ПРОБЛЕМЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИЗ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПРОБЛЕМЫ ВОЗМЕЩЕНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ ИЗ БЮДЖЕТА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Косвенное налогообложение, имеющее многовековую историю, всегда было предметом пристального изучения финансовой науки. Развитие теории и практики косвенного налогообложения привело к появлению совершенно нового вида налога - налога на добавленную стоимость (далее НДС).

Одно из ведущих мест в системе косвенного налогообложения отводится налогу на добавленную стоимость, так как удельный вес НДС в доходной части бюджета составляет значительную долю.

Налог на добавленную стоимость заменил два ранее действовавших налога: налог с оборота и налог с продаж. Вышеназванные налоги функционировали в условиях жесткого государственного контроля над ценами. Новый налог выгодно отличается от своих «предшественников». Налог более эффективен, чем налог с оборота, так как охватывает товарооборот на всех стадиях, и с его ростом налоговые поступления должны стабильно увеличиваться. Он менее обременителен для отдельного производителя, поскольку обложению подлежит не весь оборот, а лишь прирост стоимости. НДС относительно легче для потребителя - покупателя в связи с тем, что налог с оборота, несмотря на широкую систему льгот, в отдельных случаях взимался не один раз с одного товара. И, наконец, это более простая форма обложения, так как для всех плательщиков на территории страны установлен одинаковый механизм взимания. Тем самым обеспечивается равный подход к вовлечению в процесс формирования бюджета всех хозяйствующих субъектов, независимо от организационно - правовых форм и форм собственности [9,c. 576].

Основная функция НДС - фискальная. За рубежом налог на добавленную стоимость рассматривается в качестве многоступенчатого всеобъемлющего налога, распространяющегося на все стадии процесса производства и распределения и включающего в свою базу все виды товаров и услуг. НДС - это налог зачетного типа, исключающий кумулятивный эффект налогообложения, поскольку дает возможность зарегистрированным в качестве плательщиков этого налога фирмам вычитать суммы, уплаченные зарегистрированным поставщикам-плательщикам НДС, из сумм выручки за реализацию товаров или услуг. С точки зрения международных отношений НДС «ориентирован на пункт назначения», то есть товары и услуги облагаются в стране назначения или месте их потребления, а не по месту происхождения или производства. Наконец, НДС представляет собой разновидность налога на потребление [8,c.41].

Процедура возврата НДС из бюджета кратко описана в одной статье 176 НК РФ. Возврат НДС на счет налогоплательщика является одной из наиболее сложных форм возмещения НДС по сравнению с зачетом НДС или применением ставки НДС 0%. В теории возврат НДС выглядит довольно просто. На практике же все наоборот. Поскольку возврат налогов не является профильной функцией налоговых органов, то возвращать НДС налоговые органы не спешат. К тому же при возврате НДС существует проблема мошенничества, заключающаяся в возврате необоснованных сумм НДС.

Ниже рассмотрим этапы возврата налога на добавленную стоимость.

Этапы возврата налога на добавленную стоимость:

Налоговая декларация по НДС

По итогам декларации за налоговый период сумма вычетов превышает сумму начисленного НДС, разница подлежит возврату или зачету.

Камеральная проверка

Налоговым органом проводится камеральная проверка декларации по НДС на предмет обоснованности суммы НДС к возврату (возмещению).

Акт налоговой проверки

В случае выявления нарушений законодательства составляется акт налоговой проверки декларации по НДС, на который налогоплательщик может представить свои возражения. Нарушений может и не быть, но налоговики занимают позицию отказать под любым предлогом.

Возражения налогоплательщика

Организация имеет право представить возражения на акт налоговой проверки, но это не означает, что они будут учтены.

Решение ИФНС по возврату НДС

Если не выявлены нарушения законодательства, то по завершении проверки в течение 7 дней выносится решение о возврате (возмещении) НДС. Это в теории. На практике по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки НДС руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности, которым отказывает в возврате НДС.

Апелляционная жалоба

Решение об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности (решение об отказе в возврате НДС) согласно НК РФ сначала обжалуется в вышестоящий налоговый орган (обычно это Управление ФНС России по субъекту Федерации)

Решение УФНС

Как правило, вышестоящее управление ФНС не пересматривает решение инспекции и оставляет его без изменений. Далее возможно судебное обжалование.

