Введение 4
«Самообеспечение» как технология социальной работы с малообеспеченными семьями 6
Технология «Самообеспечение» как форма адресной социальной помощи 6
Алгоритм реализации технологии «Самообеспечение» 9
Реализация технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в ГКУ УСЗН по Константиновскому району 14
Анализ реализации технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в ГКУ УСЗН по Константиновскому району 14
Эффективность реализации технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в ГКУ УСЗН по Константиновскому району 20
Заключение 25
Библиографический список 28
Приложение А 31
Приложение Б 38
ВВЕДЕНИЕ
Повышение благосостояния населения является одной из основных целей любого общества, стремящегося к прогрессу. Государство, заботящееся о своих гражданах, должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.
В настоящее время негативное влияние на благосостояние семей оказывают высокий уровень безработицы, высокие тарифы на жилищно-коммунальные услуги, низкий, не соответствующий стоимости жизни уровень оплаты за труд. Малообеспеченные семьи практически не имеют возможности оплачивать дорогостоящие услуги образования и здравоохранения, туристические и рекреационные услуги и многие другие материальные, социальные и духовные блага. В этих условиях становится невозможной качественная социализация детей, реализация их потенциальных возможностей, их духовное и интеллектуальное развитие. Проблема малообеспеченности в семье приобретает устойчивый характер. Таким образом, малообеспеченность – одна из наиболее актуальных и острых проблем современной России.
Данная тема малоизученна, так как «Самообеспечение» новая технология социальной работы с малообеспеченными семьями и действует совершенно недавно. Критерии эффективности указанной технологии малоразработаны.
Однако, отдельные аспекты темы курсового исследования затронуты в работах Холостовой Е.И (характеристика малообеспеченных семей), Рудаковой О. и Шатуновой Н. (малообеспеченность как угроза экономической безопасности России), Тихоновой Н.Е. (малообеспеченные в современной России: специфика уровня и образа жизни),.Понятовской О.А (курс на самообеспечение), Савушкиной Н.В.(социальный контракт как новый вид государственной социальной поддержки малоимущих семей) и других авторов.
Новизна курсовой работы заключается в том, что было проведено эмпирическое исследование, направленное на изучение реализации технологии, её эффективности, преимуществ «Самообеспечения» перед другими видами помощи, раскрывающее сущность указанной технологии.
Данную работу в дальнейшем можно использовать в учебной работе для ознакомления с технологией «Самообеспечение», как формой адресной социальной помощи, в практической деятельности специалиста по социальной работе, а также в научных разработках как основу для дальнейшего исследования по данной теме.
Объект исследования курсовой работы – технология «Самообеспечение»
Предмет исследования – реализация технологии «Самообеспечения» малообеспеченных семей в ГКУ УСЗН по Константиновскому району
Цель курсовой работы – изучение реализации технологии «Самообеспечения» малообеспеченных семей в ГКУ УСЗН по Константиновскому району.
Задачи исследования:
охарактеризовать технологию «Самообеспечение» как форму адресной социальной помощи;
рассмотреть алгоритм реализации технологии «Самообеспечение»;
Дать анализ реализации технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в ГКУ УСЗН по Константиновскому району;
Раскрыть эффективность реализации технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в ГКУ УСЗН по Константиновскому району.
Методы курсового исследования: теоретический анализ литературы, анализ документов, классификация, систематизация, обобщение, опрос экспертов.
1. «САМООБЕСПЕЧЕНИЕ» КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МАЛООБЕСПЕЧЕННЫМИ СЕМЬЯМИ
1.1 Технология «Самообеспечение» как форма адресной социальной помощи
Одним из основных элементов социальной политики, направленных на преодоление бедности, является социальная защита населения. Её цель в данном направлении – формирование эффективного механизма социальной поддержки граждан, ограниченных в возможностях обеспечения условий своей жизни в соответствии с принятыми стандартами. Важнейшим направлением социальной защиты является адресная социальная помощь, цель которой – оказание помощи семьям и одиноко проживающим гражданам, имеющим среднедушевые доходы ниже величины установленного прожиточного минимума.
Адресная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, социальных пособий, единовременных денежных выплат и жизненно необходимых товаров за счет средств бюджета субъекта Р.Ф [5].
Понятие "адресность" означает ограничение круга получателей социальной помощи конкретной целевой группой в зависимости от приоритетов социальной политики государства на данном этапе. Усиление адресности социальной помощи предполагает осуществление законодательных и организационных мер по ограничению круга получателей социальной помощи малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами [13 с.52].
Технология «Самообеспечение» - совершенно новый тип технологии предоставления социальной помощи малообеспеченным семьям.
Целью реализации технологии «Самообеспечение» является повышение качества жизни малоимущих семей с детьми по средствам активного вовлечения в процесс трудовой деятельности.
Задачами технологии «Самообеспечение»являются:
1. Оказание денежной помощи малоимущим семьям с детьми для развития личного подсобного хозяйства или осуществления индивидуальной трудовой деятельности по производству товаров и услуг;
2. Стимулирование этих семей к дальнейшему развитию личного подсобного хозяйства или занятию индивидуальной трудовой деятельностью по производству товаров и услуг [11 с.8].
Функции технологии «Самообеспечение»:
1. Экономическая проявляется в оказании материальной поддержки гражданам в трудной жизненной ситуации.
2. Преодоление социального иждивенчества;
3. Развитие. Благодаря полученной помощи малообеспеченные семьи самостоятельно пытаются улучшить свою жизнь; [14 с.30].
