Налоговое администрирование как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои налоговые платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать превентивные меры по их устранению [4].
Налоговое администрирование должно быть направлено на соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков. Налоговое законодательство должны исполнять и сами налоговые органы, в том числе при проведении контрольных мероприятий, в том числе в части реализации процедурных и процессуальных норм налогового законодательства. Процесс налогового администрирования усложнился, и к налоговым органам предъявляются повышенные требования. Однако и в таких сложных условиях из года в год наблюдается рост поступлений в казну, так за 9 месяцев 2012 года в бюджеты всех уровней налоговыми органами мобилизовано 74,5 млрд. рублей, что составляет 105,2 % к уровню поступлений за 9 месяцев 2011 года и 149% к аналогичному периоду 2010 года. При этом по состоянию на 1 октября 2012 года задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему РФ сложилась в объеме 4 млрд. 909 млн. руб. - снижение с начала года составило 24,9%, или 1 млрд. 623 млн. руб., и это несмотря на то, что дополнительно начисленные платежи по результатам проверок с каждым годом уменьшаются, это видно из таблицы 1.
Таблица 1 –Дополнительно начисленные платежи по результатам налоговых проверок в Тюменской области за 2010 – 2012 гг.*
Год |
Дополнительно начислено платежей по результатам проверок |
|||||
Выездные налоговые проверки |
Камеральные налоговые проверки |
|||||
налоги |
пени |
штрафные санкции |
налоги |
пени |
штрафные санкции |
|
2010 |
1 089 459 |
242 924 |
194 933 |
644 911 |
43 894 |
110 346 |
2011 |
911 740 |
227 854 |
138 671 |
739 234 |
41 170 |
158 626 |
2012 |
521 388 |
101 795 |
77 009 |
98 061 |
4 484 |
44 314 |
* Источник: составлено автором по материалам официального сайта УФНС России по Тюменской области
Что касается налоговых санкций – они рассчитаны на обеспечение полноты сбора и увеличение доходных поступлений в бюджет по факту совершения плательщиками налоговых правонарушений путем взыскания неуплаченных налогов, штрафов, пени, а также морально-психологического воздействия на плательщиков фактом существования штрафных платежей с целью предотвращения в будущем налоговых правонарушений. Именно поэтому погоня за штрафами не может считаться нормальным явлением, а их рост лишь указывает на низкую результативность налоговой политики. Следовательно, анализируя данные таблицы, за последние 3 года налоговые органы Тюменской области проводили достаточно успешную налоговую политику [2].
Налоговые санкции являются следствием установления налоговым органом налогового правонарушения налогоплательщиком (иным лицом) и принятия решения о взыскании налоговых санкций. В соответствии со ст. 104 НК РФ взыскание налоговых санкций производится в судебном порядке. Этой же статьей установлено, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции. Возможность разрешения налоговых споров в досудебном порядке оказывает значительное влияние на эффективность деятельности налоговых органов. Рассмотрим подробнее досудебный порядок урегулирования споров.
Досудебный порядок представляет собой необходимость истца, прежде чем подать иск в суд, провести определенные мероприятия, направленные на урегулирование спора с ответчиком. Несоблюдение его повлечет принятие судом решения об оставлении искового заявления без рассмотрения. Последствия такого решения не лишают истца права вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке, после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения. Но при этом необходимо обратить внимание на существование пресекательных сроков взыскания недоимок по налогам, налоговых санкций. Пресекательных - значит невосстанавливаемых. Отсюда исходит и важность знания досудебного порядка и соблюдения его [5].
Досудебный порядок, который должен соблюсти налоговый орган при обращении в суд, устанавливается НК РФ. Общий смысл данного порядка заключается в обязанности налогового органа информировать в соответствии с требованиями НК РФ налогоплательщика о необходимости добровольно заплатить недоимки по налогам, пени, исполнить налоговые санкции.
Таким образом, обращению в суд должно предшествовать направление требования об уплате налога, пени и налоговой санкции, которое должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также меры по взысканию налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог [1].
Требование передается руководителю организации, физическому лицу (их представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанные лица уклоняются от получения требования, то оно направляется по почте заказным письмом. Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Если такое требование налогоплательщику направлено не будет, то суд оставит заявление без рассмотрения.
Досудебное урегулирование споров невозможно без качественной контрольной работы налоговых органов и оперативной координации деятельности подразделений, от которых зависит результативность контрольных мероприятий, — отделов контрольной работы, досудебного аудита и правовых отделов, а также без полноты проведения контрольных мероприятий (осмотров, допросов, экспертиз и т. д.) [6].
Причем отделы досудебного аудита должны проводить постоянный анализ причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков и оспаривания решений налоговых органов в арбитражных судах, и если основанием для этого является низкое качество собранной доказательной базы, привлекать к ответственности специалистов и руководителей, совместно с контрольными и юридическими подразделениями вырабатывать единую стратегию и тактику проведения контрольных мероприятий.
С эффективной работой по досудебному урегулированию налоговых споров по Тюменской области связывают снижение на 13,4% количества судебных разбирательств. За три квартала 2012 года в Управление поступило всего 370 жалоб – это в 1,7 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Связано это с работой Инспекций на уровне возражений налогоплательщиков. Большая доля жалоб, которые рассматриваются Управлением приходится на споры по результатам камеральных и выездных налоговых проверок – 66%. В пользу налогоплательщиков удовлетворяется больше половины обращений [3].
Таким образом, основная задача, которая должна быть поставлена перед налоговой службой - повышение эффективности контрольной работы с целью увеличения количества разрешаемых споров в досудебном порядке, и побуждения налогоплательщиков к выводу из тени налоговой базы, потому как некачественное проведение проверок может сформировать у налогоплательщиков негативное мнение о Федеральной налоговой службе в целом и создать ощущение безнаказанности.
Литература
1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] / комментарий к последним изменениям/Под ред. Г.Ю. Касьяновой (13-е изд., перераб. и доп.). – М.: АБАК, 2012. - 928 с.
2. Официальный сайт УФНС России по Тюменской области [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.r72.nalog.ru
3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru
4. Уварова С. П. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок [Текст] / Налоговая политика и практика, 2010. – № 12. – С. 14–18.
5. Мельникова Ю. А. Планирование выездных налоговых проверок [Текст] / Налоговая проверка, 2012. – № 4. – С. 64–73.
6. Комарова Е. Н. К кому придут с налоговой проверкой [Текст] / Бухгалтерский учет и налогообложение, 2012. – № 7. – С. 76–78.