ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МОТИВАЦИИ К ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современные специалисты в области психологии спорта и физической культуры придерживаются комбинированной точки зрения на мотивацию, согласно которой мотивация не является следствием только таких индивидуальных характеристик, как особенности личности, потребности, интересы или цели, или только таких ситуационных факторов, как стиль деятельности тренера, педагога, руководителя занятия. Понять сущность мотивации можно только на основе изучения взаимодействия этих двух комплексов.

Комбинированная модель мотивации имеет большое значение для руководителей занятий физической подготовкой, организаторов программ физических занятий. На основе этой модели (рисунок 1) можно получить ряд рекомендаций для практической деятельности.

1. Мотивация происходит как за счет ситуационных факторов, так и за счет характерных особенностей личности.

Пытаясь повысить уровень мотивации, необходимо учитывать ситуационные и личностные факторы. Очень часто руководитель занятия по физической подготовке, работающий с военнослужащими, у которых отсутствует мотивация, немедленно объясняет это личностными характеристиками. «Это солдата не волнует его физическая форма», «Этому бойцу вообще ничего не надо» – подобные фразы служат оправданием для офицеров, не желающих помочь военнослужащим развить мотивацию. С другой стороны, не желая принимать во внимание личностные характеристики военнослужащих, руководители занятий нередко «обвиняют во всем ситуацию» (например, «Это упражнение, должно быть, слишком трудное», «Очевидно, низкие результаты – это результат отсутствия хорошей материальной базы»).

Рисунок 1 – Комбинированная личностно-ситуационная

модель мотивации к физической культуре

В действительности же низкий уровень мотивации занимающихся является сочетанием личностных и ситуационных факторов. Вполне понятно, что руководителю занятия легче изменить ситуационный фактор, чем личностный. Главное, тем не менее, состоит не в том, чтобы сконцентрировать внимание на личностных или ситуационных факторах, а в том, чтобы правильно учитывать взаимодействие этих факторов.

2. Учет существования множества мотивов.

Необходимо приложить много усилий, чтобы определить и понять мотивы, вынуждающие людей заниматься физической культурой, спортом и т.п. для этого существует несколько способов:

- наблюдать за подчиненными военнослужащими и выяснить, что им нравится;

- общаться с руководителями занятий по физической подготовке, и получать информацию о мотивах военнослужащих;

- периодически предлагать военнослужащим перечислить причины, побуждающие их заниматься физической культурой и спортом.

Поскольку мотивы со временем могут изменяться, необходимо постоянно их контролировать, даже спустя некоторое время после того, как человек начал заниматься.

3. Изменение окружающих условий для повышения мотивации.

Знать причины, побудившие человека заниматься спортом или физической культурой, недостаточно для повышения мотивации. Необходимо использовать то, что выяснено о своих подчиненных, для создания условий для занятий, которые бы отвечали их потребностям.

Чтобы повысить мотивацию, необходимо создать такие условия (среду) занятий, которые бы удовлетворяли потребностям всех военнослужащих.

4. Учёт возрастных особенностей и состояния физкультурно-спортивной мотивации.

Руководителям занятий следует помнить, что с возрастом у военнослужащих меняются приоритеты в занятии какой-либо деятельностью, в том числе и физкультурно-спортивной. У каждой возрастной группы имеются определенные потребности в физической активности, а с учетом возрастных потребностей военнослужащих, при проведении занятий, повышается мотивация к физкультурной деятельности.

5. Включение военнослужащих в позитивно-мотивированную деятельность

Возникновение устойчивого уровня мотивации способствует возможности включения военнослужащего в такие виды физкультурной деятельности, где он может достичь успеха и вместе с тем, где возникает ощущение преодоления трудностей и препятствий. Руководителю занятия необходимо постоянно поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, для этого надо укреплять уверенность военнослужащего в своих силах, снижать отрицательное влияние стресса во время сдачи нормативов, всевозможных помех и усталости; создавать ситуацию успеха, что возможно при отношениях сотрудничества офицера и личного состава и взаимоуважении.

6. Оказание педагогической и поэтапной поддержки и контроля в определении, уточнении и конкретизации целей деятельности

Работа офицера, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействия: актуализация уже сложившихся у военнослужащего ранее позитивных мотивационных установок, которые надо укрепить и поддержать; создание условий для появления новых мотивационных установок (новых мотивов, целей) и появление у них новых качеств, устойчивости, осознанности, действенности, коррекция дефективных мотивационных установок.

7. Реализация особой педагогической технологии

Применение педагогической технологии, содержание которой составляют: развивающие упражнения, использование различных форм совместной деятельности соревновательной направленности (команды, пары), а также использование теоретико-познавательного подхода при проведении занятий.

При следовании этим рекомендациям руководителями в проведении занятий можно с полной уверенностью сказать о возможности формирования мотивации к занятиям физической культурой у военнослужащих.

Просмотров работы: 1513