ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ОРГАНИЗАЦИЯ И КОНТРОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ КУРСАНТОВ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Формирование творческой личности будущего офицера является актуальной проблемой не только военного вуза, но и важнейшей социально-экономической задачей всего общества.

Сущность новых требований к подготовке выпускников военного вуза состоит в создании условий для их последующей эффективной профессиональной деятельности с учетом быстрого изменения содержания труда и необходимости эффективного обновления прикладных знаний.

Особую роль в профессиональной подготовке выпускников военных вузов играет профессорско-преподавательский состав кафедр, призванный обеспечить усвоение курсантами знаний, определенных государственным образовательным стандартом. Наибольшая трудность при подготовке курсантов, с которой сталкиваются преподаватели – это то, что курсанты младших курсов недостаточно готовы к самостоятельной, а тем более творческой работе.

В связи с этим основной задачей преподавателей является внедрение таких форм самостоятельной работы курсантов, которые предусматривали бы поэтапное формирование и развитие у курсантов навыков самостоятельного выполнения учебных заданий.

Учитывая неполную адаптацию вчерашних школьников к вузовским условиям, для успешной мотивации систематической работы курсантов следует использовать традиционные и достаточно эффективные приемы: контроль и индивидуализация на всех видах занятий. Самостоятельная работа курсантов дает положительные результаты в случае проведения максимально возможного количества контрольных мероприятий в рамках отводимого учебным планом времени.

Первой и базовой формой самостоятельной работы курсантов является работа с учебной литературой. Самостоятельная работа включает в себя работу над теоретическим материалом, подготовку к практическим, лабораторным, семинарским занятиям и т.д. Сюда же входит организуемая самостоятельная работа курсантов, которая осуществляется при консультационной и методической помощи преподавателя.

Следует подчеркнуть особую роль методического обеспечения при организации самостоятельной работы курсантов. Подготовка конспектов лекций, обучающих и контролирующих программ, учебных пособий и т.п. – основной путь, который позволяет формировать методическую базу для самостоятельной работы курсантов.

Учет в процессе организации самостоятельной работы индивидуальных особенностей курсантов имеет очень большое значение. Преподаватель должен учитывать разный интеллектуальный уровень курсантов одной группы и строить процесс обучения таким образом, чтобы он отвечал познавательной потребности более подготовленных курсантов с уже сформировавшимся складом мышления и содействовал выработке потребностей к знаниям курсантов средних способностей.

В отдельных вузах Министерства обороны Российской Федерации преподаватели кафедр практикуют использование так называемых вводных тестов. Тестирование проводится в начале семестра с целью определения типа индивидуальности курсанта, оценки уровня подготовки (знаний) по данной дисциплине. Дальнейшее обучение курсантов ведется на практических занятиях с учетом уровня их подготовки, склонностей, способностей и интересов. Разработанные и используемые учебные пособия содержат задания разной степени сложности, что позволяет преподавателю подбирать индивидуальный пакет заданий для работы на практических занятиях и в часы самоподготовки с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки курсантов.

На начальном этапе обучения можно выделить следующие важные направления деятельности преподавателя:

- привить курсантам навыки самостоятельной работы с учебной литературой;

- развить умения ставить вопросы и под руководством преподавателя находить на них ответы;

- научить анализировать полученные результаты;

- решать нестандартные задачи творческого характера.

Контроль за уровнем получаемых курсантами знаний на данном этапе достаточно традиционен: проверка и оценка качества конспектирования учебного материала, быстроты и качества выполнения заданий, описания и анализа результатов, умения работать с техникой, пользоваться справочной литературой.

Однако уже на первом курсе для формирования у курсантов более сложных интеллектуальных умений необходимо включать в процесс обучения разнообразные формы организации и контроля самостоятельной работы, в том числе и такую работу, которая выполняется под методическим и организационным руководством преподавателя.

Самостоятельная работа курсантов под руководством преподавателя является базой для участия в научно-исследовательских работах на кафедрах вуза, обеспечивающих учебный процесс. При этом курсант, изучая разные дисциплины, проходит путь от простой репродуктивной деятельности к творческой работе. Научно-исследовательская работа курсантов охватывает различные регламентированные и факультативные формы самостоятельной работы, дополняя одна другую. При этом предполагается целенаправленное, поэтапное обучение курсантов приемам и навыкам самостоятельной работы на основе углубленного изучения и творческого освоения дисциплин учебного плана, а также органическое единство учебной, научной и воспитательной работы.

Важной составляющей частью самостоятельной работы является выполнение курсантами контрольных заданий, по изучаемым на аудиторных занятиях темам. Использование индивидуальных контрольных заданий, учитывающих уровень подготовки курсантов и их способности, повышает эффективность и практическую отдачу самоподготовки.

Другим видом работы организуемой преподавателем является промежуточный контроль. В семестре преподаватель планирует несколько промежуточных контролей, когда он проверяет работу курсантов по изучаемой дисциплине, делает необходимые корректировки и оказывает методическую помощь: рекомендует справочную литературу, учит работать с ней. Это особенно важно на младших курсах, когда значительная часть курсантов не готова к самостоятельной работе, не умеет ее организовать, правильно спланировать, а тем более творчески исполнить.

Организация самостоятельной работы включает, как важнейший элемент, постоянный контроль со стороны преподавателя этой работой. Можно выделить следующие этапы:

- стартовый контроль (в начале каждого семестра);

- текущий контроль;

- промежуточный контроль (в конце семестра обучения после окончания изучения дисциплины).

Следует отметить тот факт, что внедрение рейтинговой системы оценки знаний курсантов органически вписывается в общую систему организации самостоятельной работы курсантов и является важным инструментом обеспечения постоянного контроля и самоконтроля за самостоятельной работой и повышения ее эффективности.

Рейтинг включает в себя текущий (семестровый) рейтинг успеваемости курсантов. Использование рейтинговой системы обучения и контроля знаний курсантов позволяет регулярно контролировать, своевременно корректировать и таким образом правильно организовывать и управлять самостоятельной работой курсантов.

Рейтинговая система контроля:

- повышает ритмичность работы курсантов;

- вносит элементы состязательности;

- обеспечивает тщательный контроль всех разделов и тем учебной дисциплины;

- повышает прочность знаний за счет систематической работы курсантов;

- повышает объективность итоговой оценки по дисциплине;

- дает объективную информацию для поощрения курсанта.

Рейтинговая система стала важным атрибутом разрабатываемых новых технологий обучения.

Совершенствование содержания и форм организации контроля самостоятельной работы курсантов следует рассматривать как составную часть процесса перехода на многоуровневую структуру высшего профессионального образования. При этом эффективность самостоятельной работы зависит от комплексного проектирования ее содержания, внедрения современных образовательных технологий, а также от обеспеченности учебной, учебно-методической, справочной и научной литературой, современной электронной техникой.

Использованные источники:

1. Зиновьева В.А. Усвоение и контроль знаний // Высшее образование в России. – М., 2003.

2. Трифонов В.В. Текущий контроль в обучении: Методические рекомендации. – М.: МО РФ, 2004.

3. Лында А.С. Дидактические основы формирования самоконтроля в процессе самостоятельной работы учащихся. – М., 2005.

Просмотров работы: 3950