ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ АКЦЕНТУАЦИЙ ХАРАКТЕРА С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящем исследовании была поставлена цель – выявление взаимосвязи между типом акцентуации характера, используемой психологической защитой и видом внутриличностного конфликта у военнослужащих. В соответствии с целью решались следующие задачи: 1) описать психологическую сущность внутриличностного конфликта у курсантов специальности «Организация морально-психологичес-кого обеспечения войск» (19 подразделение); 2) изучить связь между типом акцентуации характера и видом внутриличностного конфликта; 3) выявить психологические защиты у курсантов как способы снятия психологического дискомфорта при внутриличностном конфликте.

Была выдвинута следующая гипотеза: существует взаимосвязь между типом акцентуации характера, используемой психологической защитой и видом внутриличностного конфликта у курсантов.

Для реализации поставленных задач использовался комплекс методов сбора фактического материала: тест К.Леонгадра – Н.Шмишека; комплекс методик Е.Б.Фанталовой «Изучение мотивации и внутриличностных конфликтов»; методика Л.Ю.Субботиной «Определение типа психологической защиты». Методы статистического анализа данных: методы корреляционного анализа и t-критерий Стьюдента.

В результате анализа индивидуальных тестовых оценок по методике Е.Б.Фанталовой испытуемые были разделены на две группы.

Группа 1 – курсанты с внутриличностным конфликтом – 63 %. Среднее значение индекса R у этих курсантов равно 44,7, что указывает на высокий уровень рассогласования в мотивационно-личностной сфере. Минимальное значение индекса в этой группе равно 33 баллам, а максимальное – 66. Для этих военнослужащих характерно расхождение между "желаемым" и "реальным", между "хочу" и "могу" в ценностно-смысловой сфере.

Группа 2 – курсанты без внутриличностного конфликта – 37 %. Средний показатель индекса R этих респондентов равен 22.

Наиболее значимыми для курсантов, переживающих внутриличностный конфликт, являются: счастливая уверенность в себе (10), свобода как независимость в поступках и мыслях (9), семейная жизнь (7), материально обеспеченная жизнь (7), любовь (7). К наименее значимым жизненным сферам могут быть отнесены: познание (3), здоровье (2), активная деятельная жизнь (2), красота природы и искусства (1) и творчество (0). Наиболее доступными сферами в среде курсантов данной группы являются: творчество (10), познание (10), наличие хороших и верных друзей (9), здоровье (8), активная деятельная жизнь (7). Менее доступны: интересная работа (3), материальное благосостояние (2), любовь (2), счастливая семейная жизнь (2), свобода (1).

Для группы курсантов без внутриличностных конфликтов значимыми выступают такие сферы жизни, как: наличие хороших друзей (10), свобода (8), любовь (8), уверенность в себе (7), счастливая семейная жизнь (7). Эти же сферы являются наиболее доступными, исключая сферу любви (5), которая, по сравнению с другими, менее доступна для данных военнослужащих. К наименее значимым жизненным сферам могут быть отнесены: активная деятельная жизнь (3) творчество (2), красота природы и искусства (2). А к наименее доступным: творчество (4), интересная работа (3), материально обеспеченная жизнь (3).

Расхождение между значимостью и доступностью в той или иной ценностной сфере у курсантов свидетельствует о наличии конфликта в этой сфере. Самой конфликтогенной сферой жизнедеятельности для курсантов первой группы, переживающих внутриличностный конфликт, выступает: «счастливая семейная жизнь» – 90 % обследованных респондентов, 83 % испытуемых имеют конфликты в такой жизненной сфере как «свобода», 77 % – «материально обеспеченная жизнь», 77 % – «любовь». Часть респондентов (35 %) этой группы имеют внутриличностные конфликты в таких областях жизнедеятельности, как: уверенность в себе, наличие хороших и верных друзей. Это объясняется тем, что наиболее значимые потребности в счастливых семейных отношениях, свободе, любви, в материальной независимости блокируются со стороны общества и остаются неудовлетворенными. Конфликт в системе ценностей у данных курсантов отсутствует в таких областях, которые характеризуются в курсантской среде не очень высокой доступностью, но и значимыми также не являются: красота природы и интересная работа. В таких сферах, как активная деятельная жизнь, познание, творчество, наблюдается снижение или отсутствие мотивации вообще.

У курсантов второй группы, не переживающих внутриличностный конфликт, не было выявлено явных конфликтных сфер. В большинстве случаев для всех жизненных сфер характерны либо высокая значимость и доступность (например, сфера «свободы» имеет по значимости 8 баллов, а по доступности 7 баллов), либо низкая значимость и низкая доступность (например, сфера «творчество» – 2 балла по значимости и 4 балла по доступности) ценностей. Эти курсанты реально оценивают свои желания и возможности для их удовлетворения.