4. Социально-реабилитационная функция имеет своей целью восстановление прежнего правового положения его субъектов [1.с.6].
5. Воспитательная функция заключается в том, что дети воспитываются на примере своих родителей, которые не ждут каких-либо «подачек» от государства; [14 с.30]
6 Политическая функция направлена на сближение социального уровня различных слоев населения, создание условий, обеспечивающих достойную жизнь каждому человеку. Она призвана стабилизировать общественные отношения в сфере социальной защиты населения [1.с.6].
Технология «Самообеспечение» называется результативно ориентированной потому, что формулирует ожидаемые результаты такие как:
1. Появление у семей дополнительных источников доходов в натуральной и/или денежной форме;
2. Улучшение качества жизни: повышение уровня потребления продуктов, товаров и услуг, а также повышение самооценки своего уровня жизни;
3. Продолжение семьями своей трудовой деятельности в будущем[24].
Получателем социальной помощи по технологии «Самообеспечение» может быть малообеспеченная семья, отвечающая всем следующим критериям:
1. Наличие минимум одного несовершеннолетнего ребенка в возрасте до 18 лет;
2. Наличие минимум одного трудоспособного члена семьи;
3. Проживающая на территории региона не менее трех лет;
4. Имеющая условия (помещение, земельный участок и т.п.) для содержания подсобного хозяйства или осуществления индивидуальной трудовой деятельности;
5. Не имеющая имущества, которое может сдаваться в аренду;
6. Не имеющая автотранспорт в рабочем состоянии, срок эксплуатации которого не превышает 5 лет;
7. Не имеющая подсобного хозяйства или имеющая его в количестве, не превышающем:
- 1 головы крупного домашнего скота (коровы, быки, лошади и т.д.);
- 1 головы среднего домашнего скота (овцы, свиньи, козы и т.д.);
- 10 голов мелкого домашнего скота и птицы (кролики, гуси, утки, куры и т.д.);
8. Не имеющая пасеки или имеющие ее в количестве, не превышающем 5 пчелиных семей;
9. Имеющая садово-огородное хозяйство и (или) посевные и покосные площади не более 25 гектар [12].
Таким образом, денежное пособие, предоставляемое семье по технологии "Самообеспечение", является целевым. Пособие выплачивается семье для того, чтобы она использовала его для развития личного подсобного хозяйства, производства товаров.
1.2 Алгоритм реализации технологии «Самообеспечение»
Технология «Самообеспечение», в отличие от традиционных подходов по оказанию социальной помощи, ориентирована не на сам процесс оказания помощи, а на достижение долгосрочного и устойчивого результата - обеспечение получателей помощи источниками трудового дохода [11 c.9].
Единовременное денежное пособие в рамках реализации технологии "Самообеспечение" назначается на основании заявления гражданина трудоспособного возраста, действующего от имени своей семьи.
Первый этап - консультативный:
Специалист по социальной работе консультирует малообеспеченную семью, объясняя ей суть технологии «Самообеспечение» и перечисляет список необходимых для этого документов.
Второй этап – документный:
Заявитель обращается в учреждение социальной защиты населения по месту жительства (пребывания) с комплектом документов, необходимых для получения пособия.
Заявитель предоставляет следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- справка о составе семьи заявителя. В случае отсутствия возможности у заявителя предоставления указанной справки состав семьи подтверждается актом обследования материально-бытовых условий проживания семьи, составленного управлением социальной защиты населения либо органом местного самоуправления по месту жительства семьи;
- справка о размерах всех получаемых заявителем и членами его семьи доходах в денежной и (или) натуральной форме;
- индивидуальный семейный план по выходу семьи на самообеспечение по выбранному направлению [10].
В индивидуальном семейном плане указывается:
1.что именно будет приобретать семья на средства пособия;
2.как будет использоваться приобретенное имущество;
3.как члены семьи будут участвовать в осуществлении плана;
4.что из полученной продукции будет идти в пользу семьи, а что - на продажу;
5.какими собственными ресурсами, необходимыми для выполнения плана, располагает семья.
Получатели помощи, развивающие свое личное подсобное хозяйство могут
- разводить и выращивать крупный рогатый скот, свиней, коз, овец, кроликов, гусей, уток;
- заниматься пчеловодством и т.д.
Получатели помощи, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, могут производить различные товары либо оказывать те или иные услуги:
- изготовлять одежду, столярные изделия;
- оказывать бытовые услуги (электроработы, распилка дров, парикмахерские услуги, ремонт одежды и т.д.);
- производить готовые продукты питания (выпечка хлеба и т.д.), оказывать транспортные, ветеринарные услуги и др. [14 c.34].
Третий этап – разработки:
Малоимущая семья должна предложить план, имеющий обозримую завершенность во времени, то есть план должен быть таким, чтобы положительные изменения в жизни семьи благодаря его реализации могли наступить не через какое-то неопределенное время, а через не слишком долгий, но реалистичный срок.
Специалист по социальной работе проверяет правильность оформления заявления и семейного плана, а также наличие всех других необходимых документов. Специалист по социальной работе может помочь малообеспеченной семье в составлении индивидуального семейного плана [24]
Заявитель несет ответственность за достоверность документов представленных в управление социальной защиты населения.
Если есть сомнения в достоверности предоставленных сведений, сотрудники органа социальной защиты населения могут выехать по месту жительства семьи и провести материально-бытовое обследование условий ее жизни [12].
