ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ВОЕННОМ ВУЗЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ ОФИЦЕРОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ В ВОЕННОМ ВУЗЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Современный этап модернизации системы военного образования актуализирует личностное измерение подготовки военных кадров. Наряду с подготовкой военных специалистов в соответствии с нормативными требованиями на первый план выдвигается задача удовлетворения запросов будущих офицеров на образовательные услуги определенного уровня и качества. Особенно актуальна эта задача для военно-учебных заведений осуществляющих профессиональную подготовку офицеров-воспитателей.

Профессиональное образование офицера-воспитателя в военном вузе тесно связано с социализацией и раз­витием его личности. Личностное пространство курсанта в процессе обучения намного шире про­фессионального и существенно влияет на него. Личность обучаемого обычно оказывает позитивное влияние на ход профессионального становления в течение образовательного процесса. Однако, личность может и препятствовать становлению профессионала (отсутствие трудолюбия, элементарных человече­ских способностей, мотивов, наличие психологических барьеров и др.). Вместе с тем успехи в освоении профессии по мере становления курсанта оказывают обратное, преимущественно стимулирующее влияние на развитие его личности.

Формирование профессиональных качеств будущих офицеров-вос-питателей происходит в процессе обучения в военном вузе. В социально-пси­хологическом плане важно учитывать, что эта пора развития курсанта, когда формируются его интересы, происходит их сопоставление с требованиями к организации воспитательной работы в войсках. Это время становления характе­ра и интеллекта будущего офицера, период интенсивной и активной его социализации, что также следует учитывать в организации профессионального образования.

Психологическое становление офицера-воспитателя связано с появлением новых качеств в его психике, которые раньше либо отсутствовали у него или имелись в другом виде, а также возникновением способностей к организации психолого-педагогической деятельности. Следовательно, профессионально-личностное развитие можно рассматривать как «приращение», обогащение психики курсантов. Наиболее способ­ствуют профессионально-личностному становлению будущего офицера-воспитателя такие черты его личности, как следование профессио­нальной психолого-педагогической этике, индивидуальная и социальная ответственность, внутренний контроль, гибкость и оперативность, адекватная самооцен­ка и готовность к дифференцированной оценке своего профессионализма и др.

Профессионально-личностное развитие является динамичным процессом, который зависит от внешних условий. В период профессиональной образования изменяются требования к профессии,структура основных мотивов ее выбора, духовные ценности, операционно-техническая сфера в связи с появлением инновационных технологий и др. Вместе с этим, становление будущего специалиста обусловлено и внутренними условиями: изменяются представления курсанта о профессии, критерии оценки и способы самореализации в ней. При определенных усло­виях соотношение этих различных сторон приобретает ха­рактер диалектического противоречия, активизируя развития профессиональной направленности.

Изменение общественных и нормативных требований к подготовке офицера-воспитателя, осознание их и оценка степени их рассогласования с наличными знаниями и умениями приводит к по­явлению новых потребностей и интересов, новой системы целей и установок, необходимости совершенствования профессиональных взглядов и убежде­ний. Эти изменения являются источником учебной активности, которая компенсирует возникшее рассогласование. Таким образом, несоответствие между объективным содержа­нием образовательной деятельности и тем личностным смыслом, ко­торый имеет для курсанта его выбор, создает предпосылки для профессионального роста.

Трансформация образовательных потребностей курсантов от простых форм к более слож­ным, от одностороннего или слабо выраженного интереса к осознанию приоритетов про­фессиональной деятельности, характеризует траекторию развития будущего офицера-воспитателя. Познавательная деятельность стимулирует ценностно-ориентационную деятельность курсанта, обеспечивает приток новой информации о профессии и требованиях к офицеру-воспитателю. В этих условиях приоритетными направлениями профессионального образования следует считать культивирование ценностей личностного роста курсанта, обеспечение его эффективной социализации и адаптации к динамично изменяющейся ситуации.

Становление профессионально-личностных качеств офицера-воспитателяв период обучения в военном вузе характеризуется неравномерностью и гетерохронностью, разновременностью. Нерав­номерность обусловлена наличием кризисов, которые могут возникать в учебно-профессио­нальной деятельности. Гетерохронность - это разновременность появления и развития профессионально-важных качеств, различия в ско­рости и глубине их образования и развития. Развитие профессионально-личностных качествпротекает в определенной профессиональной среде с ее предметной насыщенностью и социальными отношениями. В этой связи необхо­димо учитывать активность учебно-профессиональной среды, пси­хологический климат в группе и т.д.

В профессионально-личностном развитии будущего офицера проявляются проти­воречивые тенденции: между саморазвитием и самосохранением, противостояние результатов и процесса труда, несовпадение мотивов профессиональной деятельности, рассо­гласование темпов развития мотивационной и операционно-технической сторон, неравномерность освоения отдельных профес­сиональных качеств и др. На наш взгляд, в процессе развития профессиональной направленности курсант проходит ряд этапов.

Первый этап (адаптация): курсант внешне принимает решение освоить психолого-педагогическую специальность, имея соответствующий эмоцио­нальный настрой, ситуативный интерес, пред­метную установку, однако сформировав­шаяся у него целевые установки дают лишь общее направление учебно-воспитательной деятельности, у него формируется чувство самостоятельности и ответ­ственности.

Второй этап (специализация): у курсанта имеется зафиксированная установка на освоение избранной профессии, устойчивыми стали мотивы и интересы, проявляется увлеченность как теоретической, так и к практической стороной учебного материала; происходит постепенное самоутверждение лич­ности через освоение профессиональных видов деятельности.

Третий этап (профессионализация): включение в профессиональную деятельность, формирование про­фессиональной направленности с учетом соот­ветствующих способностей и склонностей.

Таким образом, профессиональное и личностное в деятельности офицера-воспитателя тесно взаимосвязаны. Личностные качества следует рассматривать в качестве фундамента его профессиональной успешности. Они способствуют более быстрому и полному приобретению профессиональных знаний, умений и навыков в процессе обучения. При этом они развиваются в процессе профессионализации и учебной деятельности.

Психологическими механизмами профессио­нально-педагогического развития будущего офицера - воспитателя выступает сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личност­ных смыслов и способностей. В связи с изложенным пониманием движущих сил профессио­нально-личностного развития необходима такая организация образовательной деятельности в военном вузе, которая актуализировала бы противоречие между требованиями к организации воспитательной работы и ее личност­ным смыслом для будущего офицера-воспитателя.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Педагогика профессионального образования. Учебное пособие. /Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 368с.

  2. Терещенко А.Г. О становлении профессиональной субъектности офицера-воспитателя в военном вузе. Актуальные проблемы вузов ВВС. Ярославль. 2008.–С.34-39.

Просмотров работы: 1886