СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОДЕРЖАНИЕ И УСЛОВИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОРИЕНТАЦИИ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Военно-профессиональная ориентация – это систематическая и целенаправленная работа педагогов, воспитателей, психологов, офицеров и курсантов военно-учебных заведений по оказанию помощи юношам в выборе военной специальности и подготовке к ее освоению. Она направлена на формирование у гражданской молодежи и военнослужащих срочной службы сознательного выбора офицерской профессии, конкретной военной специальности и на создание достаточного конкурса кандидатов на учебу в вуз.

В процессе военно-профессиональной ориентации молодым людям необходимо дать информацию об основных офицерских специальностях, о требованиях, которые предъявляет военная служба к человеку, и на основе этих знаний формировать их отношение к различным видам воинской деятельности, профессиональные интересы и стремление к осознанному выбору профессии офицера.

Военно-профессиональная ориентация должна носить планомерный характер и быть под постоянным контролем командования и учебного отдела военно-учебного заведения. Ежегодно должен разрабатываться план мероприятий по военно-профессиональной ориентации молодежи, где следует предусмотреть: подготовку и издание справочно-информационных материалов; публикацию объявлений о наборе в училище в газетах, их распространение через телевидение и радио; организацию «Дней открытых дверей» и командировок офицеров для проведения профориентации в воинских частях, военкоматах, средних учебных заведениях; участие курсантов старших курсов в профориентационной работе. Непосредственный контроль за реализацией плана мероприятий по военно-профессиональной ориентации целесообразно возложить на группу профессионального психологического отбора вуза.

Психологическое обеспечение военно-профессиональной ориентации молодежи включает (см. схему): психологическую диагностику профессионально важных качеств, психологическую консультацию по выбору профессии и конкретной специальности, психологическую подготовку к выбору профессии и обучению в вузах, психологическую помощь в профессиональном самоопределении, анализ эффективности и коррекцию системы военно-профессиональной ориентации молодежи.

Наиболее действенными формами профориентационной работы являются: выступление офицеров и курсантов в школах, кадетских корпусах, военкоматах, воинских частях, по радио и на телевидении; подготовка и распространение красочных плакатов, альбомов, буклетов, рекламных видефильмов, рассказывающих об учебе курсантов и службе выпускников; проведение в училище "Дней открытых дверей", спортивных праздников и военных игр, приглашение молодежи на торжественные мероприятия в училище; активное участие в военно-патриотической работе в соседних школах и других учебных заведениях; организация консультационных пунктов, юношеских военно-патриотических школ, военно-спортивного летнего лагеря на базе училища; налаживание делового сотрудничества с территориальными центрами профессиональной ориентации.

Психологическая диагностика профессионально важных качеств личности (ПВК)

  • Профессиографическое описание офицерских специальностей

  • Изучение профессионально важных качеств личности молодежи

  • Оценка психологической готовности кандидатов к обучению в вузе

Психологическая консультация по выбору профессии и конкретной специальности

  • Требования профессиональной деятельности к личности офицера

  • Психологические особенности профессиональной подготовки

  • Разработка рекомендаций по выбору конкретной специальности

Психологическая подготовка к выбору профессии и обучению в вузах

  • Создание положительной мотивации к выбору профессии офицера

  • Военно-профессиональное развитие личности

  • Формирование психологической готовности к обучению в вузах

Психологическая помощь в профессиональном самоопределении

  • Разбор типичных ошибок при выборе профессии и специальности

  • Коррекция затруднений в процессе выбора профессии офицера

  • Переориентация юношей, выбравших профессию без учета ПВК личности

Анализ эффективности военно-профессиональной ориентации молодежи

  • Изучение трудных ситуаций профессионального самоопределения

  • Изучение причин отчисляемости курсантов

    по нежеланию учиться

Коррекция системы военно-профессиональной ориентации молодежи

  • Изучение отзывов на выпускников поступивших из войск

Система психологического обеспечения

военно-профессиональной ориентации молодежи

При проведении профориентационной работы следует обратить особое внимание на организацию специализированных классов в средних школах для целенаправленной подготовки учащихся к поступлению в училище. Учащиеся этих классов 1-2 раза в неделю занимаются под руководством преподавателей училища, используя учебно-лабораторную базу вуза. Создание по инициативе училищ специализированных классов на базе средних школ позволяет подготовить достойных кандидатов на учебу.