Решение о назначении (об отказе в назначении) единовременного денежного пособия принимается постоянно действующей комиссией по оказанию адресной социальной помощи, созданной при управлении социальной защиты населения.
Четвертый этап – конкурсный:
Заявление и документы малообеспеченной семьи рассматриваются комиссией не позднее 30 рабочих дней с момента их регистрации в управлении социальной защиты населения.
Комиссия рассматривает следующие критерии:
1.реальная нуждаемость семьи, в том числе отсутствие у семьи заметных теневых доходов;
2.фактическое соответствие семьи установленным требованиям;
3.доверие к семье с точки зрения целевого использования средств денежного пособия;
4.реалистичность выполнения плана, представленного семьей.
В случае принятия комиссией решения об отказе в назначении единовременного денежного пособия, управление социальной защиты населения направляет заявителю уведомление по указанному им в заявлении почтовому адресу [10].
Основаниями для отказа в назначении единовременного денежного пособия являются:
- получение семьей единовременного денежного пособия в рамках реализации технологии "Самообеспечение";
- представление недостоверных сведений о составе семьи, доходах и принадлежащих семье имуществе на праве собственности;
- несоответствие семьи необходимым требованиям,
- превышение размера среднедушевого дохода семьи над величиной прожиточного минимума, установленной губернатором области.
Пятый этап – практический:
На основании протокола заседания комиссии с семьями, по которым было принято положительное решение, заключается договор на получение помощи по технологии "Самообеспечение".
Единовременное денежное пособие в рамках реализации технологии "Самообеспечение" назначается единожды. Размер единовременного денежного пособия определяется индивидуальным семейным планом, но не должен превышать 50 тысяч рублей. [10].
Шестой этап – контрольный:
Специалист по социальной работе следит за выполнением договора, заключенного с малообеспеченной семьей. В числе существенных условий договора - обязательства, которые принимает на себя семья:
1. Выполнение семейного плана. Данный план прилагается к договору. В случае, если по каким-либо причинам возникает необходимость внести изменения в план, нужно получить на это разрешение территориального или муниципального органа социальной защиты населения. В случае утраты, порчи или гибели имущества, приобретенного на средства целевого денежного пособия, а также в случае возникновения иных препятствий для реализации семейного плана получатель помощи обязан проинформировать об этом территориальный или муниципальный орган социальной защиты населения.
2. Предоставление в территориальный или муниципальный орган социальной защиты населения отчетов о выполнении семейного плана в соответствии с графиком, установленным в договоре. Форма отчета также прилагается к договору [14 c.36].
В договоре также предусматривается ответственность получателя помощи за нарушение взятых на себя обязательств. В частности, в случае нецелевого использования средств пособия или предоставления недостоверных сведений, в результате чего семья неправомерно получила помощь, пособие должно быть возвращено. В качестве дополнительной санкции за нарушение обязательств семья может быть на некоторый срок лишена права получать определенные виды адресной социальной помощи.
В договоре определены уважительные причины для невыполнения семейного плана, например, непредвиденные обстоятельства (стихийные бедствия и т.п.), смерть или тяжелое заболевание членов семьи, задействованных в реализации плана [10].
В целом технология «Самообеспечение» имеет разовый характер, подталкивая тем самым малоимущую семью к самостоятельному развитию личного подсобного хозяйства или ведению иной трудовой деятельности. Социальная помощь по данному направлению оказывается поэтапно, начиная с подачи заявления представителем от малообеспеченной семьи и заканчивая подписанием договора.
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ «САМООБЕСПЕЧЕНИЕ» МАЛООБЕСПЕЧЕННЫХ СЕМЕЙ В ГКУ УСЗН ПО КОНСТАНТИНОВСКОМУ РАЙОНУ
Анализ реализации технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в ГКУ УСЗН по Константиновскому району
Государственное казенное учреждение – управление социальной защиты населения по Константиновскому району создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 г. № 122-ФЗ « О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Р.Ф.», постановления губернатора Амурской области от 21.07.2006 г. № 405 «Об утверждении типового устава государственного учреждения Амурской области и порядка утверждения и согласования устава государственного учреждения и изменений к нему», а также в целях реализации Законов Амурской области от12.10.2007 г. № 409-ОЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты области в связи с прекращением осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий», от 25.09.2007 г. № 391-ОЗ «Об управлении и распоряжением собственностью Амурской области», постановления губернатора от 03.08.2007 г. № 459 «Об утверждении положения о министерстве социальной защиты населения Амурской области», постановления губернатора Амурской области от 01.12.2008 г. № 465 «О переименовании государственных бюджетных учреждений министерства социальной защиты населения Амурской области – центров социальных выплат и услуг [19].
Учреждение находится в ведомственном подчинении министерства социальной защиты населения Амурской области, которое выступает его учредителем. Управление социальной защиты населения по Константиновскому району является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке для учета операций по исполнению расходов областного бюджета, для средств, полученных от предпринимательской деятельности, печать со своим наименованием, штампы, бланки и другие реквизиты.
На ГКУ УСЗН по Константиновскому возложены следующие задачи:
1. Реализация и совершенствование на территории района государственной политики в сфере социальной защиты населения путём обеспечения населения государственными гарантиями и мерами социальной поддержки в соответствии с законодательством Российской Федерации и Амурской области;
2.Организация предоставления социальной поддержки и социального обслуживания для социально незащищенных категорий граждан, проживающих на территории муниципальных образований Константиновского района, в соответствии с федеральным и областным законодательством;
3.Осуществление контроля в части своевременности предоставления мер социальной поддержки, целевого использования средств, выделяемых из областного бюджета и прочее.
