ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Необходимость формирования и развития профессиональной компетентности военнослужащих определяется требованиями социального заказа по гарантированной защите Отечества, обеспечению военной безопасности, решению задач реформирования Вооруженных Сил России.

Одним из основных противоречий современного военно-педагогичес-кого процесса является несоответствие между требуемым и реальным уровнем подготовки военнослужащих. В ее процессе преимущественно осваиваются знания, но не формируется целостный военно-профессио-нальный опыт. Таким образом, основными причинами перехода при подготовке военных специалистов к формированию у них военно-профессиональной компетентности следует считать следующие.

1. Интенсивные изменения современного общества; высокие темпы его социально-экономического развития вызывают непрерывно нарастающий поток социальной и профессиональной информации, что усложняет процесс усвоения профессиональных знаний. Приобретаемые в процессе подготовки военно-профессиональные знания порой устаревают быстрее, чем военнослужащие будут готовы к исполнению функциональных обязанностей.

2. Задачи модернизации военно-профессионального образования, требующие учета запросов личности военнослужащего и потребностей общества в высокопрофессиональных военных специалистах.

3. Повышение значимости активности, самостоятельности, готовности военнослужащих к выполнению служебных обязанностей, умения мобилизовать свой личностный потенциал для успешного решения разнообразных задач воинской деятельности. Необходимо готовить военного профессионала, который не будет ждать инструкций, а с первых дней службы в должности станет успешно исполнять ее, проявляя творчество и разумную инициативу.

Для эффективного осуществления воинской деятельности становится важным наличие у военнослужащих сформированной военно-профессио-нальной компетентности как его способности к успешному решению своих профессиональных задач.

Сущность военно-профессиональной компетентности выражается в сформированности у военнослужащих комплекса качеств, отвечающих требованиям воинского труда.

Содержание военно-профессиональной компетентности определяется целями, задачами и характером воинской деятельности, имеющей ряд специфических особенностей: обусловленность ее целей и задач социальным заказом общества и их правовое закрепление в законах, воинских уставах и приказах; многосторонность задач воинской деятельности и их экстремальный характер; направленность результатов воинского труда на укрепление обороноспособности нашей страны и др.

Под военно-профессиональной компетентностьюпонимается интегративное качество офицеров, представляющее совокупность профессионально значимых качеств, способность и готовность решать профессиональные проблемы и задачи, возникающие в реальных ситуациях воинской деятельности, с использованием знаний, навыков, умений, профессионального и жизненного опыта, ценностей и культуры

Компетентность офицеров как военных профессионалов образуется системой ключевых, базовых (общих) и специальных компетентностей, складывающихся в процессе обучения и развивающихся в деятельности.

В общем понимании военно-профессиональная компетентность – это военно-профессиональная подготовленность и способность отдельного офицера или воинского подразделения к выполнению боевых задач и обязанностей по несению военной службы.

Здесь тесно переплетаются социальное и индивидуальное. С одной стороны, в военно-профессиональной компетентности выделяются социально обусловленные требования – система регламентации воинской деятельности, военно-профессиональные принципы и нормы, базирующиеся на требованиях закона и морали. С другой стороны, это собственные устремления личности военнослужащего, его личностные потребности, стремления и интересы. От степени осознания и интеграции в личности офицера внешних и внутренних компонентов во многом зависит уровень сформированности его морально-психологических качеств, среди которых – нравственная ответственность, самоотверженность, готовность к самостоятельной деятельности, беспристрастность отношения, творчество и инициатива при реализации должностных функций и др.

Понятие военно-профессиональной компетентности сложное и многоаспектное, поскольку разносторонней является и сама воинская деятельность. В ней выделяются взаимосвязанные, объединенные социальными целями и задачами стороны: учебно-боевая (боевая) профессиональная и служебная деятельность, повседневные отношения, в которых осуществляется развитие конкретного офицера и воинских коллективов и достигаются результаты воинского труда – боеготовность, морально-психологическое состояние воинов, дисциплина и др. Все они отражают процессуальный и результирующий аспекты воинского труда, в котором офицер выступает главным организатором.

