ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
С 1 января 2013 года вступило в силу положение главы 26.5 Налогового кодекса РФ о патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей. В этой связи представляется интересным такой вопрос – есть ли патент в зарубежных системах налогообложения?

Аналогом рассматриваемого налога был промысловый налог в Италии. По закону 1870 г. он взимался в виде патента, цена которого определялась на основании внешних признаков, для чего вся местность была разделена на шесть классов в зависимости от числа жителей, а в пределах каждого класса самим общинам предоставлялось устанавливать различные разряды в целях обложения. По закону 1902 г. было увеличено число классов и повышен максимум обложения. Декрет 1923 г. отменил данный налог [5].

В Республике Беларусь упрощенная система налогообложения предусматривает выдачу патента на занятие определенным видом деятельности. Эта система заменяет уплату совокупности республиканских и местных налогов уплатой единого налога с результатов хозяйственной деятельности.

Годовая стоимость патента погашается ежемесячными платежами, исходя из размера минимальной заработной платы, которые устанавливаются на дату уплаты. Указанные платежи засчитываются в счет обязательств по уплате налога при упрощенной системе налогообложения. В случае превышения стоимости патента над суммой исчисленного налога за соответствующий период, разница между указанными суммами учитывается при расчете налога за следующий период [2].

Такая система распространяется на малые предприятия со среднемесячной численностью работников до 15 человек и предпринимателей без образования юридического лица, за исключением предприятий и предпринимателей, производящих подакцизные товары, банков и других финансово-кредитных учреждений, инвестиционных фондов, страховых организаций. А также хозяйствующих субъектов, производящих и (или) реализующих ювелирные изделия из драгоценных металлов или драгоценных камней. При этом, субъекты малого бизнеса имеют право применять рассматриваемую систему налогообложения, если в течение двух кварталов, предшествующих кварталу, с которого они претендуют на применение данной системы налогообложения, ежеквартальная выручка от реализации товаров (работ, услуг), не превышает 5000 минимальных размеров оплаты труда [1].

В Казахстане субъектам малого бизнеса предоставлено право самостоятельного выбора порядка исчисления и уплаты налогов, а также представления соответствующей отчетности. Специальный налоговый режим предусматривает упрощенный порядок исчисления и уплаты социального налога, а также корпоративного или индивидуального подоходного налога (за исключением индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты). Кроме того, значительно упрощается при этом ведение налоговой отчетности. В частности, налогоплательщики могут воспользоваться специальным налоговым режимом на основе: разового талона, патента или упрощенной декларации. Например, специальный налоговый режим на основе разового талона (для определенных видов деятельности) применяется в отношении физических лиц, когда их предпринимательская деятельность носит эпизодический характер. Стоимость разовых талонов устанавливается решением местных представительных органов. Физические лица, осуществляющие указанную деятельность без привлечения наемного труда, не являются плательщиками социального налога и освобождаются от государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Индивидуальные предприниматели Казахстана, не использующие труд наемных работников, осуществляющие деятельность в форме личного предпринимательства и получающие доход, не превышающий за год 1 млн. тенге, вправе использовать специальный налоговый режим на основе патента. Стоимость патента составляет 3% от заявленного индивидуальным предпринимателем дохода и подлежит уплате в бюджет равными долями в виде индивидуального подоходного и социального налогов. Патент выдается на срок не менее одного месяца в пределах одного календарного года [6].

В Литве существует лицензирование на занятие хозяйственной деятельностью, которое распространяется на физических лиц, занимающихся определенными видами деятельности и не имеющих наемных работников. Плата за лицензию заменяет личный подоходный налог, прочие налоги, включая НДС и платежи в социальные фонды, необходимо платить на себя.

Виды деятельности, на который распространяется данный режим, включают:

  • 25 типов промышленной/ коммерческой деятельности, включая производство и продажу одежды, туризм, кустарное производство;

  • 13 типов деятельности в сфере услуг, включая парикмахерские и фото- услуги, музыкантов;

  • 6 типов торговой деятельности, включая торговлю из киосков, с повозок, на открытых рынках (за место);

  • другие виды деятельности, включая переводы, электронные игральные машины, профессиональных спортсменов [3].

Каждый вид деятельности подлежит налогообложению по отдельной схеме - общенациональный закон устанавливает рамки налогов, а органы местной власти определяют точную ставку, в соответствии с которой налогоплательщики, зарегистрированные в данном районе, выплачивают налог.