В соответствии данным задачам управление реализует государственную политику и осуществляет доведение установленных государственных гарантий в сфере социальной защиты населения на территории муниципальных образований Константиновского района. Также ГКУ УСЗН по Константиновскому району координирует деятельность других органов (учреждений, предприятий) социальной защиты населения по предоставлению мер социальной поддержки, социальных услуг отдельным категориям населения, социальной помощи гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации в соответствии с законодательством Р.Ф. и Амурской области [19].
Управление социальной защиты по Константиновскому району совместно с администрацией района, сельсоветами осуществляет действия, направленные на создание условий для социальной защиты населения граждан, проживающих на территории района, реализацию их права на достойную и обеспеченную жизнь, проведение совместных мероприятий.
Управление социальной защиты населения по Константиновскому району имеет свою структуру. В учреждении четыре отдела, которые ведут работу по разным направлениям и производят выплаты государственных пособий и мер социальной поддержки населения в зависимости от специализации.
Схема 1 - Структура управления социальной защиты населения по Константиновскому району
Помощь малообеспеченным семьям является одной из задач, которыми занимается отдел по делам семьи, женщин и детей. В последнее время «Самообеспечение» как эффективная технология социальной работы с малообеспеченной семьей приобретает приоритетное значение. Указанная технология предусматривает оказание адресной социальной помощи на условиях заключения договора в целях активизации способностей взрослых членов малообеспеченной семьи для самостоятельного повышении семейного дохода и выхода из трудной жизненной ситуации.
Нами было проведено исследование с целью анализа реализации «Самообеспечения» как технологии социальной работы с малообеспеченными семьями в Константиновском районе. Для этого мы провели опрос экспертов. Экспертами выступили специалисты управления социальной защиты населения по Константиновскому, входящие в состав комиссии, занимающейся реализацией технологии «Самообеспечение» (Приложение А).
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы:
Технология «Самообеспечение» в Константиновском районе оказывается уже 5 лет, за это время 33 семьи получили помощь по технологии «Самообеспечение». В 2008 году впервые была оказана помощь по данному направлению, её получили две семьи. Технология была успешно реализована и поэтому получила развитие. В 2009 и в 2011 годах шесть малообеспеченных семей стали реализовывать «Самообеспечение». В 2010 году число получивших помощь возросло до восьми семей. В 2012 году управление социальной защиты населения по Константиновскому району помогло одиннадцати семьям (Приложение Б).
Управление проводит информирование малообеспеченных семей о технологии «Самообеспечение». Про данную технологию малообеспеченные семьи могут узнать от специалиста по социальной работе, обращаясь за другим видом помощи, также, специалист, зная о ситуации семьи, может связаться с ней и порекомендовать «Самообеспечение». ГКУ УСЗН сотрудничает с разнообразными государственными структурами, в том числе, с сельскими администрациями, от которых могут быть проинформированы о технологии малообеспеченные семьи. Специалисты управления социальной защиты населения дают статьи в местную газету о данном виде помощи.
Схема 2 - Информирование малообеспеченных семей о технологии «Самообеспечение»
Единовременное денежное пособие в рамках реализации технологии "Самообеспечение" назначается единожды. В среднем, малообеспеченной семье выделяется 20-30 тысяч на реализацию данной технологии. В Константиновском районе деньги выдаются на разведение крупного рогатого скота. По мнению 71,4 % экспертов это обусловлено спецификой местности, так как в селе есть возможность содержать скот, 28,6% считают, что это зависит от потребностей семей, то есть, покупая корову, семья получает дополнительные продукты питания (молоко, творог, сметану, масло и т. д.).
Рисунок 1 - Причины разведения КРС
Технология «Самообеспечение» оказывается поэтапно, начиная с подачи заявления представителем от малообеспеченной семьи, заканчивая подписанием договора и покупкой коровы.
Схема 3 - Технология получения помощи
Решение о помощи данного вида или отказе принимает действующая комиссия по оказанию технологии «Самообеспечения», состоящая из шести специалистов по социальной работе и начальника. Комиссия работает на «конкурсном» этапе технологии. Она рассматривает дела, проверяет верность данных, реальную нуждаемость, соответствие семьи установленным требованиям и назначает единовременное денежное пособие
Однако не все семьи, обратившиеся за технологией «Самообеспечение», получают помощь. Эксперты объяснили это тем, что семья не соответствует критериям, указанным в нормативно-правовых актах о предоставлении технологии «Самообеспечение» - 100%, на зависимость от областного финансирования, т.е. суммы, которую предоставляет министерство социальной защиты населения Амурской области указали 71,4% опрошенных. 85,7% специалистов считают, что среди обратившихся есть безответственные семьи, которые не смогут соблюдать правила индивидуального семейного плана. 57,1% экспертов отметило, что семьи предоставили неверные сведения о себе.
Рисунок 2 - Причины отказа в получении помощи по технологии «Самообеспечение»
За семьей, получившей помощь, осуществляется контроль. Эксперты указали, что к малообеспеченным семьям выезжает комиссия, для проверки реализации технологии «Самообеспечение». В управление поступают отчеты от малообеспеченных семей, получивших помощь и отчеты от сельских администраций, которые также наблюдают за выполнением условий индивидуального семейного плана. Контроль над реализацией технологии «Самообеспечение» осуществлялся в течение года, однако с 2012 года срок увеличился до трёх лет. В Константиновском районе не было случаев, когда семья нарушала условия договора, все семьи, получившие помощь добросовестно выполняют пункты индивидуального семейного плана.
