СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ОФИЦЕРА-ВОСПИТАТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нравственные качества человека, составляющие понятие нравственной, педагогической культуры личности, всегда играли и играют ныне огромную роль во всех сферах человеческой жизнедеятельности, особенно военной.

Особенно велико значение нравственной культуры воинов, и, прежде всего офицеров - воспитателей, в условиях реформирования Вооруженных сил России.

Сама жизнь предъявляет повышенные требования к нравственному воспитанию офицера как слагаемому его педагогической культуры.

Попробуем сформировать основные черты морали воинов, без которых немыслимо движение вперед, к достижению практических задач, поставленных перед Вооруженными Силами.

Прежде всего, это мораль коллективистская. «Один за всех, все за одного» - таков ее основополагающий принцип. Она не совместима с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием, гармонично сочетает, коллективные и личные интересы.

Это мораль гуманистическая. Она возвышает человека труда, проникнута глубоким уважением к нему, нетерпима к посягательству на его достоинства, утверждает подлинно человеческие отношения между людьми - отношения творческого сотрудничества и взаимопомощи, доброжелательность, чуткость, простоту и скромность в личной и общественной жизни.

Это мораль активная, деятельная. Она побуждает человека к новым трудовым и творческим свершением, заинтересованному участью в жизни коллектива и всей страны.

Совершенно очевидно, что именно офицер-воспитатель должен нести гуманистические взгляды на мораль в гущу воинов, прививать им такие нравственные качества, как коллективизм, гуманизм, патриотизм и др.

Что же такое нравственная культура офицера? Чтобы дать определение нравственной культуре офицера, нужно уточнить, что собой представляет нравственная культура вообще.

Нравственная культура - это характеристика личности человека с точки зрения его нравственного развития, сознания и поведения, а так же совокупность нравственных качеств (черт), присущих людям определенного общества, социальной группы, характеризующей уровень их нравственного сознания и поведения. Она включает в себя нравственные знания, чувства и убеждение, нравственные качества и навыки поведения, этикетные нормы, которые проявляются в отношениях с другими людьми. Если, например, в политической культуре человека выражается его отношение к государству, общественному и государственному строю, а эстетическая культура личности характеризует ее отношение к прекрасному и безобразному, то нравственная культура личности проявляется в ее отношении к другим людям, в поведении человека с точки зрения добра и зла, долга и совести и т.п.

В целом по своей сущности, содержанию и структуре нравственная культура офицера совпадает с нравственной культурой любого человека. Она является показателем нравственной зрелости офицера, определяет уровень нравственного развития его сознания и степень воплощения в поведении нравственных требований, предъявляемых к нему обществом. Вместе с тем нравственная культура офицера характеризуется и некоторыми особенностями.

Прежде всего следует подчеркнуть наличие у офицера достаточно глубоких теоретических, нравственных, в частности этических, знаний. Это знание о происхождении и сущности морали, закономерностях ее развития и функционирования, ее законах и категориях, путях воспитания высокой нравственной культуры у воинов. Структура его нравственной культуры включает всю совокупность нравственных взглядов и установок личности офицера, его нравственный идеал, а также целую систему нравственных чувств, способность откликаться на человеческие радости и горести. Его нравственные убеждения реализуются в нравственных качествах, делах и поступках. Внешним выражением нравственной культуры офицера является строгое выполнение норм воинского этикета. Единство глубокой внутренней нравственной чистоты и ее внешнего проявления и дает представление о высокой нравственной культуре офицера-воспитателя.

Отметим, что нравственная культура человека проявляется во всех сферах жизнедеятельности, в его отношениях к своей Родине, коллективу, семье, отдельным людям. В соответствии с этим можно вычленить следующие основные нравственные качества офицера.

Во-первых, это те качества, в которых отражается его отношение к своему Отечеству, своему народу, народу других стран. Такими качествами является патриотизм и интернационализм, горячая любовь к своему народу и глубокое уважение к другим народам, готовность в любой момент прейти на помощь людям, которые в ней нуждаются.

Во-вторых, это качества, проявляющиеся в межличностном общении: коллективизм и товарищеская взаимопомощь, гуманизм и взаимное уважение между воинами, командирами и подчиненными. Чувство коллективизма и товарищества противостоят индивидуализму и эгоизму, тщеславию и высокомерию. К сожалению, именно эти нравственные качества, воинов подверглись наибольшим испытаниям и деформациям. Стремление к наживе любой ценой, эгоизм, высокомерие, кулачное право, наиболее ярко выразившееся в «дедовщине», в армии и на флоте получили значительное распространение. Все это противоречит канонам как нашего общества, так и армии. Любые реформы в стране и армии будут обречены на провал, если мы утратим ценнейшие характеристики человека. Солидарность, доверие, взаимопомощь, доброжелательность удваивают, утраивают наши силы.

В-третьих, это те слагаемые культуры офицера, которые характеризуют его личностные качества: честность, правдивость, скромность в общественной и личной жизни, чувство собственного достоинства, взаимное уважение, умение вести себя. Развернувшаяся демократизация общественных институтов, гласность, борьба с догматизмом в сознании и поведении людей в громадной степени будет способствовать развитию чувства собственного достоинства, осознанию роли каждого в делах общества. Особое значение в современных условиях приобретает такое качество офицера, как близость к подчиненным. Именно офицер - воспитателя призван разрушить стену между офицерами и солдатами, воздвигнутую формализмом, равнодушием, высокомерием, своеволием, неуважением к человеческому достоинству.

В-четвертых, это те элементы нравственной культуры, которые проявляются в экстремальной ситуациях: смелость и мужество, выдержка, бдительность, дисциплинированность, самообладание, готовность к самопожертвованию. В Вооруженных Силах эти нравственные качества получили название морально-боевых. Дисциплинированность является одним из важнейших показателей нравственной зрелости.

Таким образом, офицер-воспитатель - носитель самых лучших человеческих качеств. Без этого он не может рассчитывать на успех в своем деле, его нельзя считать человеком высокой педагогической культуры.

Просмотров работы: 4992