О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях из-за меняющихся экономических, политических, морально-нравственных условий возникает необходимость совершенствования воспитательной работы с различными категориями военнослужащих. Одним из условий совершенствования работы с личным составом мы рассматриваем уточнение требований к качествам личности офицера, организующего воспитательную работу, морально-психологическое обеспечение в подразделении.

Офицер-воспитатель, военный педагог-психолог – профессии в сфере воинской деятельности достаточно известные, но вместе с тем относительно новые. Вопросы его подготовки, определения круга необходимых знаний, умений и навыков, критериев эффективности его работы в современных условиях четко не обозначены. Вместе с тем, разработка профессиограммы офицера-воспитателя, системное описание профессионально-личностных качеств, которым он должен соответствовать, позволяют определить реальные контуры и ориентиры его профессионального становления в высшей военной школе.

Профессиональная деятельность офицера воспитательных структур весьма специфична по характеру сопряженности духовно-нравственных, морально-психологических, педагогических и иных аспектов работы с личным составом. По мнению Е.А Климова, особенностью профессий типа «человек-человек», к которым относится профессия офицера-воспитателя, является сложность и нестандартность определения предмета труда, частая изменчивость требований к подготовке специалиста [2]. Противоречия между спецификой организации воспитательной работы и не всегда конкретно-оформленной деятельностью офицера-воспитателя требуют от него с одной стороны поиска профессиональной идентичности, а с другой формирования способностей и качеств, присущих другим военным профессиям с которыми он должен взаимодействовать.

Должностные обязанности заместителя командира роты по воспитательной работе определяют его ответственность за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние, общественно-государственную подготовку личного состава роты и действенность работы по обеспечению безопасности военной службы [3]. Специфика основных видов его профессиональной деятельности (развивающей, учебно-воспитательной, социально-педагогической, научно-методической, культурно-просветительной, управленческой) обусловливают смещении акцентов его работы с позиции функционального исполнителя, которую он выполнял ранее на проявление творчества в организации обучения и воспитания подчиненных. Это требует от него не только высокого уровня предметной подготовки, но и развитой мотивационной сферы, профессионального продуктивно-творческого мышления.

По мнению И.А.Алехина, профессиональная подготовка офицера, как военного педагога в военном вузе должна обеспечивать: формирование его мировоззрения, способностей управления военно-педагогическим процессом в подразделении, развитие широкой эрудиции и коммуникабельности; воспитание профессиональных и морально – боевых качеств, обеспечивающих его готовность к организации воспитательной работы с личным составом [1, с.291].

Психолого-педагогический анализ профессионально-личностных качеств офицера-воспитателя свидетельствует об их обусловленности факторами объективного и субъективного характера. Первуюгруппу факторов составляют социальные, нормативные требования к организации воспитательной работы в войсках и профессиональным качествам офицера, как военного педагога. Вторая группа факторов – это имеющиеся у специалиста индивидуально-психологические задатки и способности, уровень притязаний, мотивация и свойства личности и т.д.

Профессиональное становление военного специалиста неотделимо от его личностного развития, поведенческой гибкости и творческой самореализации. Личностные качества офицера-воспитателя (социальные, интеллектуальные, коммуникативные, эмоциональные, волевые) обеспечивают результативность его деятельности, формируя репутацию специалиста в области обучения и воспитания. Успех воспитательной работы зависит от его способностей понимать проблемы подчиненных, оперативно реагировать на их просьбы и пожелания. Важными социальными качествами офицера-воспитателя являются принципиальность, самокритичность, единство слова и дела, активность и оптимизм, справедливость и ответственность. Вместе с этим в работе с личным составом сегодня возрастает значение таких интеллектуальных качеств как сообразительность, находчивость, оригинальность, изобретательность, стремление к постоянному обновлению знаний [4, С.21].

Специфика профессиональной деятельности офицера-воспитателя требуют от него высокого уровня коммуникативной культуры, эмоционально-волевой устой­чивости, высокой работоспособности, быстрой адаптации к меняющимся ситуациям. К числу необходимых личностных качеств офицера- воспитателя многие исследователи относят его склонность к эмпатии (сопереживанию), добро­желательность во взаимоотношениях, выдержку и самообладание. В работе с личным составом важное значение имеют доступность и тактичность офицера, терпимость и снисходительность, умение понят­но излагать свои мысли, проявлять уверенность и упорство в преодолении трудностей.

Перечисленные профессионально-личностные качества позволяют представить психологический облик офицера-воспитателя, создает предпосылки для того, чтобы он воспринимался как руководитель, влияние которого основано на моральном авторитете и умении сотрудничать. Изучение наиболее характерных признаков профессии офицера-воспитателя раскрывает обусловлен­ность её социальных установок и нормативных требований мотивационными характеристиками личности. Главным в работе с личным составом является не объем знаний, а соединение последних с личностными качествами, умениями самостоятельно распоряжаться ресурсами и возможностями своей психики.

Таким образом, формирование личности будущих офицеров-воспитателей в военном училище требует не только вооружения курсантов знаниями, навыками, умениями, опытом психолого-педагогической деятельности офицера, по и развития личностных качеств, так как именно они обусловливают успешность его профессиональной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Военная педагогика: Учебное пособие /Под общей редакцией И.А. Алехина.–М.:ВУ,2007.-413с.

  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 512 с.

  3. Общевоинские Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. Утверждены Указом Президента Российской Федерации от 10 ноября 2007 г № 1495.–М.: Воениздат, 2008, – 585с.

  4. Психология и педагогика высшей военной школы. Учебное пособие. Под общей редакцией А.В. Барабанщикова – М.: Воениздат.- 1989, –366 с.

Просмотров работы: 2540