершенствования администрирования налогообложения имущества физических и юридических лиц, прежде всего, причиной послужило внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, к примеру, отменены авансовые платежи транспортному налогу.[4]

 

Код строки (1-НМ)

01.12.2011

01.12.2012

УФНС,% к 2011 году

(млн. руб)

абсолютное отклонение(млн. руб)

Транспортный налог

1590

561,5

681,4

121,4

119,9

налог с организаций

1595

245,2

307,1

125,2

61,9

налог с физических лиц

1600

316,3

374,3

118,3

58,0

Налоговая система является одним из самых важных элементов Российской экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая [Текст]: с изм. и доп. на 1 февраля 2012 г. – М.: Эксмо, 2012. – 944 с.

  2. УФНС России по Тюменской области [Электронный ресурс]: Закон Тюменской области "О транспортном налоге" (с изменениями от 15.11.2010 г.). – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/ul/ul_transp/3883639/

  3. Отчёты сводные, а также сформированные в разрезе муниципальных образований. Отчет по форме № 1-НМ по состоянию на 01.01.2012 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/statistic/statforms/innerstat/4019897/

  4. Поступление налогов и сборов в федеральный, региональный и местные бюджеты [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.r72.nalog.ru/statistic/pn72/4009623/

  5. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.t-l.ru/132325.html и http://tumen.kp.ru/daily/25795/2776836/

  6. Закон Тюменской области о транспортном налоге от 19 ноября 2002 года N 93 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://most72.ru/statyi/juridicheskie-konsultacii-25/zakon-tjumenskoj-oblasti-o-transportnom

Просмотров работы: 10467