ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОЦЕНКА КОНТРОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ И ПОРЯДОК РАЗРЕШЕНИЯ СПОРОВ В ДОСУДЕБНОМ ПОРЯДКЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Контроль за соблюдением налогового законодательства налогоплательщиками выступает центральным элементом налогового администрирования. В этом, прежде всего, состоит предназначение налоговых органов и такой вывод следует из экономической природы налогов, их внутреннего противоречия. Обязательность уплаты налогов объективно предопределяет неотвратимость наказания за налоговые нарушения, а она без соответствующего контроля вряд ли может быть достижима. Осознание важности налогового контроля проявилось как в законодательном определении налогового контроля, так и в разработке многих процедурных аспектов его проведения. Важнейшими формами контроля правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов выступают камеральная и выездная налоговые проверки. Выполнение контрольных действий налоговыми органами невозможно без организационного, методологического и методического обеспечения их деятельности. Формами организационного и методического обеспечения деятельности выступают: определение структуры и функциональных обязанностей (иерархия) различных уровней налоговых органов; разработка форм и содержания отчетности налогоплательщиков по налоговым платежам; процедуры представления, обработки и проверки налоговой отчетности налогоплательщиков; порядок применения налоговых санкций; планирование и прогнозирование налоговых платежей.

Налоговое администрирование как деятельность уполномоченных органов управления охватывает не только исполнение действующих норм налогового законодательства, но и сбор, анализ информации, в том числе по практике исполнения процедур налоговых проверок, и разработку мер по реформированию механизма исчисления налогов, процедуры и методики налогового контроля. Качественная работа налогового аппарата способна выявлять факты несовершенства налогового законодательства, позволяющие налогоплательщикам минимизировать свои налоговые платежи или уклоняться от их уплаты, и принимать превентивные меры по их устранению [4].

Налоговое администрирование должно быть направлено на соблюдение баланса интересов государства и налогоплательщиков. Налоговое законодательство должны исполнять и сами налоговые органы, в том числе при проведении контрольных мероприятий, в том числе в части реализации процедурных и процессуальных норм налогового законодательства. Процесс налогового администрирования усложнился, и к налоговым органам предъявляются повышенные требования. Однако и в таких сложных условиях из года в год наблюдается рост поступлений в казну, так за 9 месяцев 2012 года в бюджеты всех уровней налоговыми органами мобилизовано 74,5 млрд. рублей, что составляет 105,2 % к уровню поступлений за 9 месяцев 2011 года и 149% к аналогичному периоду 2010 года. При этом по состоянию на 1 октября 2012 года задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему РФ сложилась в объеме 4 млрд. 909 млн. руб. - снижение с начала года составило 24,9%, или 1 млрд. 623 млн. руб., и это несмотря на то, что дополнительно начисленные платежи по результатам проверок с каждым годом уменьшаются, это видно из таблицы 1.

Таблица 1 –Дополнительно начисленные платежи по результатам налоговых проверок в Тюменской области за 2010 – 2012 гг.*

Год

Дополнительно начислено платежей по результатам проверок

Выездные налоговые проверки

Камеральные

налоговые проверки

налоги

пени

штрафные санкции

налоги

пени

штрафные санкции

2010

1 089 459

242 924

194 933

644 911

43 894

110 346

2011

911 740

227 854

138 671

739 234

41 170

158 626

2012

521 388

101 795

77 009

98 061

4 484

44 314

* Источник: составлено автором по материалам официального сайта УФНС России по Тюменской области

Что касается налоговых санкций – они рассчитаны на обеспечение полноты сбора и увеличение доходных поступлений в бюджет по факту совершения плательщиками налоговых правонарушений путем взыскания неуплаченных налогов, штрафов, пени, а также морально-психологического воздействия на плательщиков фактом существования штрафных платежей с целью предотвращения в будущем налоговых правонарушений. Именно поэтому погоня за штрафами не может считаться нормальным явлением, а их рост лишь указывает на низкую результативность налоговой политики. Следовательно, анализируя данные таблицы, за последние 3 года налоговые органы Тюменской области проводили достаточно успешную налоговую политику [2].

