Одно из ведущих мест в системе косвенного налогообложения отводится налогу на добавленную стоимость, так как удельный вес НДС в доходной части бюджета составляет значительную долю.
Налог на добавленную стоимость заменил два ранее действовавших налога: налог с оборота и налог с продаж. Вышеназванные налоги функционировали в условиях жесткого государственного контроля над ценами. Новый налог выгодно отличается от своих «предшественников». Налог более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, и с его ростом налоговые поступления должны стабильно увеличиваться. Он менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. НДС относительно легче для потребителя - покупателя в связи с тем, что налог с оборота, несмотря на широкую систему льгот, в отдельных случаях взимался не один раз с одного товара. И, наконец, это более простая форма обложения, так как для всех плательщиков на территории страны установлен одинаковый механизм взимания. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности [9,c. 576].
Основная функция НДС - фискальная. За рубежом налог на добавленную стоимость рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС - это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров или услуг. С точки зрения международных отношений НДС «ориентирован на пункт назначения», то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства. Наконец, НДС представляет собой разновидность налога на потребление [8,c.41].
Процедура возврата НДС из бюджета кратко описана в одной статье 176 НК РФ. Возврат НДС на счет налогоплательщика является одной из наиболее сложных форм возмещения НДС по сравнению с зачетом НДС или применением ставки НДС 0%. В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот. Поскольку возврат налогов не является профильной функцией налоговых органов, то возвращать НДС налоговые органы не спешат. К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС.
Ниже рассмотрим этапы возврата налога на добавленную стоимость.
Этапы возврата налога на добавленную стоимость:
Налоговая декларация по НДС |
По итогам декларации за налоговый период сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС, разница подлежит возврату или зачету. |
Камеральная проверка |
Налоговым органом проводится камеральная проверка декларации по НДС на предмет обоснованности суммы НДС к возврату (возмещению). |
Акт налоговой проверки |
В случае выявления нарушений законодательства составляется акт налоговой проверки декларации по НДС, на который налогоплательщик может представить свои возражения. Нарушений может и не быть, но налоговики занимают позицию отказать под любым предлогом. |
Возражения налогоплательщика |
Организация имеет право представить возражения на акт налоговой проверки, но это не означает, что они будут учтены. |
Решение ИФНС по возврату НДС |
Если не выявлены нарушения законодательства, то по завершении проверки в течение 7 дней выносится решение о возврате (возмещении) НДС. Это в теории. На практике по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки НДС руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, которым отказывает в возврате НДС. |
Апелляционная жалоба |
Решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности (решение об отказе в возврате НДС) согласно НК РФ сначала обжалуется в вышестоящий налоговый орган (обычно это Управление ФНС России по субъекту Федерации) |
Решение УФНС |
Как правило, вышестоящее управление ФНС не пересматривает решение инспекции и оставляет его без изменений. Далее возможно судебное обжалование. |
Арбитражный спор |
После отказа Управления ФНС может быть подан иск в арбитражный суд по обжалованию решения ИФНС об отказе в возврате НДС. Чтобы решение суда вступило в силу организации необходимо выиграть в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции. При этом у налоговиков остается возможность пересмотра решения суда в кассационной и надзорной инстанции. |
Исполнение решения суда |
В случае выигрыша арбитражного спора происходит возврат НДС по исполнительному листу, а также налогоплательщик может взыскать проценты за задержку возврата налога и судебные издержки (госпошлину и частично расходы на юридические услуги) |
Примечания по возврату НДС:
При наличии недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы НДС, подлежащей возмещению в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и/или штрафам.
Сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату), возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. Также суммы НДС, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам [5,c.57].
При нарушении сроков возврата суммы НДС, считая с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.
С 2010 года предусмотрен заявительный порядок возврата (возмещения) НДС по которому вернуть НДС не дожидаясь окончания налоговой проверки могут крупные налогоплательщики (сумма уплаченных налогов за 3 года не менее 10 млрд. руб.) и налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией НДС действующую банковскую гарантию по НДС (введена статья 176.1 НК РФ).
По проведению налоговых проверок по вопросу правомерности предъявления к возмещению сумм НДС Федеральной налоговой службой РФ по налогам и сборам постоянно издаются инструктивные методические рекомендации, регламенты, а также направляются соответствующие письма и указания.
Кроме этого, ФНС России контролирует процесс возмещения из федерального бюджета НДС посредством системы отчетов, которые составляются налоговыми органами на местах, обобщаются и анализируются Управлениями субъектов РФ и представляются ежемесячно в ФНС РФ.
Главным недостатком системы отчетов по возмещению НДС является отсутствие специального раздела либо отдельной формы отчета по возмещению НДС, предъявляемому по операциям на внутреннем рынке России, в связи с чем, проанализировать состояние дел в данной сфере государственного регулирования наглядно, в динамике, на сегодняшний день не представляется возможным.
