ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОСОБЕННОСТИ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью статьи является исследование ряда актуальных проблем культуры профессионального общения военнослужащих. Исследование направлено на определение сущности общения, его структурной, функциональной и уровневой организации с учетом особенностей воинской службы. Анализ специфики общения в воинском коллективе будет способствовать выработке наиболее эффективных путей и методов управления и организации работы, в том числе и воспитательной.

Общение является составной частью культуры взаимоотношений и поведения человека в обществе. Понятие общения охватывает и специфически отражает реально существующие отношения "человек-человек", "человек- другие люди". Естественным способом существования человека является его связь с другими людьми, которая ведет к установлению межличностных отношений. Человек становится человеком только в общении. Способность к общению всегда относилась к числу важнейших человеческих качеств. Общение служит жизненно важной цели установления взаимосвязей и сотрудничества людей, без чего немыслим процесс труда, профессиональная и управленческая деятельность, прогресс личности [1].

Коллективный характер воинского труда требует согласованного взаимодействия военнослужащих, что предполагает их общение друг с другом. Служебные отношения командира и подчинённого строго регламентированы общевоинскими уставами: начальник отдаёт распоряжения, подчинённый обязан их точно и беспрекословно выполнять. Предусмотренные уставами взаимосвязи военнослужащих не всегда устанавливаются легко и просто, а в процессе руководства воинскими коллективами офицеру приходится сталкиваться с проблемами, которые невозможно решить только административно-волевыми методами. В первую очередь это связано с тем, что любые, в том числе и служебные, человеческие отношения носят субъект-субъектный характер и представляют результат общения.

Для повышения эффективности руководства частями важно знать психологические закономерности и механизмы процесса общения, умение использовать эти знания на практике, опираться не только на личный опыт, но на научный теоретический материал [2].

В отечественной психологии многие исходят из принципа единства общения и деятельности [4].

Л.С. Выготский определял общение как «процесс, основа на разумном понимании и намеренной передаче мыслей и переживаний, требующих известной системы средств».

С.Л. Рубенштейн считал, что общение является деятельностью в тех случаях, когда оно выступает как взаимодействие.

А.Н. Леонтьев понимает общение «как социальный феномен», субъект которого «следует рассматривать не изолированно». В то же время он подходит к общению как к условию «любой деятельности человека».

Общение – сложный весьма многогранный процесс деятельности. Он может выступать в одно и то же время, и как процесс взаимодействия людей, и как отношение друг к другу, и как процесс их взаимного влияния друг на друга, и как процесс их взаимного понимания друг друга.

Представители другого подхода выделяют общение в самостоятельную социальную категорию. Они рассматривают деятельность и общение не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны бытия человека, его образ жизни.

Основным отличительным признаком, разводящими категории в общении и деятельности являются: в деятельности «субъект-объект», а в общении «субъект-субъект». Разведение общения и деятельности как относительно самостоятельных категорий по характеру раскрываемых в них отношений достаточно условно, поскольку не может существовать в «чистом» виде субъект-объектных отношений без субъект-субъектных отношений.

Таким образом, целесообразно рассматривать общение как деятельность в том смысле, что оно есть продукт общественных отношений, а сами общественные отношения, как межличностные, немыслимы без общения. Любая деятельность в сфере общественных и межличностных отношений осуществляется лишь в общении и представляет собой коммуникативную деятельность.

Наглядно единство деятельности и общения отражено одним приказом верного последователя суворовской школы Брусилова А.А., который определил: «Офицерское слово должно шевелить солдатские сердца, и если это будет, то наш солдат пойдет за своим начальником в огонь и воду».

Для определения сущности общения важным является преставление о структурной, функциональной и уровневой организации общения. Следует выделить три главных социальных уровня общения, из которых вырабатываются специфические нормы и правила поведения:

во-первых, это общение людей, как граждан данного государства, где отношения регулируются, прежде всего, нормами поведения, которые имеют силу закона;

во-вторых, существует общение в функционально-ролевой сфере деятельности. Здесь поведение, помимо правовых норм, регулируется также особыми правилами, которые исходят из данного вида труда, профессии. У военнослужащих это особые требования, выраженные в уставах, инструкциях, наставлениях и т.д.;

в-третьих, уровень межличностного общения, который распространяется на все сферы жизни. На этом уровне отношения людей регулируются нормами морали, которые действуют независимо от служебного положения людей, их профессии, знаний и т.д. Нормы морали не имеют юридической силы. Профессиональное общение военнослужащих строится на таких моральных качествах личности, как честность, долг, совесть, достоинство, которые придают деловым отношениям нравственный характер.

Общение классифицируется по содержанию, целям, средствам, функциям, видам и формам. Специалисты выделяют следующие формы общения.

Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом. Оно осуществляется с помощью органов данных человеку природой (голова, руки, голосовые связки). На основе непосредственного общения на более поздних этапах развития цивилизации возникли различные формы и виды общения. Например, опосредованное общение, связанное с использованием специальных средств и орудий (палка, след на земле и т.п.), телевидения, радио, телефона и более современных организации общения и обмена информацией, Прямое общение – это естественный контакт «лицом к лицу», информация передается лично одним собеседником по принципу: «ты – мне, я – тебе». Косвенное общение предусматривает участие в процессе общения «посредника», через которого передается информация. Массовое общение — это множественные связи и контакты незнакомых людей в обществе, а также общение с помощью средств массовой информации (телевидение, радио, журналы, газеты и т.д.).