Налоговые санкции являются следствием установления налоговым органом налогового правонарушения налогоплательщиком (иным лицом) и принятия решения о взыскании налоговых санкций. В соответствии со ст. 104 НК РФ взыскание налоговых санкций производится в судебном порядке. Этой же статьей установлено, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции. Возможность разрешения налоговых споров в досудебном порядке оказывает значительное влияние на эффективность деятельности налоговых органов. Рассмотрим подробнее досудебный порядок урегулирования споров.

Досудебный порядок представляет собой необходимость истца, прежде чем подать иск в суд, провести определенные мероприятия, направленные на урегулирование спора с ответчиком. Несоблюдение его повлечет принятие судом решения об оставлении искового заявления без рассмотрения. Последствия такого решения не лишают истца права вновь обратиться в суд с заявлением в общем порядке, после устранения обстоятельств, послуживших основанием для оставления заявления без рассмотрения. Но при этом необходимо обратить внимание на существование пресекательных сроков взыскания недоимок по налогам, налоговых санкций. Пресекательных - значит невосстанавливаемых. Отсюда исходит и важность знания досудебного порядка и соблюдения его [5].

Досудебный порядок, который должен соблюсти налоговый орган при обращении в суд, устанавливается НК РФ. Общий смысл данного порядка заключается в обязанности налогового органа информировать в соответствии с требованиями НК РФ налогоплательщика о необходимости добровольно заплатить недоимки по налогам, пени, исполнить налоговые санкции.

Таким образом, обращению в суд должно предшествовать направление требования об уплате налога, пени и налоговой санкции, которое должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога. Требование должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также меры по взысканию налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог [1].

Требование передается руководителю организации, физическому лицу (их представителям) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанные лица уклоняются от получения требования, то оно направляется по почте заказным письмом. Требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Если такое требование налогоплательщику направлено не будет, то суд оставит заявление без рассмотрения.

Досудебное урегулирование споров невозможно без качественной контрольной работы налоговых органов и оперативной координации деятельности подразделений, от которых зависит результативность контрольных мероприятий, — отделов контрольной работы, досудебного аудита и правовых отделов, а также без полноты проведения контрольных мероприятий (осмотров, допросов, экспертиз и т. д.) [6].

Причем отделы досудебного аудита должны проводить постоянный анализ причин удовлетворения жалоб налогоплательщиков и оспаривания решений налоговых органов в арбитражных судах, и если основанием для этого является низкое качество собранной доказательной базы, привлекать к ответственности специалистов и руководителей, совместно с контрольными и юридическими подразделениями вырабатывать единую стратегию и тактику проведения контрольных мероприятий.

С эффективной работой по досудебному урегулированию налоговых споров по Тюменской области связывают снижение на 13,4% количества судебных разбирательств. За три квартала 2012 года в Управление поступило всего 370 жалоб – это в 1,7 раз меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Связано это с работой Инспекций на уровне возражений налогоплательщиков. Большая доля жалоб, которые рассматриваются Управлением приходится на споры по результатам камеральных и выездных налоговых проверок – 66%. В пользу налогоплательщиков удовлетворяется больше половины обращений [3].

Таким образом, основная задача, которая должна быть поставлена перед налоговой службой - повышение эффективности контрольной работы с целью увеличения количества разрешаемых споров в досудебном порядке, и побуждения налогоплательщиков к выводу из тени налоговой базы, потому как некачественное проведение проверок может сформировать у налогоплательщиков негативное мнение о Федеральной налоговой службе в целом и создать ощущение безнаказанности.

Литература

1. Налоговый кодекс Российской Федерации [Текст] / комментарий к последним изменениям/Под ред. Г.Ю. Касьяновой (13-е изд., перераб. и доп.). – М.: АБАК, 2012. - 928 с.

2. Официальный сайт УФНС России по Тюменской области [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.r72.nalog.ru

3. Официальный сайт Федеральной налоговой службы [Электронный ресурс]: Режим доступа: URL: http://www.nalog.ru

4. Уварова С. П. Отбор налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок [Текст] / Налоговая политика и практика, 2010. – № 12. – С. 14–18.

5. Мельникова Ю. А. Планирование выездных налоговых проверок [Текст] / Налоговая проверка, 2012. – № 4. – С. 64–73.

6. Комарова Е. Н. К кому придут с налоговой проверкой [Текст] / Бухгалтерский учет и налогообложение, 2012. – № 7. – С. 76–78.

 

Просмотров работы: 2480