В абсолютном выражении платежи устанавливаются в диапазоне от 100 лит до 6 тысяч лит в год. Если в период действия лицензии валовой доход налогоплательщика в результате его лицензированной деятельности составит 100 тысяч лит и более, то требуется получение дополнительной лицензии, которая стоит почти вдвое дороже обычной лицензии. В последующем, если налогоплательщик обратится за очередной лицензией, плата за нее будет вдвое выше установленной органом местной власти [3]. Для получения лицензии налогоплательщик обязан представить в местное отделение налоговой инспекции определенный пакет документов.

Налогоплательщик платит налог – оплачивает лицензию – в отделении налоговой инспекции того района, в котором он проживает и получает заполненную лицензию. При этом допускается следующее (и это может быть указано в лицензии): другой член семьи налогоплательщика может заниматься тем же видом деятельности от его имени по этой же лицензии.

Налогоплательщик, имеющий лицензию на коммерческую/торговую деятельность, обязан представить в налоговую инспекцию перечень товарно-материальных ценностей и хранить документы о происхождении, квитанции и другие доказательства того, что товары были приобретены законным путем, и все причитающиеся с него налоги уплачены в срок. Плательщики НДС обязаны хранить копии счетов об НДС. Выписываемые клиентам квитанции по форме должны соответствовать утвержденным налоговой инспекцией.

Для ведения бухгалтерского учета налогоплательщики обязаны иметь книги учета доходов и расходов, в которые записываются любые замечания и другая информация, сделанные в ходе проверок. Обязательно иметь книги регистрации потоков денежных средств (упрощенный учет).

Ежегодно, 15 сентября и 15 февраля, налогоплательщики, имеющие лицензию, представляют в налоговую инспекцию документацию и сведения об обороте от лицензированной деятельности [4].

На Украине – это Единый налог для малых предприятий. Применительно к физическим лицам, это фиксированная величина налога, устанавливаемая в зависимости от вида деятельности. Право на уплату фиксированного налога имеют физические лица, удовлетворяющие следующим условиям:

  • количество работников предприятия не должно превышать 10 человек (включая членов семьи);

  • годовой оборот не должен превышать 500 тысяч гривен (2.5 млн. рублей) [1]. Ставка налога устанавливается органом местной власти по месту регистрации налогоплательщика с учетом вида деятельности. Для налога устанавливается "коридор" ставок, при которых налог не может быть менее 20 гривен (100 рублей) и более 200 гривен (1 тысячи рублей) в месяц. За каждого дополнительного человека, занятого на предприятии, величина налога возрастает на 50% [4].

При уплате единого налога субъект малого предпринимательства освобождается от подоходного налога, НДС, налога на фонд заработной платы и определенных видов других налогов. Персонал предприятия-налогоплательщика может также освобождаться от уплаты подоходного налога с получаемой заработной платы. Кроме того, предполагается применение упрощенных требований к учету и отчетности.

Таким образом, за рубежом прямых аналогов патентной системе налогообложения нет. Но в ряде стран существовали и существуют подобные специальные режимы для субъектов малого бизнеса.

Литература

  1. Бобоев М.Р. Налоговые системы зарубежных стран: Содружество Независимых Государств [Текст]: Учебное пособие / М.Р. Бобоев, Н.Т. Мамбеталиев, Н.Н. Тютюрюков. — М.: Гелиос АРВ, 2010. — С. 168 - 169.

  2. Василевская Т.И. Налоги Беларуси: Теория, методика и практика [Текст]: учебное пособие / Т.И. Василевская, В.А. Стасенко. — Мн.: Белпринт, 2009. — С. 416 - 417.

  3. Князева В.Г. Налоговые системы зарубежных стран [Текст]: учебник / В.Г. Князева - М.: Закон и право, 2009. - 289 с.

  4. Росоловский В.Н. Налоги и налогообложение в Украине [Текст]: / В.Н. Росоловский, Н.Т. Мембеталиев, М.Р. Бобоев // Налоговый вестник.  2002. № 8.  С. 3.

  5. Смирнов М.А. Местные финансы в Италии и их современная реформа [Текст]: / М.А. Смирнов // Вестник финансов.  1926. № 12.  С. 119.

  6. Худяков А.И. Финансовое право Республики Казахстан. Особенная часть: Учебник. Алматы [Текст]: учебник / Худяков А.И.  НОРМА-К, 2002.  С. 213 - 214.

Просмотров работы: 4974