СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ЧАСТИ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ) - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СОВРЕМЕННЫЕ КОНЦЕПЦИИ ОБУЧЕНИЯ И ИХ ПРИМЕНЕНИЕ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ ЧАСТИ (ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Обучение военнослужащих представляет собой многофункциональный, закономерный и диалектически развивающийся процесс. Но его организация в части (подразделении) может быть малоэффективной, если у организаторов - офицеров не будет теоретических знаний по современным концепциям обучения воинов и умений по их практическому применению в современных условиях.

Концепция обучения военнослужащих части (подразделения) - это система дидактических взглядов на современный процесс обучения военных специалистов, система дидактических рекомендаций по организации данного процесса в части (подразделении) [1].

Оптимальное построение концепции обучения военнослужащих достигается путем ответа на следующие вопросы: Что изучать? Как изучать? В какой последовательности?

В настоящее время в военной школе широко используются различные концепции обучения - ассоциативно-рефлекторная, поэтапного формирования умственных действий, проблемно-деятельностная и другие [2].

На их базе разработаны технологические механизмы усвоения военнослужащими содержания требуемой специальности. Рассмотрим их по порядку.

Ассоциативно-рефлекторная концепция обучения или традиционная концепция обучения военнослужащих (авторы А.В. Барабанщиков, Д.Н. Богоявленский, Н.А. Менчинская, С. Л. Рубинштейн и другие).

Основные положения данной концепции сводятся к следующему: Процесс усвоения профессиональных знаний военнослужащими, формирования у них умений, навыков и качеств есть не что иное, как образование в коре головного мозга системы ассоциаций (нервных связей), начиная с простейших – рефлексов. Под ассоциацией понимается устойчивая связь между психическими явлениями. Отсюда и обучение на основе данной концепции есть процесс образования в сознании обучаемых условных рефлексов, а также системы рефлексов – ассоциаций.

Системообразующим элементом технологического механизма усвоения знаний военнослужащими в процессе обучения является осмысление, как активная аналитико-синтетическая деятельность личности в ходе решения профессиональных проблем и задач.

Основными условиями эффективного обучения будущих специалистов на основе ассоциативно-рефлекторной концепции являются:

- формирование у обучаемых положительной мотивации к учебе, активного, устойчивого интереса к будущей профессии;

- отбор и изложение учебного материала дидактическими блоками в определенной последовательности;

- показ и формирование у обучаемых различных приемов умственных действий.

Данная концепция обучения реализуется в учебном процессе части (подразделения) через циклы занятий.

1. Лекции – самостоятельная работа – семинары.

2. Лекции – самостоятельная работа - практические занятия, тренажи на боевой технике и вооружении.

3. Самостоятельная работа – лекции – семинары, практические занятия.

Концепция обучения на основе теории поэтапного формирования умственных действий (авторы П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина).

Основные ее положения можно свести к следующему содержанию:

- процесс усвоения знаний и формирования умений происходит в ходе овладения военнослужащими определенной деятельностью (выполняя конкретные действия, обучаемый получает знания о них);

- усвоение знаний и формирование умений протекает путем поэтапного преобразования «материальных» действий (внешней деятельности) во внутренний (умственный план);

- обучение на основе рассматриваемой концепции заключено не в предварительном усвоении знаний обучаемыми для дальнейшего их применения, а в овладении определенными действиями, в ходе которых усваиваются и закрепляются в памяти профессиональные знания.

Технологический механизм формирования умственных действий у военнослужащих включает такие взаимосвязанные последовательные этапы:

1. Формирование мотивации к учению. На данном этапе обучаемые под руководством офицеров должны понять значимость и необходимость формирования конкретных профессиональных действий военного специалиста. Здесь положительную роль играет демонстрация действий боевых расчетов и отделений – военнослужащих мастеров военного дела.

2. Разработка ориентировочной основы действий (далее сокращенно – ООД) и знакомство с моделью формируемого действия. ООД – система указаний о том, как выполнять конкретные действия.