Схема 4 - Контроль над выполнением технологии «Самообеспечение»
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что технология «Самообеспечение» в Константиновском районе реализуется только по одному направлению: разведение крупного рогатого скота. Технология оказывается реально нуждающейся малообеспеченной семье. Механизм оказания помощи отлаженный и поэтапный.
2.2.Эффективность реализации технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в ГКУ УСЗН по Константиновскому району
Технологии социальной работы предусматривают решение определенных задач и соответствующую концентрацию ресурсов, дают возможность влиять на социальные процессы целенаправленно, комплексно, систематизировано. В них находят отражение алгоритмы предстоящих действий по решению определенных социальных проблем.
Необходимость обоснования эффективности технологии «Самообеспечение» связана не только с контролем над денежными расходами. Оценка исполнения технологии помогает сосредоточить внимание исполнителей на достижении конкретных результатов; проанализировать существующие тенденции; обеспечить своевременную корректировку; завоевать доверие общественности путем обнародования результатов деятельности.
Эффективность социальной технологии можно определить как конечный социальный результат, полученный при наименьших издержках и в оптимальные сроки. Однако проблемы эффективности социальных технологий пока еще относятся к числу новых и малоизученных.
Определение критериев эффективности имеет важное значение, как для научной, так и для практической деятельности социальных служб. В первом случае они служат важным инструментом для исследования результативности предоставления социальных услуг населению, во втором - являются системой ориентиров, нацеливающих на достижение конкретных и действенных результатов в социальном обслуживании, адекватных реальным потребностям и нуждам различных категорий населения.
Понятие «критерий» характеризуется как отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления, объекта либо субъекта. Но критериями могут быть не всякие признаки состояния, а только те, которые отвечают определенным требованиям:
- Они должны быть объективны;
- Отражать не второстепенные и случайные, а существенные и повторяющиеся признаки;
- Необходимы и достаточны, т.е. должны быть мерилом оценки результатов деятельности;
- Содержать качественно-количественную информацию о функционировании системы [16.с.134].
Критерии эффективности могут содержать количественные и качественные показатели, т.е. они должны носить комплексный характер. С одной стороны, они представляют собой систему нормативных критериев, отражающих эффективность процесса помощи, с другой - систему показателей, отражающих состояние клиентов социальных служб (отдельных личностей, семьи, социальной группы). Критерии эффективности обусловливаются целями и задачами предоставления социальных услуг и степенью их реализации
Существует два взгляда на эффективность технологий социальной работы:
Подход связан с оценкой соотношения достигнутых результатов (эффектов) и затрат, связанных с обеспечением этих результатов.
Подход - оценка эффективности социальной работы. Здесь имеют значение мнения, суждения, умозаключения, высказывания (о ком-то, о чем-то - более или менее конкретно) субъекта, который производит оценку эффективности социальной работы. Другими словами, важно выбрать информационные источники оценки (руководители, специалисты, полевые социальные работники, обслуживаемые клиенты, представители контролирующих органов, СМИ и др.). В этом смысле оценочная информация, исходящая от конкретных людей субъективна. Чем больше субъектов задействовано в процессе оценки, тем больше она будет стремиться к более достоверной [16.с.134].
Об эффективности технологии «Самообеспечение» можно судить как по количественным, так и по качественным показателям:
Основываясь на изучении отчетов малообеспеченных семей и отчетов специалистов, занимающихся реализацией технологии «Самообеспечение» в Константиновском районе, можно выделить следующие количественные показатели:
За пять лет в Константиновском районе тридцать три малообеспеченные семьи получили помощь данного вида;
После получения помощи по технологии «Самообеспечение» только три многодетные малообеспеченные семьи обратились за адресной социальной помощью на одежду детям к школе;
Доход малообеспеченных семей от сдачи молока составляет, в среднем, 1000-3000 рублей. Для сельской местности, где по сравнению с городом расходы, запросы, цены ниже, эта сумма является для весомой;
У тринадцати семей из шестнадцати (семнадцать ещё находятся под наблюдение) появился от коровы приплод (приложение ).
Опираясь на мнение экспертов и на данные отчетов можно выделить следующие качественные показатели эффективности:
Эксперты выявили задачи, которые решает данная технология. Все эксперты считают, что родители, занимаясь «Самообеспечением», показывают положительный пример детям и приучают их к труду , 85,7% респондентов указали на то, что у семьи появляется дополнительный источник доходов от сдачи молока и экономии денег на кисломолочных продуктах, соответственно повышается уровень потребления продуктов, товаров и услуг. По мнению экспертов (57,1%) благодаря «Самообеспечению» повышается социальный статус семьи, так как происходит выравнивание доходов. Эксперты (71,4%) раскрыли ещё одну задачу «Самообеспечения» - преодоление социального иждивенчества, то есть, переход от зависимости в денежной помощи от государства к самореализации.
Рисунок 3 - Задачи «Самообеспечения»
Семья получает кисломолочные продукты питания (молоко, творог, сметану, масло, кефир и т.д.). Такие продукты богаты кальцием и витаминами (в том числе и витамином В2). Это играет большую роль, так как в семьях, которые получили помощь, есть дети.