51 % испытуемых первой группы переживает внутриличностный конфликт как состояние психологического дискомфорта. Причем свое состояние они оценивают как выраженный дискомфорт, оценивая его по шкале отсутствия (1) – наличия (7) этого чувства в 6 баллов (это наблюдается, если курсант обладает высоким индексом расхождения значимости и доступности, равный 52). 49 % курсантов этой группы со средним показателем (37) общей конфликтности личности отмечают у себя преобладание чувства внутреннего комфорта. Испытуемые второй группы (90 %) характеризуют свое состояние как ситуацию отсутствия чувства внутреннего дискомфорта. Хотя в нашем исследовании имеет место и такой случай, когда курсанты (10 %) с низким показателем общей дезинтеграции, конфликтности личности описывают свое состояние как чувство выраженного дискомфорта. Это свидетельствует о расхождении между объективно имеющимся противоречием в мотивационно-личностной сфере и субъективной оценкой при этом своего состояния. Следовательно, курсанты с похожими состояниями мотивационно-личностной сферы в плане их ценностных установок и внутренних конфликтов имеют далеко не идентичную эмоциональную регуляцию, сложившуюся, вероятно, в силу специфики используемых ими психологических защит и общей эмоциональной реактивности.

По данным теста К.Леонгарда – Н.Шмишека (определение акцентуированных черт характера), 75 % курсантов имеют выраженный тип акцентуации характера: 73 % – это курсанты первой группы, испытывающие состояние внутриличностного конфликта, и 27 % – курсанты второй группы. Из них 61 % обладают одним ведущим типом акцентуации, 39 % – характеризуются наличием смешанного типа акцентуации (ведущими являются два или три типа).

В группе курсантов с внутренними конфликтами акцентуации характера распределились в порядке убывания степени распространенности следующим образом: гипертимный, эмотивный, циклотимный, экзальтированный. Среди курсантов первой группы не было выявлено таких типов акцентуаций как застревающий, демонстративный, дистимный. При этом у 36 % испытуемых этой группы наблюдается смешанный тип акцентуации:

1-й смешанный тип – эмотивный и экзальтированный (30 %). Эти курсанты ценят общение в узком кругу избранных, они привязаны и внимательны к друзьям и близким. В конфликты вступают редко, но если являются в них активной стороной, то очень эмоциональны и чувствительны.

2-й смешанный тип – эмотивный, циклотимный и гипертимный (15 %). Курсанты этого типа характеризуются частыми сменами настроения, манер общения с окружающими людьми. В период повышенного настроения они контактны, словоохотливы, энергичны, а в период подавления – очень чувствительны к замечаниям со стороны окружающих, при этом все свои обиды носят в себе.

3-й смешанный тип – циклотимный и экзальтированный (15 %). Курсантов с этим типом акцентуации отличает склонность к резкой смене настроения в зависимости от внешней ситуации. Им важно ощущать внимание со стороны окружающих их людей, если они его не получают, то становятся замкнутыми и раздражительными. Обнаружение смешанных типов акцентуаций у курсантов, переживающих внутренний конфликт, доказывает тот факт, что одним из кардинальных явлений в возрастной динамике этого возраста является трансформация типов акцентуаций. Суть этих трансформаций состоит обычно в присоединении черт близкого, совместимого с прежним типа, происходящим под влиянием продолжительных неблагоприятных социально-психологических влияний.

Одновременно выяснилось, что среди курсантов, не переживающих внутриличностный конфликт, общее количество выявленных акцентуаций характера меньше, чем у первой – всего пять: гипертимный, циклотимный, эмотивный, экзальтированный, педантичный. Плюс к этому лишь у 7 % испытуемых этой группы наблюдается смешанный тип акцентуации (педантичный и эмотивный).

Для подтверждения выдвинутой в исследовании гипотезы о связи между типом акцентуаций характера и видом внутриличностного конфликта у курсантов использовался метод корреляционного анализа. Анализ показал, что существуют значимые корреляции между такими типами акцентуаций, как: тревожный, педантичный, эмотивный, экзальтированный, – и такими видами внутриличностного конфликта, как: конфликт в сфере "здоровье", сфере "любви", сфере "наличие верных друзей", сфере "уверенность в себе", "познание" и "свобода" (таблица 1).