Встречи и беседы курсантов с молодежью по месту проведения ими зимних каникул дают хорошие результаты еще и потому, что совпадают по времени с подготовкой к "Дню защитника Отечества". Встреча бывшего питомца школы с земляками, личный выбор жизненного пути, образцовый внешний вид, хорошо продуманная беседа – вот те факторы, которые будут способствовать стремлению к поступлению в училище у многих юношей, желающих связать свою жизнь с офицерской службой.

На период проведения практики и стажировки в воинских частях и на кораблях курсантам целесообразно давать задание для проведения военно-профессиональной ориентации среди военнослужащих срочной службы. При этом особое внимание они должны обращать на индивидуальную работу с отличниками боевой подготовки, классными специалистами.

Работа летнего военно-спортивного лагеря на базе училища, несомненно, вносит динамизм в дело военно-патриотического воспитания молодежи, активизирует военно-профессиональную ориентацию среди старшеклассников и является достаточно эффективным мероприятием по формированию военно-профессиональной направленности, устойчивых мотивов у молодежи при выборе профессии офицера.

Представители военного училища, работая в школе, воинской части наряду с решением задач профориентации молодежи на поступление в военно-учебное заведение должны выявлять конкретных юношей, обнаруживших склонности к военно-профессиональной деятельности. Профориентационная работа должна способствовать всестороннему изучению их личностных особенностей, выработке индивидуальных рекомендаций по подготовке к поступлению в вуз.

Условием повышения эффективности военно-профессиональной ориентации является профессиографическое исследование основных специальностей офицеров Вооруженных Сил. Только при наличии профессиограмм, отражающих совокупность профессионально важных для той или иной военной специальности индивидуально-психологических качеств, можно целенаправленно изучать личность юноши в ходе профориентации, прогнозировать его пригодность к определенной деятельности в войсках и на флотах. Эту задачу могут успешно выполнить специалисты группы профессионального психологического отбора военно-учебного заведения.

Методика проведения профессиографического описания специальностей офицеров Вооруженных Сил разработана В.Ф.Ковалевским. Целью проведения профессиографии является:

1. Исследовать психологические особенности деятельности офицеров различных видов Вооруженных Сил и родов войск.

2. Выявить профессионально важные качества личности, необходимые офицеру для успешной практической деятельности.

3. Выработать требования к профессионально важным качествам личности юношей.

4. Определить особенности основных специальностей для целенаправленного проведения военно-профессиональной ориентации молодежи.

Основным методом профессиографии является метод экспертной оценки специалистов. Кроме того, применяются беседы, изучение документов, регламентирующих деятельность офицеров различных специальностей, а также их самоотчеты. В результате профессиографии разрабатываются профессиограммы основных специальностей офицеров, которые применяются для проведения военно-профессиональной ориентации молодежи.

Вторым условием повышения эффективности военно-профессиональной ориентации является психологическое обеспечение мероприятий профориентации. Оно включает оценку индивидуально-психологических особенностей личности, формирование положительной мотивации к профессии офицера, консультацию о психологических особенностях различных профессий, практические рекомендации по выбору профессии, анализ эффективности профориентационных мероприятий, коррекцию системы военно-профессиональной ориентации.

Третьим условием повышения эффективности военно-профессиональной ориентации является создание положительной мотивации к профессиональному самоопределению.

Это предполагает побуждение юношей к самопознанию и саморазвитию, выработку у них правильной оценки проблем профессионального самоопределения, разработку индивидуальных программ профессионального самооброзования и самовоспитания, обеспечение выбора ими профессии офицера конкретного вида Вооруженных Сил и рода войск, конкретного училища и специальности, их переориентацию в случае, если профессия выбрана без учета индивидуальных качеств.

Следовательно, условиями повышения эффективности военно-профессиональной ориентации молодежи являются: профессиографическое исследование основных специальностей офицеров Вооруженных Сил; психологическое обеспечение профориентационных мероприятий; создание положительной мотивации к профессиональному самоопределению.

Эффективность военно-профессиональной ориентации можно повысить, если она базируется на раскрытии сущности, структуры, основных закономерностей функционирования такого социально - психологического явления как воинское призвание.

В настоящее время существует ряд точек зрения на сущность и содержание профессионального призвания.

К первой группе относятся исследования, в которых утверждается взгляд на профессиональное призвание как явление, детерминируемое природными задатками и социальными условиями жизни индивида. Этой точки придерживались Н.Н.Ланин, Г.Л.Черченко.

Для второй группы характерно включение в содержание профессионального призвания способностей, а также определенного профессионального влечения, склонности. Этой точки придерживались В.В. Ермолин, В.В.Корнеев, А.А.Деркач, Р.Х.Абинов.