В целом, специалисты отметили, что улучшилось благосостояние семей. Опрошенные указали, что данная технология значительно эффективнее по сравнению с другими видами помощи, считая, что лучше малообеспеченной семье «дать удочку», чем постоянно «давать рыбу». Резюмируя выше сказанное, эксперты отнесли технологию «Самообеспечение» к числу ресурсоразвивающих и ресурсоактивизирующих.
Таким образом, технология «Самообеспечение» несет положительные эффекты. Имея разовый характер, социальная помощь по технологии "Самообеспечение" подталкивает малообеспеченную семью к самостоятельному развитию личного подсобного хозяйства, помогая скорректировать проблему малообеспеченности и выровнять свой социальный статус.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современных условиях с одной стороны растет потребность населения в социальных программах, с другой стороны жестко ставится вопрос о том, что именно стоит финансировать и поддерживать в первую очередь. В такой ситуации особое значение приобретают проблемы эффективного распределения и использования средств, направленных на социальные цели. В обусловленном отмеченными тенденциями положении, в системе социальной защиты получают развитие инновационные, высокоэффективные технологии социальной работы, частным примером которых служит технология «Самообеспечение», ориентированная на социальную работу с малообеспеченными семьями. Эта технология возникла недавно, однако быстро получила распространение и стала приоритетной формой оказания помощи малообеспеченной семье.
В ходе написания данной курсовой работы была достигнута её цель. В связи, с чем можно сделать следующий вывод: технология «Самообеспечение» способствует повышению степени активности личности малообеспеченных семей: социальной, трудовой, материальной.
Технология «Самообеспечение» имеет заявительный характер, так как она оказывается на основании заявления и индивидуального семейного плана, в котором указывается, чем будет заниматься семья. Денежное пособие, предоставляемое семье по технологии «Самообеспечение», является целевым и, имея разовый характер, подталкивает тем самым малообеспеченную семью к самостоятельному развитию личного подсобного хозяйства или ведению иной трудовой деятельности.
Социальная помощь по данному направлению оказывается поэтапно, начиная с подачи заявления представителем от малообеспеченной семьи и заканчивая подписанием договора. Специалист по социальной работе консультирует малообеспеченную семью и осуществляет контроль над реализацией «Самообеспечения».
Помощь малообеспеченным семьям является одной из задач, которыми занимается отдел по делам семьи, женщин и детей управления социальной защиты населения по Константиновскому району. В Константиновском районе технология «Самообеспечение» оказывается уже 5 лет, за это время 33 семьи получили помощь по технологии «Самообеспечение». Решение о помощи данного вида или отказе принимает действующая комиссия по оказанию технологии «Самообеспечения», состоящая из шести специалистов по социальной работе и начальника. Комиссия рассматривает дела, проверяет верность данных, нуждаемость, соответствие семьи установленным требованиям и назначает единовременное денежное пособие. Таким образом, технология оказывается реально нуждающейся малообеспеченной семье и реализуется по направлению: разведение крупного рогатого скота.
Опираясь на мнение экспертов, и основываясь на изучении отчетов малообеспеченных семей можно выделить количественные и качественные показатели эффективности технологии «Самообеспечение».
Среди количественных показателей можно отметить следующие:
За пять лет в Константиновском районе тридцать три малообеспеченные семьи получили помощь данного вида;
После получения помощи по технологии «Самообеспечение» только три многодетные малообеспеченные семьи обратились за адресной социальной помощью на одежду детям к школе;
Доход малообеспеченных семей от сдачи молока составляет, в среднем, 1000-3000 рублей. Для сельской местности, где по сравнению с городом расходы, запросы, цены ниже, эта сумма является для весомой;
У тринадцати семей из шестнадцати (семнадцать ещё находятся под наблюдение) появился от коровы приплод.
Среди качественных показателей эффективности можно указать такие как:
Эксперты выявили задачи, которые решает данная технология. Все эксперты считают, что родители, занимаясь «Самообеспечением», показывают положительный пример детям и приучают их к труду , 85,7% респондентов указали на то, что у семьи появляется дополнительный источник доходов от сдачи молока и экономии денег на кисломолочных продуктах, соответственно повышается уровень потребления продуктов, товаров и услуг. По мнению экспертов (57,1%) благодаря «Самообеспечению» повышается социальный статус семьи, так как происходит выравнивание доходов. Эксперты (71,4%) раскрыли ещё одну задачу «Самообеспечения» - преодоление социального иждивенчества, то есть, переход от зависимости в денежной помощи от государства к самореализации.
Семья получает кисломолочные продукты питания (молоко, творог, сметану, масло, кефир и т.д.). Такие продукты богаты кальцием и витаминами.
Специалисты отметили, что улучшилось благосостояние семей. Опрошенные указали, что данная технология значительно эффективнее по сравнению с другими видами помощи, считая, что лучше малообеспеченной семье «дать удочку», чем постоянно «давать рыбу». Резюмируя выше сказанное, эксперты отнесли технологию «Самообеспечение» к числу ресурсоразвивающих и ресурсоактивизирующих.
В целом такая форма поддержки малообеспеченных семей важна. Она характеризуется положительными эффектами. Имея разовый характер, социальная помощь по технологии "Самообеспечение" подталкивает малообеспеченную семью к самостоятельному развитию личного подсобного хозяйства, помогая скорректировать проблему малообеспеченности и выровнять свой социальный статус.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Буянова М.О. Право социального обеспечения: учебное пособие/М.О.Буянова, С.И.Кобзева, З.А.Кондратьева – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2008.-640с.