Таблица 1

Результаты исследования корреляций типов акцентуаций

с отдельными видами внутриличностного конфликта

Конфликты

Типы

акцентуаций

Здоровье

Любовь

Друзья

Уверенность

в себе

Познание

Свобода

Тревожный

-0,05

0,20

0,36

0,02

0,08

0,15

Педантичный

0,25

-0,03

0,03

0,01

-0,15

0,28

Эмотивный

-0,04

-0,08

0,16

0,27

-0,12

0,30

Экзальтированный

-0,22

0,25

-0,01

-0,01

0,36

0,05

Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что курсанты с тревожной акцентуацией переживают внутриличностный конфликт в сфере "наличие хороших и верных друзей". По нашему предположению, это связано с тем, что курсантам данного типа свойственны робость, неуверенность в себе, ярко выраженная самокритичность. Чувство собственной недостаточности порождает различные страхи, приводящие к тому, что этим курсантам трудно устанавливать новые отношения и поддерживать старые. У многих из них имеются проблемы, к которым они не могут определить своего отношения. Чаще всего этими проблемами являются отношения к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес. У курсантов с педантичным типом акцентуации наблюдаются внутриличностные конфликты в сферах "здоровья" и "свободы". Данный тип акцентуаций характеризуется повышенной ригидностью, формализмом, занудливостью и неспособностью к вытеснению. Ситуации принятия решения, требующие оперативных действий и выбора, повышенные нагрузки и ответственность, сопровождающие эти ситуации, выступают основными причинами возникновения внутриличностных конфликтов. Конфликт ярко проявляется только в случае, если педантичного акцентуанта от привычной ему среды, если они противодействуют его желанию "быть таким, каким он привык быть". Эмотивный тип акцентуации связан с преобладанием таких внутренних конфликтов, как конфликт в сферах "уверенность в себе" и "свобода". Курсанты эмотивного типа особо впечатлительны и чувствительны, сильно реагируют на неудачи в делах и в личной жизни. Они стремятся соответствовать ожиданиям окружающих их людей, если им это не удается, то "впадают" в депрессию. Обвинения курсанта в непорядочных с его точки зрения поступках, публичные указания на его физические или другие недостатки глубоко им переживаются. Курсанты с экзальтированным типом акцентуации отличаются высокой контактностью, словоохотливостью, влюбчивостью. Они альтруистичны, проявляют яркость и искренность чувств, при этом подвержены сиюминутным настроениям, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, что способствует возникновению внутриличностных конфликтов в сферах "любви" и "познания". Ситуации, в которых на них не обращают внимания, равнодушны к их эмоциональному состоянию, в которых отсутствуют теплые эмоциональные связи, порождают внутренние противоречия и сильное чувство дискомфорта. Нередко причиной внутренних конфликтов экзальтированного акцентуанта выступает неудачная любовь. Однако часто это лишь романтическая завеса или просто выдумка. Действительной причиной обычно служат уязвленное самолюбие, утрата ценного для данного курсанта внимания, страх упасть в глазах окружающих, особенно сверстников, лишиться ореола "избранника".

Для выяснения роли психологических защит в процессе преодоления внутриличностного конфликта и связанного с ним чувства дискомфорта были проведены корреляции между следующими показателями: типам акцентуации и типам защитного механизма; видам внутриличностного конфликта и типам защитного механизма. Корреляционный анализ показал, что определенный тип акцентуации характера значимо не коррелирует с тем или иным типом психологической защиты. Однако существуют значимые корреляции между типом психологической защиты и видом внутриличностного конфликта (табл. 2).

Таблица 2

Результаты исследования корреляции типов защит

с отдельными видами внутриличностного конфликта

Тип защит

Вид

конфликта

Рациона-лизация

Проекция

Субли-мация

Подав-ление

Интеллек-туализация

Иденти-фикация

Любовь

0,20

0,37

0,01

0,13

0,31

0,08

Обеспеченная жизнь

0,23

0,17

0,27

0,27

0,15

0,14

Счастливая семья

0,28

0,01

0,06

0,11

0,17

0,25

Результаты, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о том, что курсанты, переживающие внутриличностный конфликт в сфере любви, используют проекцию и интеллектуализацию в качестве механизмов снятия чувства дискомфорта. В этом случае военнослужащий осознает свое желание любить, быть любимым, но он также понимает ограниченность своих возможностей. При этом он бессознательно переносит свои нереализованные возможности на плоскость дружеских отношений. Курсанты, неудовлетворенные своим материальным положением, чаще всего прибегают к сублимации и подавлению. Они сознательно предотвращают проявление мыслей и действий по поводу своей финансовой несостоятельности и переводят их в шутки, вызывающие разрядку существующего напряжения в форме, санкционированной обществом. Если курсант испытывает внутриличностный конфликт в сфере семейных отношений, то он пытается справиться с ним с помощью таких механизмов защиты, как рационализация и идентификация. В ситуациях конфликта с семьей он сознательно скрывает от самого себя мотивы своего поведения для обеспечения состояния комфорта, связанного с желанием сохранить чувство собственного достоинства.

Просмотров работы: 3177