Таблица 1 – Поступление в бюджетную систему Российской Федерации доходов, администрируемых УФНС России по Тюменской области, млн. руб. [5]
Наименование налога |
Поступление на 01.12.2012 г. |
Налоги и сборы - всего |
91 818,9 |
Налог на прибыль организаций |
32 901,1 |
Налог на доходы физических лиц |
18 840,5 |
Налог на добавленную стоимость: |
6 918,6 |
на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
6 529,8 |
на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации из Республики Беларусь и Республики Казахстан |
388,8 |
Акцизы |
1 120,3 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
21 896,4 |
Имущественные налоги |
5 158,9 |
налог на имущество физических лиц |
117,2 |
налог на имущество организаций |
5 041,7 |
Транспортный налог |
681,4 |
налог с организаций |
307,1 |
налог с физических лиц |
374,3 |
Земельный налог |
1 092,3 |
УСН |
1 833,5 |
ЕНВД |
1 029,3 |
ЕСХН |
18,5 |
Будем учитывать только среднестатистические предприятия, которые не занимаются реализацией подакцизных товаров либо перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также индивидуальных предпринимателей как представителей бизнеса и плательщиков обязательных платежей, связанных с ведением ими деятельности. Поступления от таких налогоплательщиков по Тюменской области на 01.12.2012 г. составили 69557,4 млн. руб. или 75,8% от всей суммы поступивших налогов и сборов. Поэтому Федеральная налоговая служба заинтересована в своевременном и полном поступлении средств на счета казначейства. А налогоплательщики, в свою очередь, стремятся минимизировать сумму обязательных платежей, чтобы освободившиеся денежные средства использовать на расширение бизнеса. Согласно некоторым данным, налоговая нагрузка на бизнес по югу Тюменской области составляет от 9% в сельскохозяйственном секторе до 53% в нефтедобывающих структурах [4]. Средние же показатели колеблются около 15-20%, то есть из каждого заработанного рубля выручки предприниматель отдает государству 15-20 коп.
В отношении показателя «налоговая нагрузка» существует следующая оценочная шкала:
не более 20 % – для организации достаточно чёткого ведения бухгалтерского учёта и внутреннего документооборота, использования прямых льгот и самообразования главного бухгалтера;
в интервале 20–45 % – частью общего управления должна стать оптимизация налоговых платежей, для чего требуется привлечение специально подготовленного персонала или участие внешних налоговых консультантов (аудиторов);
в интервале 45–70 % – налоговое планирование должно стать важнейшим элементом стратегического планирования, необходимы обязательный налоговый анализ и экспертиза организационных, юридических и финансовых мероприятий, сотрудничество с консультантами, а также юристами, специализирующимися в области налогообложения и налогового права;
более 70 % – стоит пересмотреть вопрос целесообразности ведения бизнеса [1].
В любом случае каждый руководитель должен определить оптимальную сумму налоговых платежей, которую может выплачивать его организация без ущерба для осуществляемой деятельности. Эта задача решается в процессе оптимизации налоговых платежей, под которой понимается рациональная многовариантная минимизация налоговых платежей, получение на этой основе экономии, дополнительных налоговых доходов и эффективное их вложение в развитие предприятия и иные экономически обоснованные затраты.
Важнейшая роль в оптимизации налоговых платежей отводится налоговому планированию, которое представляет собой организацию хозяйственной деятельности и методов ведения учёта предприятия с целью оптимизации налоговых обязательств с учётом действующего законодательства [3].
Существует внешнее и внутреннее налоговое планирование. Целями внутреннего налогового планирования являются:
снижение налогооблагаемой прибыли за счёт применения ускоренной амортизации и/или переоценки основных средств, благодаря чему появляется возможность экономить на налоге на прибыль и налоге на имущество;
продуманная система договоров, позволяющая оптимизировать налогообложение каждой конкретной сделки;
использование системы налоговых льгот, скидок, изъятий из обложения, налоговых кредитов, субсидий и отсрочек по уплате налогов;
отнесение различных расходов и затрат при осуществлении хозяйственной деятельности на издержки производства;
иные виды государственной помощи и стимулирования.
Внешнее налоговое планирование может осуществляться путём замены:
вида деятельности субъекта деятельностью, облагаемого меньшей ставкой налога;
налогового субъекта, использование такой организационно-правовой формы организации бизнеса, в отношении которой применяется более благоприятный режим налогообложения, обладающей правом на налоговые льготы и меры государственной поддержки;
налоговой юрисдикции. Организация может быть зарегистрирована на территории или в стране, предоставляющих право на льготное налогообложение при определённых условиях.