Гальцев А.В., Воробьева Н.А. Государственная социальная поддержка населения/Социология. Социальная работа. Психология//Вестник АмГУ № 42, 2008. – 46-49с.
Горелов, А.А. Социология: Учебник/А.А. Горелов. – М.: Эксмо, 2009.– 496 с.
Закон Амурской области «О социальном обслуживании населения в Амурской области» от 05.02.2009 г. № 170-ОЗ.
Закон Амурской области «Об адресной социальной помощи» от 19.01.2005 г. № 411-ОЗ.
Кравченко, А.И. Основы социологии и политологии: Учебное пособие/А.И. Кравченко. – М.: Академический проект, Фонд «Мир», 2002. – 352 с.
Лежнина Ю.П. Социально-демографические факторы, определяющие риск бедности и малообеспеченности//Социальная политика № 3(311), 2010. – 36-45с.
Морс К. Эффективные решения в экономике переходного периода: Аналитические инструменты разработки и реализации социально-экономической политики/К. Морс, Р. Страйк, А.С. Пузанов; Фонд «Институт экономики города». – М.: Айрис-пресс, 2007. – 448с.– (Высшее образование).
Павленок П.Д., Руднева М.Я. Технология социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие/Под ред. П.Д. Павленка. – М.: ИНФРА-М, 2009.-272с. (Высшее образование).
Постановление Правительства Амурской области «Об утверждении порядка назначения и периодичности предоставления адресной социальной помощи» от 14 02 2011 г. №64
Понятовская О.А. Курс на самообеспечение//Социономия№3, 2007.- 6-9 с.
Приказ Министерства социальной защиты населения Амурской области от 28.09.2009 №194 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по оказанию адресной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам».
Рудакова О. Малообеспеченность и бедность населения как угроза экономической безопасности России//Управление персоналом № 10(188), 2008. – 50-52 с.
Савушкина Н В. Социальный контракт как новый вид государственной социальной поддержки малоимущих семей //Социономия№5, 2010.- 28-37 с.
Технология социальной работы: Учебник/под общ. Ред. проф. Е.И. Холостовой.- М.: ИНФРА-М, 2007- 400с.
Теория социальной работы: Учебник / Под. ред. проф. Е.И. Холостовой - М.: Юристь, 1999. - 334 с.
Тихонова Н.Е. Малообеспеченные в современной России: специфика уровня и образа жизни//Социальная политика №10(306), 2009. – 29-39с.
Тихонова Н.Е. Малообеспеченность в современной России. Причины и перспективы//Социальная политика №1(309), 2010. – 5-17с.
Устав Государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по Константиновскому району от 07.12.2011 № 387.
Фирсов М.В. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов/М.В.Фирсов, Е.Г.Студенова. – 4-е изд. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2009. – 512с.
Федеральный Закон «О государственной социальной помощи» от 17.07.1999 № 178-ФЗ.
Федеральный Закон «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации» от 10.12.1995 № 195-ФЗ.
Федеральный закон «О порядке учёта доходов и расчёта среднедушевого дохода семьи» от 05.04.2003 г. № 44-ФЗ.
Федотовская Т.А.,.Титов С.Н. Социальный контракт – новая форма оказания государственной адресной социальной помощи населению в субъектах Российской Федерации//Аналитический вестник №8(394), 2010г.
Формы и технологии социальной работы: научно-методическое пособие/Под ред. Л.Г.Гусляковой, Т.В. Корхонен. Барнаул: изд-во ИП «Азбука», 2008. 247с.
Холостова Е.И. Социальная работа с семьёй: Учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко» , 2007. – 212с.
Якушев, А.В. Социальная защита. Социальная работа/А.В. Якушев. – М.: А-Приор, 2007. – 271 с.
«ПРИЛОЖЕНИЕ А»
Программа социологического исследования на тему «Реализация «Самообеспечения» как технологии социальной работы с малообеспеченными семьями в ГКУ УСЗН по Константиновскому району
Актуальность
Повышение благосостояния населения является одной из основных целей любого общества, стремящегося к прогрессу. Государство, заботящееся о своих гражданах, должно создавать благоприятные условия для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.
В условиях современности с одной стороны растет потребность населения в социальных программах, с другой стороны жестко ставится вопрос о том, что именно стоит финансировать и поддерживать в первую очередь. В такой ситуации особое значение приобретают проблемы эффективного распределения и использования средств, направленных на социальные цели. В рамках социальной работы появилась новая технология - «самообеспечение», которая направлена на повышение доходов и социальной активности малообеспеченной семьи.
Малообеспеченные семьи находятся в трудном положении, т.к. величина их среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума. Семья выполняет важную роль в обществе. Малообеспеченным семьям трудно поддерживать нормальный социальный статус, что в свою очередь отрицательно сказывается на функциях семьи. Следовательно, малообеспеченная семья является особым объектом защиты, так как она в большей степени подвержена влиянию экономических проблем.
Объект: эксперты
Предмет: Реализация «Самообеспечения» как технологии социальной работы с малообеспеченными семьями в Константиновском районе
«Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А»
Цель: осуществить анализ реализации «Самообеспечения» как технологии социальной работы с малообеспеченными семьями в Константиновском районе.