Уделивший достаточно внимания изучению проблемы способностей К.К.Платонов рассматривает способности лишь как одну из предпосылок формирования профессионального призвания. Профессиональное призвание он характеризует как сложное свойство личности в основном входящее в подструктуру ее направленности, но включающее и свойства других подструктур: знания и умения из подструктуры опыта и волю из подструктуры психических процессов.

К четвертой группе можно отнести разработки ряда авторов, включающих в содержание призвания такие его компоненты как влечение к определенной профессии - склонность и убежденность в правильности выбора индивидом профессии. Этой точки придерживались П.А.Шавир, Т.М.Алексеенко.

Из анализа взглядов необходимо отметить, что практически всеми исследователями в качестве основного структурного элемента призвания выделяется побуждение к деятельности определенного вида.

Таким образом, можно выделить побудительную сторону и познавательную сторону призвания. Они и являются основными элементами структуры призвания, в своей неразрывности и единстве: сформированный в процессе познания образ будущей профессиональной деятельности обладающей влекущей, побудительной силой. В таком виде профессиональное призвание как раз и является средством, способом приобщения индивида к всеобщему, т.е. средством, способом его социализации, причем очень эффективным.

Существенными предпосылками развития профессионального развития служат также функциональные возможности индивида, определенный уровень их развития, а также определенный уровень развития возможностей общества предоставить необходимые условия для выбора, овладения данной профессией, успешной профессиональной деятельности и развития индивида в процессе этой деятельности.

Данные предпосылки позволяют показать роль военно-профессио-нальной ориентации в процессе формирования воинского призвания.

Военно-профессиональная ориентация обеспечивает максимально возможное соответствие в отношениях общества и индивида, отражение которого в сознании данного индивида принимает форму высокоразвитого воинского призвания, которое, в свою очередь, служит одним из ведущих мотивов выбора профессии офицера.

Воинское призвание, в процессе своего развития активно влияет на совершенствование функциональных возможностей индивида, способствует развитию у последнего необходимых военно-профессиональных качеств и, следовательно, выступает действенным фактором формирования личности военного профессионала.

Воинское призвание - это особый вид цели, поставленной перед собой человеком, выступающей в качестве единства стремления овладеть профессией офицера, достичь в ней высокого уровня профессионального мастерства, а так же представления о ней как наиболее желаемой, привлекательной, отвечающей потребностям общества и удовлетворяющей личные потребности индивида.

Воинское призвание, не есть нечто данное ему от рождения. Оно возникает в ходе приобщения индивида к общественному движению, проходит определенные формы своего развития в сознании людей.

В настоящее время существует два пути формирования воинского призвания у молодежи. Один из них основан на стихийном поиске и его можно назвать путем проб и ошибок. Другой путь - придание процессу формирования воинского призвания управляемого характера в рамках научно организованной системы военно-профессиональной ориентации.

Первоначальным этапом призвания можно считать простое влечение к военной профессии - психологическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта.

Влечение возникает, как под действием совершенно случайных факторов - понравившейся книги, фильма, конкретного примера выполнения обязанностей по воинской службе, но может возникнуть и под воздействием целенаправленной деятельности органов военно-профессиональной ориентации. Если влечение получает постоянное эмоциональное подкрепление, то появляется более деятельное отношение к соответственному объекту. Влечение к военной профессии перерастает в интерес к ней.

Профессиональный интерес - это динамический комплекс психологических свойств и состояний, проявляющийся в избирательной, познавательной, эмоциональной и волевой активности, направленной на предполагаемую или приобретенную профессию. Подкрепляя и развивая интерес к военной профессии средствами военно-профессиональной ориентации создаются возможности по преобразованию его в склонность к офицерской службе, воинской деятельности.

Склонность к воинской деятельности - это избирательная направленность на эту деятельность, побуждающая овладеть и заниматься ею. Во взаимодействии с убеждениями, идеалами и другими мотивами она оказывает определенное внимание на общую направленность личности. Для этого этапа формирования и развития склонности характерна большая интенсивность внимания, воли, эмоций. Это объясняется действием нового стимулятора - осознанного решения превратить воинскую деятельность в собственную профессию. Здесь относительно постоянный интерес к военной профессии связывается с другими интересами, ценностными ориентациями. Именно на этом этапе происходит взаимодействие непосредственной мотивации - деятельность привлекательна, потому что вызывает чувство удовлетворения личных потребностей - с опосредованной, вызываемой значимостью военно-профессиональной деятельности для общества, благодаря которой и сам человек, овладевший ею, станет ценностью для общества. Кроме того, происходит структурализация интересов, переход от многочисленных неглубоких к единственному глубокому интересу.

Просмотров работы: 2780