При осуществлении налоговой оптимизации необходимо придерживаться ряда принципов:
принцип разумности – означает, что «все хорошо – что в меру». Применение грубых и необдуманных приёмов будет иметь последствием ответственность за налоговое правонарушение. Схема налоговой оптимизации должна быть продумана до мелочей;
нельзя строить метод налоговой оптимизации на использовании зарубежного опыта налогового планирования и исключительно на пробелах в законодательстве;
принцип комплексного расчёта экономии и потерь. При формировании того или иного способа налоговой оптимизации должны быть рассмотрены все существенные аспекты операции, а также деятельности предприятия в целом;
при выборе способа налоговой оптимизации с высокой степенью риска необходимо учитывать ряд политических аспектов: состояние бюджета территории, роль, которую играет предприятие в его пополнении и т. д.;
при выборе способа налоговой оптимизации, связанном с привлечением широкого круга лиц необходимо руководствоваться правилом «золотой середины»: с одной стороны сотрудники должны чётко представлять себе свою роль в операции, с другой, они не должны осознавать её цель и мотивы;
при осуществлении налоговой оптимизации необходимо уделить особое внимание документальному оформлению операций;
при планировании метода налоговой оптимизации, ключевым моментом которого является несистематический характер деятельности, следует подчёркивать разовый характер операций;
принцип конфиденциальности, который означает, что распространение сведений об удачно проведённой минимизации налогов может иметь ряд негативных последствий;
принцип комплексной налоговой экономии заключается в использовании всего многообразия способов минимизации налогов.
В случае, если организация осуществляет деятельность на мировом рынке, необходимо придерживаться следующих правил налоговой оптимизации:
избегать статуса резидента в стране получения наибольших доходов, предпочитая режим обложения в этой стране налогами, взимаемыми у источника;
перемещение активов из страны в страну предпочтительнее осуществлять в форме капиталов, а не прибыли или дивидендов;
при сравнении налоговых режимов разных стран необходимо больше внимания уделять не налоговым ставкам, а правилам расчета налогооблагаемого дохода [6].
Среди наиболее популярных методов оптимизации налогов специалисты обычно выделяют следующие (таблица 2).
Таблица 2 - Основные методы оптимизации
Название метода |
Суть метода |
Метод замены отношений |
Замена одних хозяйственных правоотношений, налогообложение результатов которых происходит по повышенным ставкам, на другие близкие, однородные правоотношения, имеющие льготный режим налогообложения |
Метод разделения отношений |
Разделение одного сложного отношения на ряд простых хозяйственных операций |
Метод прямого сокращения объекта налогообложения |
Избавление от ряда налогооблагаемых операций или имущества |
Метод применения законодательно установленных льгот и преференций |
Использование установленных особых режимов налогообложения |
Метод смены юрисдикции |
Перенос управленческого центра или производственных мощностей в пользу зоны льготного режима налогообложения |
Метод отсрочки налогового платежа |
Использование предоставляемой законодательством возможности отсрочки и рассрочки платежа |
Метод принятия учётной политики |
Закрепление в учётной политике более выгодных для организации методов налогового учёта |
Ни один из методов, используемый в отдельности, не принесет ощутимой разницы в налогообложении. Указанные методы должны складываться в оптимизационные схемы. Каждая разработанная схемы должна быть проверена на соответствие принципам оптимизации, так как в противном случае проводимые мероприятия могут принести ощутимый вред бизнесу.
Главное правило налоговой оптимизации: схема должна быть незаметной для проверяющих [2]. Проводимые мероприятия по оптимизации налогообложения организации не должны иметь целью лишь снижение суммы налогов к уплате. Все предпринимаемые действия должны быть оправданы целями делового характера и здравым смыслом. В противном случае налоговый инспектор при проверке может обнаружить в применённой оптимизационной схеме стремление сократить суммы налога к уплате, тогда налог будет доначислен, а также предъявлены пени и штрафы.
Таким образом, налоговые платежи организаций играют важную роль в формировании бюджетов. Поэтому налоговые инспекторы следят за законностью мероприятий, проводимых организациями в области налогообложения. В этой ситуации организациям остаётся лишь сочетать законные методы оптимизации налоговых платежей в такую схему, чтобы, сократив налоговую нагрузку на бизнес, не привлечь внимания проверяющих.
Литература
Барулин С.В. Налоговый менеджмент [Электронный ресурс]: учебное пособие / С.В. Барулин. – Режим доступа : URL: http://www.e-reading-lib.org
Гонтаева В. Как не платить налоги – законные методы [Электронный ресурс]: / В. Гонтаева. – Режим доступа : URL: http://www.bisgid.ru
Долгин А. Прагматика налогообложения [Электронный ресурс]: журнал «Отечественные записки» / А. Долгин. – Режим доступа : URL: http://www.strana-oz.ru
Жаркова Е.Б., Ляпина Т.М. Региональная налоговая политика Тюменской области: анализ эффективности [Электронный ресурс]: Е.Б. Жаркова, Т.М. Ляпина. – Режим доступа : URL: http://law.admtyumen.ru
Сведения о поступлении налогов и других обязательных платежей в бюджетную систему за 11 месяцев 2012 года [Электронный ресурс]: Сайт УФНС по Тюменской области / Режим доступа : URL: http://www.r72.nalog.ru
Титова Т. особенности сокращения налоговых платежей [Электронный ресурс]: / Т. Титова. – Режим доступа : URL: http://www.rus-partners.com