Задачи:
Изучить понятие «Самообеспечение»;
Выявить основные атрибуты «Самообеспечение» как технологии;
Охарактеризовать эффективность технологии «Самообеспечение»;
Проанализировать потребность малообеспеченных семей;
Дать общий анализ реализации технологии «Самообеспечение» в Константиновском районе;
Выявить достоинства и недостатки данной технологии социальной работы.
Уточнение и интерпретация основных понятий:
1. Семья – это малая социально-психологическая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.
2. Малообеспеченная семья – семья имеющая доход ниже величины прожиточного минимума
3. Прожиточный минимум – стоимость набора товаров и услуг, необходимых для удовлетворения первоочередных потребностей человека за год, в среднем.
4.Среднедушевой доход семьи - совокупная сумма доходов каждого члена семьи, деленная на число всех членов семьи.
«Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А»
5.Технология социальной работы – это специфический вид целенаправленного последовательного социального воздействия на клиента социальной работы, предполагающий оптимизацию его жизнедеятельности и его качественное изменение.
6. Социальная помощь - это система социальных мер в виде содействия, поддержки и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальной службой для преодоления или смягчения жизненных трудностей, поддержания их социального статуса и полноценной жизнедеятельности, адаптации в обществе.
7.Социальная защита - система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами, по обеспечению гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования человека.
8.Социальная работа – профессиональная деятельность, имеющая целью содействовать людям, социальным группам в преодолении личностных и социальных трудностей посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.
9. Технология «Самообеспечение» - технология, направленная на повышение качества жизни малообеспеченных семей с детьми по средствам активного вовлечения в процесс трудовой деятельности.
10.Эффективность — это обобщенный, интегральный показатель качества системы
11.Критерий - отличительный признак, объективно отражающий состояние того или иного процесса, явления, объекта либо субъекта.
12. Адресная социальная помощь - предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, социальных пособий, единовременных денежных выплат и жизненно необходимых товаров за счет средств бюджета субъекта Р.Ф.
13.Индивидуальный семейный план – документ, в котором указывается, на что будет, потрачено единовременное денежное пособие и как члены семьи будут участвовать в «Самообеспечении»
14. Социальные пособия - это денежные выплаты, назначаемые гражданам с целью предоставления им содержания в период отсутствия у них заработка или для оказания дополнительной материальной помощи в случаях, признаваемых государством социально значимыми независимо от наличия у граждан каких-либо иных источников дохода.
«Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А»
Структурная операционализация:
Реализация «Самообеспечения» как технологии социальной работы с малообеспеченными семьями в Константиновском районе
«Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А»
Гипотеза: Реализация технологии «Самообеспечение» малообеспеченных семей в ГКУ УСЗН по Константиновскому району несет положительные эффекты.
Рабочий план исследования:
№ этапа |
Содержание этапа |
Сроки реализации |
1.Подготовительный |
- теоретическое изучение темы -анализ изученной темы -рассмотрение возможностей изучения темы |
16.01-17.02.2012 |
2. Основной |
- формулировка проблемы - определение объекта и предмета исследования -определение цели и постановка задач исследования -уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий -предварительный системный анализ объекта исследования -развертывание рабочих гипотез -разработка анкеты -проведение исследования - сбор информации |
18.02-22.03.2012 |
3. Заключительный |
- выбраковка информационного массива -обработка информации -анализ |
23.03-11.04.2011 |
«Продолжение ПРИЛОЖЕНИЯ А»
Выборка:
Объектом выборки выступают эксперты - специалисты по социальной работе, входящие в состав комиссии по реализации технологии «Самообеспечения» в ГКУ УСЗН по Константиновскому району.
Метод исследования:
В данном исследовании используется метод опроса экспертов, т.к. необходимо узнать информацию о реализации технологии «Самообеспечения».
Характеристика данного метода:
Опрос в форме анкетирования;
Выборочное;
По способу заполнения анкет – прямое;
Очное;
Раздаточное анкетирование.
«ПРИЛОЖЕНИЕ Б»
Таблица, содержащая данные о реализации технологии «Самообеспечение» в ГКУ УСЗН по Константиновскому району
Год |
Кол-во семей, получ. помощь |
Объем выдел. средств (тыс.) |
Объем оказан. семье денежных средств (тыс.) |
Результаты для малообеспеченных семей |
2008 |
2 |
|
22 |
1).личное употребление +теленок 2).личное употребление +теленок+ сдача мол.(1800р.в мес.) |
2009 |
6 |
144 |
24 |
1).лич. упот.+теленок+сдача молока (1000 руб в мес.) 2).л/у + теленок+сдача молока(2000р в мес.) 3).л/у+ теленок+сдача молока(3000р в мес.) 4).л/у+ теленок+сдача молока(1800р в мес.) 5).л/у+ теленок 6) только л/у |
Год |
Кол-во семей, получ. помощь |
Объем выдел. средств (тыс.) |
Объем оказан. семье денежных средств (тыс.) |
Результаты для малообеспеченных семей |
2010 |
8 |
200 |
25 |
1).лич. упот.+теленок+сдача молока (500 руб в мес.) 2).л/у + теленок+сдача молока(1400р в мес.) 3).л/у+ теленок+сдача молока(1800р в мес.) 4).л/у+ сдача молока(2800р в мес.) 5) л/у + сдача молока(1400р в мес.) 6).л/у+ теленок 7).л/у+ теленок 8).л/у+ теленок |
2011 |
6 |
200 |
33 |
______ |
2012 |
11 |
330 |
30 |
______ |