НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ РЕФЛЕКСИИ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Военные вузы России занимают особое место в системе высшего образования Российской Федерации. Данные вузы реализуют в соответствии с лицензией профессиональные образовательные программы высшего профессионального образования и решают специфические задачи, связанные с выполнением государственного заказа по подготовке специалистов для силовых ведомств. Основной задачей данных образовательных заведений является подготовка квалифицированных офицеров, отвечающих современным требованиям.

В настоящее время, особенно после перехода на обучение по государственным образовательным стандартам высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 3 поколения, перед руководством военных вузов и профессорско-преподавательским составом остро встала проблема как за выделенное количество время подготовить офицера, отвечающего современным требованиям.

Анализ учебных планов военных вузов показал, что значительно увеличилось количество часов в ГОС ВПО 3 поколения выделяемых на цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин (в среднем от 12 до 25 % по сравнению с ГОС ВПО второго поколения). Увеличение количества часов происходит за счет уменьшения учебного времени на циклы общематематических и естественнонаучных дисциплин, стажировок (практик) и несения гарнизонной (караульной) службы (от 30 до 45 % по сравнению с ГОС ВПО второго поколения). При этом введены новые дисциплины, с большим количеством учебного времени, взятые из учебных планов «гражданских» вузов, осуществляющих подготовку по родственным специальностям. Что в свою очередь не учитывает специфику подготовки выпускника военного вуза.

А существует также и специфика самих военных вузов связанная со строгой регламентацией служебной и учебной деятельности, что в свою очередь влечет за собой отрыв обучающихся от учебных занятий и как итог постоянному дефициту у них времени для плодотворного обучения.

Все это в совокупности обязывает преподавателей военных вузов нацеливать курсантов не только на получение знаний (присущих традиционным формам обучения в военных вузах), но и на приобретение знаний самостоятельно и умению объективно оценивать себя самим, что в свою очередь возможно лишь при наличии у курсанта рефлексивного компонента.

Само слово рефлексия пришло в русский язык из английского языка (reflection –an idea or opinion or statement resulting from deep and careful thought) и является синонимом словам «обратная связь», «отдача», «самооценка и самоанализ», «взаимопонимание и взаимодействие».

Понятие рефлексии возникло в философии и означало размышления индивида о происходящем в его сознании.

В настоящее время имеется большое количество определение понятия «рефлексия»:

- универсальный психологический механизм изменения и развития личности (Ю.Н. Кулюткин);

- условие, необходимое для того, чтобы каждый участник процесса обучения увидел всю организацию собственной деятельности на уроке в соответствии с целями и программой и оценил ее (С.С. Татарченкова);

- это процесс самоопределения личности (М.М.Бахтин, В.С. Библер);

- это системообразующий фактор творческого мышления, обеспечивающий не только его смысловую организацию и саморегуляцию, но и самореализацию и саморазвитие личности в конкретных условиях микроразвития мышления в процессе разрешения проблемно-конфликтной ситуации поиска ответа на вопрос» (И.Н.Семенов).

По нашему мнению рефлексия - это способность курсанта самому взглянуть на себя со стороны, проанализировать свои учебные действия, учебные достижения и неудачи а, при необходимости, произвести изменение своей познавательной деятельности, что отразится на уровне его подготовленности.

Как правило, вчерашний школьник, поступив в военный вуз, не обладает достаточным уровнем рефлексии и преподаватели вынуждены развивать ее у него используя для этого активные методы обучения.

Развитие рефлексивных способностей у курсантов является одной из задач современного военного образования. Решение этой задачи позволит курсантам, будущим молодым офицерам, справиться с трудностями профессионального и личностного становления и успешной реализации себя в военной профессиональной деятельности.

Просмотров работы: 1223