К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

К ВОПРОСУ ОБУЧЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ВОЛЕЙБОЛЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Обучение двигательным действиям необходимо в любой деятельности. Однако только в сфере физического воспитания и спорта изучение их является ядром обучения, поскольку здесь двигательная деятельность выступает и как объект, и как средство, и как цель совершенствования. В физическом воспита­нии и спорте обучение имеет свою специфику, суть которой состоит в том, что основная масса нового познается при освоении разнообразных двигательных действий, выступающих в форме физических упражнений.

Одной из центральных проблем теории и методики спор­тивной тренировки является задача совершенствования процесса обучения эф­фективным двигательным действиям в условиях напряженной спортивной дея­тельности. Особую сложность эта задача представляет в таких двигательно-вариативных видах спорта как волейбол, где элементарные двигатель­ные акты и обеспечивающие их моторные и психические процессы являются ответными, зачастую непредсказуемыми действиями, разнообразной простран­ственно-временной структуры. В теории и методике обучения двигательным действиям в спортивной практике в настоящее время уделяется недостаточно внимания содержанию опережающего, развивающего обучения. Традиционная методика обучения в волейболе в основном опирается на заучивании двигательных действий в стро­го регламентированных условиях, а тренировочный процесс носит преимуще­ственно репродуктивный характер, при котором не учитывается в должной ме­ре личность учителя и ученика, их содержательное сотрудничество. Это закре­пляет выполнение двигательных действий в конкретных типовых условиях и серьезно мешает их обобщению и применению в нестандартных ситуациях

Процесс обучения в волейболе направлен на вооружение ученика зна­ниями, умениями, навыками, на постоянное их развитие и совершенствование, а также на формирование системы знаний по вопросам техники, стратегии и тактики, правил игры, методики тренировки и т.п. Решение задач обучения предполагает вооружение занимающихся широ­ким кругом знаний о современном волейболе, необходимых для понимания изучаемого материала и перспектив его развития, критическое осмысление их. Немаловажную роль здесь играет воспитание у юных спортсменов стремления к постоянному развитию творческой мысли, к поискам самостоятельных реше­ний. Значительное место в обучении занимает не только развитие физических и моральных качеств, но и формирование специальных умений и навыков, кото­рыми спортсмен должен владеть в совершенстве. Занимающиеся должны нау­читься, рационально пользоваться приобретаемыми навыками, опираясь на знания умения. В этом суть процесса обучения.

Коллективный характер действий игроков команд определяет требования к их игровой организации. Владение техникой, индивидуальной тактикой и на­личие достаточной физической подготовленности являются условиями, лишь необходимыми для успешной игры команды, но далеко недостаточными. По­мимо этого, необходимы отлаженные взаимодействия и отношения между от­дельными игроками внутри звеньев, между звеньями и в команде в целом.

Особенность структуры соревновательной игровой деятельности состоит в большом количестве (арсенале) соревновательных действий - технических приемов и тактических действий, а также в необходимости их выполнять мно­гократно в процессе соревнования для достижения спортивного результата (выигрыша встречи, соревнования). В видах спорта с единичными соревнова­тельными упражнениями (прыжки, метания) оптимальное сочетание двух фак­торов - двигательного потенциала и рациональной структуры движения в принципе даже при однократной попытке приводит к фиксации спортивного результата (прыжка в высоту, дальность метания). В волейболе кроме этого важнейшее значение имеют тактические действия как форма реализации техни­ко-физического потенциала спортсменов в специфической - игровой - соревно­вательной деятельности

Таким образом, специфика игры обуславливает следующие основные на­правления методики обучения двигательным действиям в волейболе: развитие у занимающихся способности согласовывать свои действия с учетом направления и скорости полета мяча (дифференцировка пространствен­но-временных отношений); развитие специальных физических качеств, главным образом силы и быстроты сокращения мышц, от которых зависит овладение умением точно оп­ределять момент собственного воздействия руками на мяч; развитие быстроты сложных реакций, зрительной ориентировки, на­блюдательности и других качеств, которые лежат в основе тактических способ­ностей; овладение широким арсеналом (набором) технико-тактических дейст­вий, необходимых для успешного ведения игры.

Просмотров работы: 2052