ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА И ВЕДОМОГО В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ЛИЧНОСТЬ ЛИДЕРА И ВЕДОМОГО В ВОИНСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Деятельность воинских коллективов ставит ряд вопросов относительно субъекта лидерских процессов. Какова личность лидера? Какова личность тех, с кем взаимодействует лидер? Как они находят взаимное понимание и поддержку? Есть ли между ними нечто общее и в чем состоит отличие лидера от ведомого? И много других вопросов. В социально-психологической литературе лидер описывается в связи с его отличительными особенностями и признаками. Выделяют свойства инициативности и умения трезво оценить ситуацию, честолюбие, способность принимать адекватные решения, организаторские способности и прочие качества.

Для выяснения личностных качеств лидера и ведомого, а также ожиданий и требований, которые предъявляют командиры (начальники) к личности инструментального и экспрессивного лидера, было проведено специальное исследование, в котором приняли участие более 30 офицеров. Им был предложен перечень личностных свойств, включающих интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и другие профессионально-важные качества, с просьбой оценить их по пятибалльной шкале и ранжировать таким образом, чтобы значимые личностные свойства, ведущие для инструментального лидера в данном воинском коллективе (с которым работает офицер), занимали верхние строки списка, а самые несущественные — нижние. Если, по мнению офицера, в списке каких-либо свойств недоставало, он мог включить их. Аналогичная процедура проводилась и относительно личности экспрессивного лидера. Исходный материал был статистически обработан и в результате удалось выявить 25 личностных свойств, эталонных для того и другого лидера (табл. 1).

Таблица 1 - Эталон личности инструментального и экспрессивного лидеров (ожидания и требования командира к личности лидера)

Личностные свойства

инструментального лидера

Оценка

в баллах

Личностные свойства

экспрессивного лидера

Оценка в

баллах

1. Справедливый

4,70

1. Сообразительный

4,68

2. Трудолюбивый

4,65

2. Общительный

4,58

3. Умеет организовать работу

4,60

3. Внушает симпатию

4,57

4. Инициативный

4,54

4. Умный

4,44

5. Умным

4,53

5. Собранный

4,43

6. Энергичный

4,48

6. Сообразительный

4,40

7. Хороший товарищ

4,44

7. Требовательный

4,30

8. Умеет организовать работу

4,18

8. Энергичный

4,23

9. Настойчивый

4,22

9. Справедливый

4,14

10. Выдержанный

4,21

10. Самостоятельный

3,98

11. Решительный

4,20

11. Решительный

3,81

12. Уверенный в себе

4,13

12. Трудолюбивый

3,80

13. Инициативный

4,07

13. Уравновешенный

3,74

14. Самостоятельный

4,06

14. Уверенный в себе

3,68

15. Принципиальный

4,04

15. Выдержанный

3,65

16. Хороший товарищ

4,00

16. Обладает чувством

собственного достоинства

3,44

17. Обладает чувством

собственного достоинства

3,82

17. Собранный

3,27

18. Общительный

3,80

18. Принципиальный

3,09

19. Уравновешенный

3,75

19. Настойчивый

2,98

20. Внушает симпатию

3,30

20. Требовательный

2,87

21 Скромный

2.70

21. Скромный

2,23

22. Властный

2,40

22. Властный

2,09

23. Упрямый

2,08

23. Самолюбивый

2,04

24. Самолюбивый

1,60

24. Упрямый

1,90

25. Обидчивый

1,20

25. Обидчивый

1,37

Анализируя и сравнивая эталоны представлений об инструментальном и эмоциональном лидерах, можно заметить, что требования к их интеллекту примерно равные (умный, сообразительный); такие качества, как обидчивость, упрямство, властность и самолюбие также в равной мере нежелаемы для одного и другого лидеров (именно эти качества занимают последние 4 строки в списке).

Различие состоит в требовании к организаторским способностям. По мнению офицеров, они должны быть более выражены у инструментального лидера (умеет организовать работу), он должен обладать и более развитыми качествами, значимыми в военно-профессиональной деятельности (трудолюбивый, требовательный, собранный). В эталоне экспрессивного лидера подчеркивается значимость личностных свойств, раскрывающих отношение к другим людям — общительный, внушает симпатию, хороший товарищ.

В дальнейшем было проведено исследование 24 инструментальных и экспрессивных лидеров воинских подразделений. Статистическая обработка полученного эмпирического материала позволила выяснить их распределение и выраженность у реальных инструментальных и экспрессивных лидеров (табл. 2). Параллельно изучались ведомые с помощью такой же анкеты.

При сравнении ожиданий офицеров (данные эталона) и реально полученных показателей личностных свойств инструментальных и эмоциональных лидеров обнаруживается определенная, отчетливо выраженная тенденция. Наибольшее расхождение между ожидаемым и реальным набором личностных свойств лидеров отмечается, с одной стороны, в тех индивидуально-психологических особенностях, которые представляются офицерам наиболее значимыми и желаемыми, а с другой — в тех свойствах, которые по мнению офицеров, являются наименее значимыми и желаемыми.

