Профессиональное образование офицера-воспитателя в военном вузе тесно связано с социализацией и развитием его личности. Личностное пространство курсанта в процессе обучения намного шире профессионального и существенно влияет на него. Личность обучаемого обычно оказывает позитивное влияние на ход профессионального становления в течение образовательного процесса. Однако, личность может и препятствовать становлению профессионала (отсутствие трудолюбия, элементарных человеческих способностей, мотивов, наличие психологических барьеров и др.). Вместе с тем успехи в освоении профессии по мере становления курсанта оказывают обратное, преимущественно стимулирующее влияние на развитие его личности.
Формирование профессиональных качеств будущих офицеров-вос-питателей происходит в процессе обучения в военном вузе. В социально-психологическом плане важно учитывать, что эта пора развития курсанта, когда формируются его интересы, происходит их сопоставление с требованиями к организации воспитательной работы в войсках. Это время становления характера и интеллекта будущего офицера, период интенсивной и активной его социализации, что также следует учитывать в организации профессионального образования.
Психологическое становление офицера-воспитателя связано с появлением новых качеств в его психике, которые раньше либо отсутствовали у него или имелись в другом виде, а также возникновением способностей к организации психолого-педагогической деятельности. Следовательно, профессионально-личностное развитие можно рассматривать как «приращение», обогащение психики курсантов. Наиболее способствуют профессионально-личностному становлению будущего офицера-воспитателя такие черты его личности, как следование профессиональной психолого-педагогической этике, индивидуальная и социальная ответственность, внутренний контроль, гибкость и оперативность, адекватная самооценка и готовность к дифференцированной оценке своего профессионализма и др.
Профессионально-личностное развитие является динамичным процессом, который зависит от внешних условий. В период профессиональной образования изменяются требования к профессии,структура основных мотивов ее выбора, духовные ценности, операционно-техническая сфера в связи с появлением инновационных технологий и др. Вместе с этим, становление будущего специалиста обусловлено и внутренними условиями: изменяются представления курсанта о профессии, критерии оценки и способы самореализации в ней. При определенных условиях соотношение этих различных сторон приобретает характер диалектического противоречия, активизируя развития профессиональной направленности.
Изменение общественных и нормативных требований к подготовке офицера-воспитателя, осознание их и оценка степени их рассогласования с наличными знаниями и умениями приводит к появлению новых потребностей и интересов, новой системы целей и установок, необходимости совершенствования профессиональных взглядов и убеждений. Эти изменения являются источником учебной активности, которая компенсирует возникшее рассогласование. Таким образом, несоответствие между объективным содержанием образовательной деятельности и тем личностным смыслом, который имеет для курсанта его выбор, создает предпосылки для профессионального роста.
Трансформация образовательных потребностей курсантов от простых форм к более сложным, от одностороннего или слабо выраженного интереса к осознанию приоритетов профессиональной деятельности, характеризует траекторию развития будущего офицера-воспитателя. Познавательная деятельность стимулирует ценностно-ориентационную деятельность курсанта, обеспечивает приток новой информации о профессии и требованиях к офицеру-воспитателю. В этих условиях приоритетными направлениями профессионального образования следует считать культивирование ценностей личностного роста курсанта, обеспечение его эффективной социализации и адаптации к динамично изменяющейся ситуации.
Становление профессионально-личностных качеств офицера-воспитателяв период обучения в военном вузе характеризуется неравномерностью и гетерохронностью, разновременностью. Неравномерность обусловлена наличием кризисов, которые могут возникать в учебно-профессиональной деятельности. Гетерохронность - это разновременность появления и развития профессионально-важных качеств, различия в скорости и глубине их образования и развития. Развитие профессионально-личностных качествпротекает в определенной профессиональной среде с ее предметной насыщенностью и социальными отношениями. В этой связи необходимо учитывать активность учебно-профессиональной среды, психологический климат в группе и т.д.
В профессионально-личностном развитии будущего офицера проявляются противоречивые тенденции: между саморазвитием и самосохранением, противостояние результатов и процесса труда, несовпадение мотивов профессиональной деятельности, рассогласование темпов развития мотивационной и операционно-технической сторон, неравномерность освоения отдельных профессиональных качеств и др. На наш взгляд, в процессе развития профессиональной направленности курсант проходит ряд этапов.
Первый этап (адаптация): курсант внешне принимает решение освоить психолого-педагогическую специальность, имея соответствующий эмоциональный настрой, ситуативный интерес, предметную установку, однако сформировавшаяся у него целевые установки дают лишь общее направление учебно-воспитательной деятельности, у него формируется чувство самостоятельности и ответственности.
Второй этап (специализация): у курсанта имеется зафиксированная установка на освоение избранной профессии, устойчивыми стали мотивы и интересы, проявляется увлеченность как теоретической, так и к практической стороной учебного материала; происходит постепенное самоутверждение личности через освоение профессиональных видов деятельности.
Третий этап (профессионализация): включение в профессиональную деятельность, формирование профессиональной направленности с учетом соответствующих способностей и склонностей.
Таким образом, профессиональное и личностное в деятельности офицера-воспитателя тесно взаимосвязаны. Личностные качества следует рассматривать в качестве фундамента его профессиональной успешности. Они способствуют более быстрому и полному приобретению профессиональных знаний, умений и навыков в процессе обучения. При этом они развиваются в процессе профессионализации и учебной деятельности.
Психологическими механизмами профессионально-педагогического развития будущего офицера - воспитателя выступает сложная многоуровневая структура мотивов, ценностей, личностных смыслов и способностей. В связи с изложенным пониманием движущих сил профессионально-личностного развития необходима такая организация образовательной деятельности в военном вузе, которая актуализировала бы противоречие между требованиями к организации воспитательной работы и ее личностным смыслом для будущего офицера-воспитателя.
ЛИТЕРАТУРА:
Педагогика профессионального образования. Учебное пособие. /Е.П. Белозерцев, А.Д. Гонеев, А.Г. Пашков и др. Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Издательский центр «Академия», 2006.- 368с.
Терещенко А.Г. О становлении профессиональной субъектности офицера-воспитателя в военном вузе. Актуальные проблемы вузов ВВС. Ярославль. 2008.–С.34-39.