Арбитражный спор

После отказа Управления ФНС может быть подан иск в арбитражный суд по обжалованию решения ИФНС об отказе в возврате НДС. Чтобы решение суда вступило в силу организации необходимо выиграть в суде первой инстанции и в суде апелляционной инстанции. При этом у налоговиков остается возможность пересмотра решения суда в кассационной и надзорной инстанции.

Исполнение решения суда

В случае выигрыша арбитражного спора происходит возврат НДС по исполнительному листу, а также налогоплательщик может взыскать проценты за задержку возврата налога и судебные издержки (госпошлину и частично расходы на юридические услуги)

Примечания по возврату НДС:

При наличии недоимки по НДС, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы НДС, подлежащей возмещению в счет погашения недоимки и задолженности по пеням и/или штрафам.

Сумма НДС, подлежащая возмещению (возврату), возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. Также суммы НДС, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по НДС или иным федеральным налогам [5,c.57].

При нарушении сроков возврата суммы НДС, считая с 12-го дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении (полном или частичном) суммы НДС, начисляются проценты исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ.

С 2010 года предусмотрен заявительный порядок возврата (возмещения) НДС по которому вернуть НДС не дожидаясь окончания налоговой проверки могут крупные налогоплательщики (сумма уплаченных налогов за 3 года не менее 10 млрд. руб.) и налогоплательщики, предоставившие вместе с налоговой декларацией НДС действующую банковскую гарантию по НДС (введена статья 176.1 НК РФ).

По проведению налоговых проверок по вопросу правомерности предъявления к возмещению сумм НДС Федеральной налоговой службой РФ по налогам и сборам постоянно издаются инструктивные методические рекомендации, регламенты, а также направляются соответствующие письма и указания.

Кроме этого, ФНС России контролирует процесс возмещения из федерального бюджета НДС посредством системы отчетов, которые составляются налоговыми органами на местах, обобщаются и анализируются Управлениями субъектов РФ и представляются ежемесячно в ФНС РФ.

Главным недостатком системы отчетов по возмещению НДС является отсутствие специального раздела либо отдельной формы отчета по возмещению НДС, предъявляемому по операциям на внутреннем рынке России, в связи с чем, проанализировать состояние дел в данной сфере государственного регулирования наглядно, в динамике, на сегодняшний день не представляется возможным.

Встречающиеся на практике правонарушения, связанные с неправомерным возмещением налога на добавленную стоимость по экспортным операциям, весьма разнообразны. К их числу можно отнести:

- использование для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% поддельных документов, предусмотренных ст.165 НК РФ, для подтверждения факта отправки экспортируемого товара;

- составление фиктивных документов, служащих основанием для производства налоговых вычетов - счетов-фактур, якобы выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг) с выделением отдельной строкой суммы НДС, а также документов, якобы подтверждающих фактическую уплату сумм налога;

- оформление документов от имени несуществующих организаций, зарегистрированных по подложным, утерянным или похищенным документам;

- имитирование поступления экспортной выручки на счет экспортера и расчетов с продавцами товаров посредством перечисления ссудных денежных средств внутри банка или группы банков в пределах одного операционного дня по замкнутому кругу и другие.

Для определения круга действий, необходимых для эффективной борьбы с недобросовестными налогоплательщиками, требуется детальный анализ схем «лжеэкспорта» с целью неправомерного возмещения из бюджета НДС.

Что касается уголовно-правовой оценки незаконного получения компенсации по налогу на добавленную стоимость необходимо учитывать, что содеянное будет содержать состав преступления только в случае, если имеет место хотя бы одно из условий:

- экспортер не перечислил НДС контрагенту при покупке товара и тем самым нечего компенсировать, т.к. нет затрат, которые подлежат возмещению;

- по существу нарушены условия экспорта, предоставляющие право на возмещение НДС (несоблюдение формальностей далеко не всегда позволяет говорить о возможности наступления уголовной ответственности) [6,c. 131].