Для инструментального лидера наибольшие расхождения между ожидаемыми и реальными свойствами получены по показателям: справедливый, трудолюбивый, умеет организовать работу, умный, собранный, сообразительный, требовательный, энергичный, настойчивый, выдержанный и решительный; для экспрессивного лидера по показателям: сообразительный, инициативный и др. Наиболее существенные расхождения обнаруживаются в двух аспектах. Первый — чем большие ожидания заложены, тем меньше они удовлетворяются в реальной жизни. Так, офицеры хотели бы видеть лидера более справедливым, сообразительным, трудолюбивым, общительным, инициативным, умеющим организовать работу. Средняя оценка этих качеств равна 4,62 балла в эталоне.

Таблица 2 - Эмпирические данные исследования личности лидеров

Личностные свойства

инструментального лидера

Оценка

в баллах

Личностные свойства

экспрессивного лидера

Оценка

в баллах

1. Уверенный в себе

4,15

1. Общительный

3,90

2. Обладает чувством

собственного достоинства

4,13

2. Обладает чувством

собственного достоинства

3,82

3. Самостоятельный

4,10

3. Самостоятельный

3,77

4. Хороший товарищ

4,00

4. Трудолюбивый

3,67

5. Трудолюбивый

3,98

5. Справедливый

3,55

6. Самолюбивый

3,80

6. Хороший товарищ

3,50

7. Энергичный

3,78

7. Самолюбивый

3,43

8. Требовательный

3,77

8. Сообразительный

3,42

9. Принципиальный

3,75

9. Умный

3,40

10. Настойчивый

3,74

10. Уравновешенный

3,37

11. Справедливый

3,73

11. Энергичный

3,33

12. Инициативный

3,71

12. Требовательный

3,20

13. Сообразительный

3,67

13. Выдержанный

3,17

14. Общительный

3,65

14. Настойчивый

3,10

15. Умный

3,60

15. Принципиальный

3,07

16. Внушает симпатию

3,50

16. Уверенный в себе

3,00

17. Решительный

3,45

17. Внушает симпатию

2,97

18. Упрямый

3,43

18. Собранный

2,96

19. Умеет организовать работу

3,40

19. Обидчивый

2,95

20. Решительный

2,80

20. Собранный

3,35

21. Инициативный

2,77

21. Обидчивый

3,33

22. Упрямый

2,60

22. Уравновешенный

3,23

23. Скромный

2,57

23. Выдержанный

3,13

24. Умеет организовать работу

2,30

24. Властный

3,10

25. Скромный

2,40

25. Властный

2,20

У реальных лиц, выполняющих роль лидеров, она составляет в среднем только 3,52 балла. Второй аспект — чем в меньшей степени желательны некоторые личностные свойства в эталоне, тем в большей мере им обладает реальный лидер. В числе таких качеств офицеры указали властность, упрямство, обидчивость, самолюбие. Их средняя оценка равна 1,83 балла, а у реальных военнослужащих, выполняющих роль лидера, — 3,10 балла.

Таким образом, можно говорить о следующей тенденции. Максимизация и минимизация ожиданий и требований офицеров к реально действующим лидерам в подразделениях является неадекватной и не отвечает элементарному здравому смыслу. Офицеру-воспитателю следует руководствоваться критерием оптимальности при выборе и оценке личностных качеств военнослужащего, подбираемого на роль, например, инструментального лидера.

Естественно предположить, что весь перечень личностных свойств характеризует любого военнослужащего и что эти свойства по-разному выражены у инструментального и экспрессивного лидера, у лидера и ведомого, поскольку развитие свойств личности определяется требованиями и содержанием деятельности, конкретными функциями (ролями), выполняемыми в коллективе, и ограничениями в результате дифференциации ролей. Выяснилось, что инструментальные лидеры существенно отличаются от экспрессивных по показателям свойств инициативности, уверенности в себе, энергичности, умения организовать работу, требовательности, властности, настойчивости, решительности, принципиальности, способности внушать симпатию и быть хорошим товарищем. Они более упрямы, чем экспрессивные лидеры. Вместе с тем инструментальные и экспрессивные лидеры имеют много общего. У них были получены примерно одинаковые показатели общительности, трудолюбия, справедливости, сообразительности, выдержанности и некоторых других качеств.

Личность ведомых по своим индивидуально-психологическим особенностям ближе к личности экспрессивного лидера, хотя между ними можно отметить некоторые существенные различия: военнослужащие, выступающие в роли ведомых, обладают меньшей общительностью, уверенностью в себе и инициативностью, они более уравновешенны, сдержанны, чем экспрессивные лидеры.

Изучение личности лидера и ведомого основывалось на известной позиции, суть которой состоит в том, что определенные роли в воинских коллективах требуют определенных личностных характеристик их исполнителей. Ведущий социальный психолог Е.С. Кузьмин считает, что «лидер — это энергичный, представительный, самоуверенный, более социомобильный, инициативный, более экстравертированный человек». Факты, полученные в исследовании, подтвердили положение о более высоком развитии у лидеров таких личностных свойств, как энергичность, уверенность в себе, инициативность.

Просмотров работы: 2781