Различные виды воинской деятельности имеют общие и отличительные признаки. Ее психологически полная структура включает мотивационно-ориентировочное звено, целостный ансамбль профессиональных действий и аналитический контрольно-оценочный элемент. В общем виде алгоритм этого процесса предполагает уяснение целей и задач военной службы, изучение обстановки и принятие решения; планирование работы по реализации решения и организации его исполнения; анализ результатов и коррекция военно-профессиональной деятельности.

Компоненты военно-профессиональной компетентности обладают свойствами вариативности, взаимозависимости, интегративности, социальной и личной значимости. Поэтому из соотношения индивидуального и группового и анализа сторон воинской деятельности выделяются структурные элементы военно-профессиональной компетентности. К ним относятся:

- военно-профессиональные знания;

- система профессионально важных навыков и умений;

- военно-профессиональные позиции;

- личностные качества (особенности);

- готовность и способность решать разнообразные задачи, возникающие в воинской деятельности.

Оценивая уровень сформированности каждого структурного элемента, можно судить об уровне профессиональной компетентности в целом, которая проявляется в воинской деятельности и воплощается в ее результатах. Также можно оценить общий уровень сформированности профессиональной компетентности конкретного военнослужащего и каждой из сторон воинской деятельности, повседневных отношений, личностного развития, совокупного результата воинского труда.

Структурные элементы военно-профессиональной компетентности находятся в диалектическом взаимодействии и развитии. Профессионально компетентный офицер успешно служит Отечеству, продуктивно осуществляет воинскую деятельность, повседневное общение, наращивает и реализует свой творческий потенциал, а также достигает результатов, соответствующих целям и задачам военной службы и собственным потребностям.

Поэтому современная система профессиональной подготовки военных специалистов должна формировать у обучаемых целостный военно-профессиональный опыт решения разнообразных задач военной службы, выполнения функциональных обязанностей по предназначению.

Командирам и начальникам всех рангов для успешного решения задач по воспитанию военнослужащих как профессионалов необходимо правильно представлять и понимать сущность, содержание и структурные элементы их военно-профессиональной компетентности.

Для успешного формирования военно-профессиональной компетентности военнослужащих необходимо, чтобы были достаточно развиты все ее структурные элементы. Эти цели достигаются в целостном военно-педагогическом процессе.

Ключевые компетенции обеспечивают успешность личности в социальных, экономических и других видах отношений. К этой группе относятся языковые, речевые, валеологические, физические, индивидуально-психологические, общекультурные, социальные, коммуникативные, познавательные и другие способности военнослужащих. Ключевые компетенции являются определяющими и универсальными для военно-профессиональной деятельности. Они формируются и совершенствуются в процессе воинской деятельности.

Базовые компетенции определяются необходимостью нормального функционирования военнослужащего. Но их недостаточно, чтобы отразить весь многогранный характер воинской деятельности. Поэтому необходимо обозначить ряд дополнительных специальных (профессиональных) компетенций, которые имеют нормированную требованиями законов и воинской этики степень приложения, сложившиеся образцы результатов деятельности и требования к их качеству, а также обеспечивают их творческое применение в сложных и внезапно возникающих ситуациях профессиональной деятельности. Они включают общевоенную, профессиональную, научно-методическую, педагогическую, творческую, конструктивно-техноло-гическую и другие составляющие, которые характеризуют конкретный вид воинской деятельности.

Военно-профессиональная деятельность офицера выступает важнейшей стороной его воинского труда. Рассмотренные психологические характеристики позволяют выявлять главные показатели, влияющие на достижение требуемой продуктивной деятельности, а также обеспечивающие укрепление ее взаимосвязи с другими сторонами воинского труда.

Таким образом, решение задач подготовки специалистов, отвечающих современным требованиям, возможно через формирование у военнослужащих военно-профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения функциональных обязанностей и различных задач военной службы и основанной на приобретенных знаниях, навыках, умениях, опыте, готовности к осуществлению профессиональной деятельности.

Использованные источники:

1. Военная педагогика/ под ред. О.Ю. Ефремова / учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2008. – 640 с.

Просмотров работы: 5718