Основное направление повышения эффективности контроля за возмещением НДС - усиление роли мероприятий предварительного контроля, т.е. таких мероприятий, которые проводятся еще на стадии получения налоговыми органами информации о том, что налогоплательщик готовится совершить определенную операцию, а не тогда, когда налогоплательщик уже представит документы на возмещение НДС, поскольку действующее законодательство отводит налоговым органам всего три месяца с момента представления в налоговый орган документов на возмещение налога для принятия решения по его возмещению. Этого срока бывает недостаточно, чтобы пройтись по всей цепочке поставщиков и собрать доказательства, подтверждающие неправомерность возмещения НДС.

Фактическая уплата налога поставщиком в бюджет не влияет на возмещение налога по этой сделке у покупателя. Этим и пользуются так называемые предприниматели, устраивающие цепочки подставных посреднических организаций, получающих в составе цены товара НДС.

Не отчитывающийся в налоговых органах поставщик никогда не перечислит полученный НДС в бюджет, а покупатель, имея доказательства оплаты товара, предъявит уплаченный поставщику налог к возмещению из бюджета. Привлечь же налогоплательщика, намеренно «заключившего договор» с неотчитывающейся организацией к ответственности не представляется возможным, даже доказав мнимый характер сделок.

Определение действительно носит принципиальный характер. На первый взгляд кажется, что проблема налоговых вычетов, относящаяся к порядку исчисления налога на добавленную стоимость, является достаточно узкой или периферийной. На самом же деле затронуты такие фундаментальные проблемы конституционного, гражданского и налогового права, как:

1) конституционно-правовые пределы налоговой оптимизации;

2) экономическая свобода предпринимателей в использовании предусмотренных законодательством гражданско-правовых средств

3) границы судебного истолкования норм налогового законодательства.

Позиция налоговых органов состоит в том, что налогоплательщик должен не только представить пакет документов, перечисленных в п.1 ст.165 НК РФ, но эти документы должны содержать достоверную информацию и подтвердить фактический вывоз товаров, поступление выручки и т.п.

Для эффективного решения проблемы с возмещением НДС необходимо создать условия, при которых к возмещению в принципе может предъявляться только объем НДС, который уже был или гарантировано будет уплачен в бюджет на всех стадиях формирования добавленной стоимости продукта [9,c. 576].

Решение данных проблем заключается в корректировке правила функционирования НДС так, чтобы с одной стороны, налоговые и другие контролирующие органы могли обеспечить администрирование налога (и, в частности, предотвращать увод НДС через подставные «однодневные» фирмы), с другой стороны, любые добросовестные налогоплательщики - производители и экспортеры, оказались в более выгодном положении, чем они находятся сейчас. Тем самым у предприятий появится стимул добровольно следовать указанным новым правилам и быть добросовестными налогоплательщиками.

Литература

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Текст]: принят Государственной Думой 19 июля 2000 г. – М.: Эксмо, 2012. – 768 с.

  2. Краткий комментарий к части первой Налогового кодекса РФ [Текст]: - М.: Спарк, 2011. - 159с.

  3. Зубков В.В. Налоговые вычеты и исчисление НДС [Текст]: / Зубков В.В. // Финансы. - 2010. № 9. – С.43.

  4. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ [Текст]: учебник для вузов. 2-е изд. / В.Г. Пансков. - М.: Книжный мир, 2009. - 457с.

  5. Пансков В.Г. О некоторых вопросах финансового контроля в стране [Текст]: / Пансков В.Г. // Финансы. - 2010. №5. - С.56-60.

  6. Соловьев И.Н. Мошенничество в сфере налогообложения [Текст]: / Соловьев И.Н. // Налоговый вестник. - 2011. №7. - С.131.

  7. Соловьев И.Н. О нарушении российского законодательства при использовании льготы по возмещению НДС [Текст]: / Соловьев И.Н. // Налоговый вестник. - 2010. №3. -С.123.

  8. Цибизова О.Ф. Обложение НДС внешнеэкономической деятельности [Текст]: / О.Ф. Цибизова // Налоговый вестник. - 2009. №4. - С.41.

  9. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение [Текст]: учебник / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА - М, 2010. - 576с.

Просмотров работы: 7553