Встречающиеся на практике правонарушения, связанные с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, весьма разнообразны. К их числу можно отнести:
- использование для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% поддельных документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, для подтверждения факта отправки экспортируемого товара;
- составление фиктивных документов, служащих основанием для производства налоговых вычетов - счетов-фактур, якобы выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) с выделением отдельной строкой суммы НДС, а также документов, якобы подтверждающих фактическую уплату сумм налога;
- оформление документов от имени несуществующих организаций, зарегистрированных по подложным, утерянным или похищенным документам;
- имитирование поступления экспортной выручки на счет экспортера и расчетов с продавцами товаров посредством перечисления ссудных денежных средств внутри банка или группы банков в пределах одного операционного дня по замкнутому кругу и другие.
Для определения круга действий, необходимых для эффективной борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, требуется детальный анализ схем «лжеэкспорта» с целью неправомерного возмещения из бюджета НДС.
Что касается уголовно-правовой оценки незаконного получения компенсации по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать, что содеянное будет содержать состав преступления только в случае, если имеет место хотя бы одно из условий:
- экспортер не перечислил НДС контрагенту при покупке товара и тем самым нечего компенсировать, т.к. нет затрат, которые подлежат возмещению;
- по существу нарушены условия экспорта, предоставляющие право на возмещение НДС (несоблюдение формальностей далеко не всегда позволяет говорить о возможности наступления уголовной ответственности) [6,c. 131].
Основное направление повышения эффективности контроля за возмещением НДС - усиление роли мероприятий предварительного контроля, т.е. таких мероприятий, которые проводятся еще на стадии получения налоговыми органами информации о том, что налогоплательщик готовится совершить определенную операцию, а не тогда, когда налогоплательщик уже представит документы на возмещение НДС, поскольку действующее законодательство отводит налоговым органам всего три месяца с момента представления в налоговый орган документов на возмещение налога для принятия решения по его возмещению. Этого срока бывает недостаточно, чтобы пройтись по всей цепочке поставщиков и собрать доказательства, подтверждающие неправомерность возмещения НДС.
Фактическая уплата налога поставщиком в бюджет не влияет на возмещение налога по этой сделке у покупателя. Этим и пользуются так называемые предприниматели, устраивающие цепочки подставных посреднических организаций, получающих в составе цены товара НДС.
Не отчитывающийся в налоговых органах поставщик никогда не перечислит полученный НДС в бюджет, а покупатель, имея доказательства оплаты товара, предъявит уплаченный поставщику налог к возмещению из бюджета. Привлечь же налогоплательщика, намеренно «заключившего договор» с неотчитывающейся организацией к ответственности не представляется возможным, даже доказав мнимый характер сделок.
Определение действительно носит принципиальный характер. На первый взгляд кажется, что проблема налоговых вычетов, относящаяся к порядку исчисления налога на добавленную стоимость, является достаточно узкой или периферийной. На самом же деле затронуты такие фундаментальные проблемы конституционного, гражданского и налогового права, как:
1) конституционно-правовые пределы налоговой оптимизации;
2) экономическая свобода предпринимателей в использовании предусмотренных законодательством гражданско-правовых средств
3) границы судебного истолкования норм налогового законодательства.
Позиция налоговых органов состоит в том, что налогоплательщик должен не только представить пакет документов, перечисленных в п.1 ст.165 НК РФ, но эти документы должны содержать достоверную информацию и подтвердить фактический вывоз товаров, поступление выручки и т.п.
Для эффективного решения проблемы с возмещением НДС необходимо создать условия, при которых к возмещению в принципе может предъявляться только объем НДС, который уже был или гарантировано будет уплачен в бюджет на всех стадиях формирования добавленной стоимости продукта [9,c. 576].
Решение данных проблем заключается в корректировке правила функционирования НДС так, чтобы с одной стороны, налоговые и другие контролирующие органы могли обеспечить администрирование налога (и, в частности, предотвращать увод НДС через подставные «однодневные» фирмы), с другой стороны, любые добросовестные налогоплательщики - производители и экспортеры, оказались в более выгодном положении, чем они находятся сейчас. Тем самым у предприятий появится стимул добровольно следовать указанным новым правилам и быть добросовестными налогоплательщиками.
Литература
Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2012. – 768 с.
Краткий комментарий к части первой Налогового кодекса РФ [Текст]: - М.: Спарк, 2011. - 159с.
Зубков В.В. Налоговые вычеты и исчисление НДС [Текст]: / Зубков В.В. // Финансы. - 2010. № 9. – С.43.
Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ [Текст]: учебник для вузов. 2-е изд. / В.Г. Пансков. - М.: Книжный мир, 2009. - 457с.
Пансков В.Г. О некоторых вопросах финансового контроля в стране [Текст]: / Пансков В.Г. // Финансы. - 2010. №5. - С.56-60.
Соловьев И.Н. Мошенничество в сфере налогообложения [Текст]: / Соловьев И.Н. // Налоговый вестник. - 2011. №7. - С.131.
Соловьев И.Н. О нарушении российского законодательства при использовании льготы по возмещению НДС [Текст]: / Соловьев И.Н. // Налоговый вестник. - 2010. №3. -С.123.
Цибизова О.Ф. Обложение НДС внешнеэкономической деятельности [Текст]: / О.Ф. Цибизова // Налоговый вестник. - 2009. №4. - С.41.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 576с.