О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ВЫПУСКНИКА ВОЕННОГО ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Профессиональная компетентность выпускника военного вуза является базовым, интегральным качеством личности, проявляющимся в высоком уровне профессионализма современного офицера-специалиста, его способности к эффективному выполнению боевых задач и обязанностей по функциональному предназначению в войсках; она включает в себя когнитивно-операциональную (военно-теоретические знания, практические умения и навыки, профессионально значимые для офицера) и профессионально-личностную (профессиональное самосознание, индивидуальный стиль деятельности и общения, творческий потенциал) составляющие.

Управление формированием профессиональной компетентности, как взаимно-адаптивное взаимодействие субъекта, объекта и среды управления в вузе выступает в качестве процесса, существенными признаками которого выступают следующие: управление организовано и направлено на достижение вполне определенных результатов; результаты заранее спрогнозированы с возможной степенью точности в зоне потенциального развития объекта управления; управление осуществляется с учетом вариативности структурной, функциональной и целевой ее составляющих.

С целью управления процессом формирования профессиональной компетентности А.Н. Протасов разработал модель, которая позволяет в наиболее общей форме представить содержание деятельности вуза по подготовке современного офицера с учетом прогноза и требований, предъявляемых обществом к военным специалистам новой формации и выполняющая следующие функции.

Целеполагание в условиях военного вуза формулируется в виде «социального заказа общества» на основе двух документов: Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО) и квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке выпускников, в совокупности определяющих те качества, знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у офицера-специалиста за период обучения в ввузе за счет бюджета времени, выделенного на изучение блока военно-профессиональных дисциплин. При таком подходе цель и результат профессиональной подготовки могут быть представлены, измерены, охарактеризованы и описаны в одних единицах, единых параметрах.

Планирование профессиональной подготовки в военном вузе в силу специфики его деятельности осуществляется строго в соответствии с нормативными документами, Уставами и инструкцими и не допускает изменений в содержательной части. Вместе с тем, поскольку в данном варианте планирования содержание профессиональной подготовки не обращено к личности курсанта, необходимо в блоках изучаемых общепрофессиональных, военно-профессиональных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин максимально реализовывать потребности компетентностного подхода за счет: формирования у курсантов моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к ВС РФ; создания фундаментальной теоретической базы и широкого научного кругозора для успешного и глубокого освоения вооружения и военной техники по избранной специальности; выработки у будущих военных специалистов необходимых практических умений и навыков, для выполнения служебных обязанностей в войсках по эксплуатации военной техники, ее обслуживании и ремонте, для подготовки и ведения боевых действий с учетом опыта применения ВС РФ в современных вооруженных конфликтах и локальных войнах; приобретения курсантами военно-профессиональных знаний, позволяющих творчески использовать опыт прошлых войн, военной мысли и военного строительства для понимания диалектики развития средств и способов вооруженной борьбы и конструктивного использования военно-исторического опыта в собственной практической работе; усвоения будущими офицерами психолого-педагогических, правовых, исторических, культурологических знаний и умений, гибко использовать их в обучении и воспитании подчиненных, в управлении воинскими подразделениями.

Информационное обеспечение подготовки будущего выпускника военного вуза требует, чтобы вместе с оптимизацией содержания учебных планов и программ осуществлялось реконструирование дидактических и методических основ обучения в направлении его универсальности, адаптивности, продуктивности, надпредметности, многофункциональности, междисциплинарности, выводящих на компетентностные основы подготовки специалиста. Изменения, главным образом, должны быть связаны с пересмотром позиций курсантов и преподавателей, затрагивая организацию и технологии процесса обучения.

Организация деятельности в ходе профессиональной подготовки будущего офицера с необходимостью должна учитывать ряд особенностей учебного процесса военного вуза: своеобразие целей и результатов обучения (подготовка к самостоятельному военно-профессиональному труду сразу после окончания военного вуза), особый характер объекта изучения (боевое оружие, военная техника, способы их применения в боевых условиях, эксплуатация и обслуживание в мирных условиях как элемент подготовки к боевым условиям), что требует интенсивного формирования когнитивно-операциональной составляющей профессиональной компетентности; насыщенность и предельная интенсивность учебного процесса, требующие необычайно высокого интеллектуального напряжения за счет соединения учебной и военно-профессиональной деятельности (кроме традиционной для обучаемых в вузе системы занятий для курсантов, где обязательными являются несение службы, ежедневная самоподготовка, учения, военные тренажи и т.п.), в целях чего необходимо преимущественное развитие профессионально-личностной составляющей профессиональной компетенции.

Контроль, корректировка и оценка сформированности профессиональной компетентности в ходеподготовки военного специалиста должны осуществляться с учетом ряда концептуальных положений, которыми мы руководствовались при разработке оценочного блока для выявления эффективности управления формированием профессиональной компетентности:эффективностьуправления формированием профессиональной компетентности следует понимать, как комплексное воздействие на целенаправленность и продуктивность процесса его функционирования и максимальную успешность в достижении цели (обеспечение качества); при выборе критериев и показателей качества и эффективности управления формированием профессиональной компетентности важно исходить из функционального предназначения военно-учебного заведения; приформировании оценочного блока необходимо определить, в чем конкретно выражается эффективность управления и качество функционирования исследуемого предмета; необходимовыделить совокупность наиболее существенных признаков, на основании которых осуществляется оценка и сравнение результатов управления формированием профессиональной компетентности и достижение заданной цели (обеспечение требуемого качества).

С целью определения уровня сформированности профессиональной компетентности будущего офицера А.Н. Протасов охарактеризовал уровни профессиональной компетентности курсантов.

Рис. 1. Характеристики уровней профессиональной компетентности курсантов

Таким образом, управление процессом формирования профессиональной компетентности курсантов военного вуза представляет собой сложную структуру, компоненты которой тесно взаимодействуют между собой, поскольку функционирование каждого из них является необходимым условием для эффективного функционирования всех остальных.

Литература

1. Протасов, А.Н. Управление формированием профессиональной компетентности у курсантов военного вуза в ходе учебного процесса // Журнал «Профессиональное образование» / «Новые педагогические исследования». – № 3, 2007. – С.151-153.

2. Протасов, А.Н. Профессиональная компетентность выпускников военного вуза // Журнал «Профессиональное образование» / «Новые педагогические исследования». – № 4, 2007. – С.141-143.

Просмотров работы: 2082