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах. Оно подразумевает знание индивидуальных особенностей партнера и наличие совместного опыта деятельности, сопереживания и понимания.

Выделяется три основных типа межличностного общения военнослужащих: императивное, манипулятивное и диалогическое.

1. Императивное общение – это авторитарная (директивная) форма воздействия на партнера по общению. Его основной целью является подчинение одним из партнеров себе другого, достижение контроля над его поведением, мыслями, а также принуждение к определенным действиям и решениям. В данном случае партнер по общению рассматривается как объект воздействия, как механизм, которым надо управлять; он выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императивного общения в том, что принуждение партнера к чему-либо не скрывается. В качестве средств влияния используются приказы, указания, требования, угрозы, предписания и т.п.

2. Манипулятивное общение сходно с императивным. Основной целью манипулятивного общения является оказание воздействия на партнера по общению, но при этом достижение своих намерений осуществляется скрытно. Манипуляцию и императив объединяет стремление добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Отличие состоит в том, что при манипулятивном типе партнер по общению не информирует о своих истинных целях, цели скрываются или подменяются другими. При манипулятивном типе общения партнер не воспринимается как целостная уникальная личность, он является носителем определенных, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Например, неважно, насколько добр человек, важно, что его доброту можно использовать в своих целях. Однако нередко человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношений с другими, в конечном итоге сам становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже воспринимает как фрагмент, руководствуется ложными целями и переходит на стереотипные формы поведения. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению доверительных связей, построенных на дружбе, товариществе, взаимной привязанности.

3. Диалогическое общение является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров и позволяет перейти от фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнера по общению.

Диалог возможен лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

  • психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (общение по принципу «здесь и сейчас», т.е. с учетом чувств, желаний, физического состояния, которые партнеры испытывают в данный конкретный момент);

  • доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип доверительности);

  • восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение (принцип паритетности);

  • общение должно быть направлено на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип проблематизации);

  • разговор необходимо вести от своего имени, без ссылки на чужое мнение и авторитеты; следует выражать свои истинные чувства и желания (принцип персонифицирования общения) [3].

Диалогическое общение предполагает внимательное отношение к собеседнику, к его вопросам.

По своему назначению общение многофункционально. Выделяется пять основных функций.

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

2. Формирующая функция проявляется в процессе развития человека и становления его как личности.

3. Функция подтверждения состоит в том, что только в процессе общения с другими мы можем понять, познать и утвердить себя в собственных глазах. К знакам подтверждения можно отнести знакомства, приветствия, оказание знаков внимания.

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. В ходе общения мы оцениваем людей, устанавливаем эмоциональные отношения, причем один и тот же человек в разных ситуациях может вызвать различное отношение. Эмоциональные межличностные отношения встречаются в профессиональном общении и накладывают на деловые отношения военнослужащих особый отпечаток.

5. Внутриличностная функция общения – это диалог с самим собой. Благодаря этой функции человек принимает решения и совершает значимые поступки.

Общение военнослужащих имеет свои особенности. Причина их своеобразия лежит в сложных, зачастую экстремальных и смертельно опасных условиях воинского труда. Это заставляет в мирное и в военное время строго регламентировать служебные формы общения. Наиболее заметна их специфика в процессе взаимодействия начальников и подчинённых.

Общение в воинском коллективе – это сложный процесс, охватывающий время от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. В его основе – совместная деятельность людей. Соответственно, самая главная функция, которую выполняет общение в воинском коллективе, это организация совместной деятельности военнослужащих.

Анализируя специфику культуры общения военнослужащих, целесообразно выделить ряд задач по формированию культуры взаимоотношений у военнослужащих:

- создавать в подразделениях определенные условия для более полного по содержанию и многообразного по форме общения личного состава, основанного на принципах гуманизма;

- способствовать росту духовно нравственной культуры личного состава, учитывать настроения, запросы, физическое и психологическое состояние воинов;

- четко и точно определять направления работы, выбор эффективных способов, средств и форм воздействия на личный состав в целях совершенствования взаимоотношений;

- опираться на знания и учет моральных качеств и индивидуально-психологических особенностей личности, что поможет правильно сформировать представления о подчиненном, представить его способность к соглашению или увидеть в нем конфликтную личность, определить уровень его готовности работать в воинском коллективе.

Литература

  1. Бодалев А.А. Личность и общение. – М.: Просвещение, 1983. – С. 85.

  2. Маклаков А.Г. Военная психология. – М.: Оникс, 2006.

  3. Морозов А.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2002.

  4. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2005. – С. 512-528.

  5. Соколова В.В. Культура речи и культура общения. – М.: Просвещение, 1995. – С. 27–50.

  6. Юрченко Ю. Пути и способы повышения качества воспитательного процесса в подразделении //Ориентир. 2006. №7.

Просмотров работы: 2947