Имитировать ювелирные камни, то есть получать камни, сходные с природными образованиями, стали давно, как только научились дорожить ювелирными изделиями. Изделия, камни в которых значительно превышали стоимость оправы и работы, носили очень редко — только в торжественных случаях. Для постоянного ношения изготавливали дубликаты из такого же металла, но вставки использовали из стекла, по цвету и огранке точно соответствовавшие природным.
Что касается природных камней, то действительно похожих на изумруд — очень немного. Внешне похожими на изумруд могут быть хризопраз, диоптаз, хромдиопсид, турмалин, хризолит, гроссуляр, александрит при дневном свете, гидденит и флюорит.
Хризопраз относится к группе полупрозрачных халцедонов зеленого цвета (от голубо-зеленого до изумрудно-зеленого и яблочно-зеленого, оксид кремния). Чем более просвечивает минерал и чем гуще у него зеленый цвет, тем он дороже. Более прозрачный и зеленый хризопраз имеет ювелирное качество. Густо-зеленый просвечивающий ограненный хризопраз можно даже спутать с изумрудом.
Название диоптаз произошло от древнегреческих слов dm — через и optikos — зрительный. Другие названия минерала и его разновидностей: медный изумруд, аширит. Прозрачные изумрудно-зеленые кристаллы минерала сначала принимали за изумруды: небольшие призмочки блестели на солнце и сквозь яркую зелень их граней сверкали нежно-зеленые искорки. Однако дальнейшее изучение находки показало, что первое впечатление обманчиво: и состав минерала, и его невысокая твердость, и совершенная спайность убедили ученых, что камень не имеет ничего общего с настоящим изумрудом.
Хромдиопсид является ярко-зеленой разновидностью диопсида. Название самоцвета складывается из двух слов «хром» и «диопсид», что обозначает диопсид, окрашенный хромом в изумрудно-зеленый цвет. Диопсид и хромдиопсид встречаются в природе в виде призматических кристаллов или агрегатов, представленных зернистыми сплошными массами.
Хризолитом называют прозрачную разновидность минерала оливина - силиката железа и магния. Иногда камень называют вечерним изумрудом, так как при искусственном освещении желтый оттенок исчезает, и камень кажется чисто-зеленым.
Слово гроссуляр происходит от позднелатинского grossularia — крыжовник. Другие названия минерала и его разновидностей: гессонит (эсеонит), коричный камень, гиацинт, джацинт, лекогранат, розолит, сукцинит, колофонит, вилюит, гранатовый жад, южноафриканский жад, пакистанский изумруд. Гроссуляр является кальциевым гранатом. Окраска минерала различна: бледная оливково-зеленая, желтоватая, оранжевая, розовая, красновато-коричневая, ярко-зеленая или практически бесцветная. Блеск — стеклянный. Насыщенность окраски определяется концентрацией в этих минералах ионов железа. Если их совсем мало (менее 2%), гроссуляры почти бесцветны. Такие камни иногда называют лейкогранатам и (греч. leikos — «белый»). Примеси хрома придают гроссулярам ярко-зеленую окраску. Камни коричневого цвета называют гиацинт - гранатами. Иногда встречаются гроссуляры янтарно-желтого цвета — так называемые сукциниты.
Флюорит ("плавиковый шпат") минерал, фторид кальция. Встречается в виде кубических кристаллов или сплошных масс. Обладает широкой цветовой гаммой: от бесцветного и белого до сине-черного. Окрас часто бывает зональный, чередуются желто-оранжево-красные, серо-зелено-голубые, сине-фиолетовые цвета. При воздействии больших температур цвета изменяются или исчезают.
Искусственные изумруды похожи на натуральные камни, но плотность и показатели преломления у них ниже, чем у природных. Различают их при помощи отфильтрованного ультрафиолетового излучения (360 нм), на которое настоящий изумруд не реагирует, а синтетический обнаруживает люминесценцию каштаново-коричневого цвета.
Более точной имитацией являются дуплеты и триплеты — склейки соответственно из двух и трех составных материалов. Дублеты в достаточном количестве «дожили» до наших дней и вводят в заблуждение даже специалистов. Естественность имитации состоит в том, что верхняя часть камня природная, для имитации рубина — рубиновая, для сапфира — сапфировая, изумруда — изумрудная, а нижняя часть камня подклеивалась из более дешевого материала кварца или стекла. Ограненный дублет, если склейка находится на уровне рундиста в оправе, очень трудно распознать. Еще одна сложность в определении подлинности заключается в существовании так называемых дублетов. Чтобы сделать камень более похожим на настоящий изумруд, ограненный бледный изумруд распиливают по рундисту, а затем вновь соединяют, но уже с тонким слоем зеленого клея между верхней и нижней частями камня. Наблюдая такой камень под микроскопом, видим, что включения как бы продолжаются на всю глубину камня, что создает впечатление однородности. Дублеты, составленные из двух бериллов, склеенных зеленым клеем, придающим камню необходимый цвет, — также опасность для геммолога или ювелира. В закрепленном камне с закрытым рундистом такие дублеты выявить очень трудно.
Проведенная нами экспертиза ювелирных изделий со вставками из изумруда выявила подлинность 5 из 6 камней (в одном из изделий вставка оказалась синтетически выращенным изумрудом).
Литература:
1. Дж. Стоун « Всё о драгоценных камнях» ; изд. дом «Кристалл» , 2004 г.
2. Патлах В.В «Энциклопедия технологий и методик» ; Высшая школа , 1993-2007 г.
3. Д. Элуалла «Искусственные драгоценные камни»; «Мир» , 1986 г.
4. Мельниченко Т.А «Товароведение ювелирных товаров и товаров народного художественного промысла»; «Феникс» , 2002 г.
5. Рид П. Дж. «Геммологический словарь» , перевод с английского, «Недра» , 1986 г.
6. Марченков В.И «Ювелирное дело» ; Высшая школа , 1992 г.
7. Журнал «Алмазы и золото России» № 18 , 2009 г.
8. Энциклопедия «Камни мира. Самые красивые и знаменитые» ; Аванта + , 2003 г.
9. ТУ 95.335-88 «Изумруды природные обработанные»