3. Выполнение действий в материализованной форме, то есть действия выполняются на основе конкретных образцов боевой техники и вооружения, с помощью макетов, моделей, схем, документов. На этом этапе обучаемые многократно выполняют действия в соответствии со схемой ООД и одновременно громко проговаривают каждое действие. Завершается это тогда, когда обучаемые могут обходиться без схемы ООД, но с обязательным громкоречевым объяснением выполняемого действия.

4. Выполнение действия без схемы ООД в форме громкой речи.

Основные показатели успешности данного этапа следующие:

- возрастание скорости выполняемых действий; проговаривание каждого элементарного действия начинает мешать выполнению самих действий;

- военнослужащий непроизвольно переходит к проговариванию про себя.

5. Формирование действия и усвоение понятий с опорой на речь про себя, но и такая речь постепенно сокращается, так как мешает выполнению самого действия. Правильность выполнения можно контролировать только по исполнительной части. На данном этапе происходит окончательный переход внешних действий в умственные. Военнослужащие выполняют действия четко и быстро, проговаривание про себя мешает им, потому они постепенно отказываются от него.

Концепция поэтапного формирования умственных действий реализуется в учебном процессе части (подразделения) через дидактические циклы занятий, в которых предпочтение отдается практическим занятиям (тренажам на технике и вооружении). Лекции здесь играют в основном установочную роль и в общем объеме времени занимают 10-20%.

Следующий дидактический цикл занятий - практические занятия - самостоятельная работа - лекции. На основе данной концепции в учебном процессе в части (подразделении) организуется программированное, компьютерное обучение, обучение на тренажерах и полигонах.

Проблемно-деятельностная технология обучения (авторы А.В. Барабанщиков, В.П. Давыдов, Э.Н. Коротков и другие).

Механизм обучения военных специалистов на основе данной концепции заключается в том, что применение ее в части (подразделении) производится через реализацию на занятиях офицерами конкретных дидактических этапов. Так, усвоение содержания и способов практической деятельности будущими специалистами начинается с ознакомительных занятий (экспонирующая стратегия обучения).

Следующий цикл занятий направляется на репродуктивное обучение военнослужащих, формирование у них прочных репродуктивных знаний, навыков и умений выполнять конкретные виды воинской деятельности. Далее офицерам необходимо вводить в учебный процесс занятия продуктивного характера (продуктивная стратегия), имеющие целью конструирование совместно с будущими специалистами новых знаний и способов разрешения, сложных военно-служебных ситуаций.

Можно выделить следующие основные этапы познавательной деятельности обучаемых при реализации данной стратегии:

1. Восприятие и осмысление созданной офицером проблемной ситуации.

2. Выявление лежащего в ее основе противоречия, осознание сущности затруднения.

3. Создание и обоснование модели возможных действий по разрешению проблемной ситуации.

4. Индивидуальные практические действия в соответствии с созданной моделью.

5. Анализ проведенного действия, проверка правильности разрешения проблемы.

6. Рефлексия мышления в ходе проведенного действия.

Основными характеристиками содержания занятий продуктивного обучения являются проблемность, системность, динамичное моделирование сложных явлений и процессов воинской службы. Основными педагогическими условиями эффективной реализации концепции являются: организация интенсивного мышления обучаемых, объективизация процесса мышления, индивидуальные самостоятельные действия обучаемых в ходе всего процесса разрешения профессиональных проблем.

Таким образом, знание офицерами сущности содержания современных концепций обучения позволит более качественно и эффективно организовывать обучение военнослужащих в части (подразделении), развивать у них военно-профессиональные знания, навыки и умения.

Использованные источники:

1. Военная педагогика: Учебник для вузов / Под ред. О.Ю. Ефремова. – СПб.: Питер, 2008. – С.175-270.

2. Терещенко А.Г. Психология и педагогика. Военная педагогика. Учебное пособие для курсантов военно-учебных заведений. – Воронеж: ВАИУ, 2005. – С. 38-52.

Просмотров работы: 2462