АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ СОДЕРЖАНИЯ МОТИВАЦИОННО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ВОЕННОСЛУЖАЩЕГО

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Важное место в духовно-смысловой сфере воинской деятельности занимают ценности, ценностные ориентации.

В решении кардинальных задач строительства современной российской армии все больше повышается роль ценностной ориентации и относящихся к ней духовных ценностей военнослужащих. Духовные ценности военнослужащих можно представить как осознанные, социально значимые для духовного развития явления и процессы или их свойства и стороны, функционирующие в системе исторически определённых общественно-гражданских и военно-профессиональных отношений и связанные с проявлением духовной культуры воинов, пониманием себя как личности и защитника Отечества.

Военнослужащий российской армии как личность располагает характерной для него системой духовных ценностей, во многом отличающейся от содержания духовного мира других социальных групп. Все их условно можно разделить на четыре подсистемы:

- духовные ценности общечеловеческого характера;

- духовные ценности, выражающие общие интересы и стремления граждан нашего общества (Российской Федерации);

- духовные ценности, обусловленные службой в Вооруженных Силах РФ;

- духовные ценности индивидуально-личностного характера.

Поскольку жизнедеятельность военнослужащего характеризуется своеобразием отношений военной организации, спецификой целей и выполняемых задач, а также собственным духовным миром, особыми представлениями и отношением к товарищам и командирам, оружию и боевой технике, выполнению военной присяги, уставов и приказов, то и содержание духовных ценностей военнослужащих по-своему специфично. Каково же их содержание в современных условиях? Оно представляет единство элементов, отражающих жизнь военнослужащих в духовной сфере общества и проявляющихся как их свойства и качества. Иными словами, содержание понятия «духовные ценности военнослужащих» составляют те логические образы сознания, мировоззрения или духовного мира, которые являются устойчивым отражением процессов практики, объективного мира и имеют ценностное значение.

Исходя из данной посылки, рассмотрим содержание значимых духовных ценностей военнослужащих, оказывающих сегодня существенное влияние на формирование духовного облика воина российской армии. Методологическими основаниями рассмотрения могут быть требования:

- содержание духовных ценностей воинов перспективнее раскрывать в соответствии с единым основанием классификации;

- содержание духовных ценностей воинов целесообразно рассматривать в соотнесении с общегражданскими духовными ценностями и на этой основе выделять наиболее значимые элементы этих ценностей;

- содержание духовных ценностей воинов важно анализировать в единстве современного их состояния и прогнозируемого развития.

Поскольку духовные ценности военнослужащих функционируют, формируются и реализуются, прежде всего, в сфере воинской деятельности, рассмотрим их содержание по данному основанию. Духовные ценности военнослужащих условно можно разделить на две группы: а) военно-профессиональные; б) общего характера.

К первой группе относятся патриотизм, воинский долг, воинская честь, воинская дисциплина и дисциплинированность, героизм, мастерское владение военной техникой и оружием, боевые традиции и другие. Ко второй - гражданственность, гуманизм, общественный долг, самоотверженность, трудолюбие, интеллект, свобода совести, забота о воспитании детей, художественно-эстетические ценности и другие.

Особым мотивом в деятельности военнослужащих является патриотизм. Не будучи патриотом, стать надежным защитником Родины невозможно. Истинный патриот – это любовь к Родине в действии патриотизм-мотив, преобразующий и возвеличивающий отечество не на словах, а на деле.

Рассматривая содержание таких духовных ценностей воинов как воинская честь и достоинство военнослужащего, необходимо подчеркнуть, что они тесно связаны по своему содержанию и являются нравственными явлениями. В них раскрываются отношение воина к самому себе и отношение к нему со стороны общества, других лиц. Но вместе с тем, эти понятия не тождественны. Понятие воинской чести теснее, чем понятие достоинства связано с особым общественным положением человека - вооруженного защитника Отечества, с социальным престижем воинской деятельности. Понятие же достоинства - более широкое, исходящее из идеи самоуважения, равенства людей в моральном отношении. Чувство достоинства несовместимо с самоунижением, с оскорблениями со стороны других людей.

Чувства чести и собственного достоинства как духовные ценности выступают формой, с одной стороны, проявления нравственного самосознания и самоконтроля личности, их духовной культуры, а с другой - одним из каналов воздействия общества и государства на нравственный облик и поведение человека в обществе. В современном понимании воинская честь включает следующие основные компоненты. Это, прежде всего, осознание воином содержания своего воинского долга, необходимости его выполнения, сознательного и ответственного отношения к своему долгу и обязанностям. Это признание и оценка обществом, воинским коллективом действительных заслуг воина, что находит выражение в одобрении, поощрениях, авторитете, моральной регуляции. И, наконец, это наличие у воинов постоянной готовности и волевого настроя в любых условиях и в любое время до конца выполнять воинский долг, сохранить и не запятнать свою честь. Это-верность слову, высокое чувство гражданственности внутренняя приверженность конструктивным традициям Вооруженных Сил как бывшего СССР, так и Российской Армии.

Основой воинской чести воина служит нравственная убежденность личности. Кодекс воинской чести, в особенности офицеров, всегда быть строгим и бескомпромиссным. Нравственные качества в нем стоят в одном ряду с боевой доблестью, безнравственность же тождественна трусости. Кодекс воинской чести рождается на нравственном достоинстве, доблести, благородстве, чистой совести. Соблюдать эти высшие ценности, к сожалению, далеко не просто. Это требует от воина честности, развитой общей и нравственной культуры, добросовестности, исполнительности, усердия в ратном труде. Принимая военную присягу, воин клянется защищать Отечество с достоинством и честью. Воинские уставы Вооруженных Сил РФ также обязывают воина соблюдать нравственные нормы, с достоинством и честью вести себя в любых условиях, способствовать защите чести и достоинства граждан, дорожить честью и боевой славой Вооруженных Сил, своей части и воинского звания.

На основе проведенного теоретического исследования содержания мотивационной сферы профессиональной деятельности можно приступить к анализу ее состояния и текущего развития в современной Российской армии. Реалии сегодняшнего дня свидетельствуют о серьезных деформациях в системе побудительных мотивов деятельности военных кадров.

Повседневная деятельность военнослужащих, на сегодняшних день окрашена достаточно пессимистически: низкое денежное довольствие, отсутствие служебного жилья для младших офицеров и туманные перспективы на получение личной жилплощади, и многие другие социально-бытовые проблемы. Немалую роль в этом играет социальная неоднородность нашего общества. Это негативно сказывается на состоянии мотивационно–смысловой сферы деятельности военнослужащих. Поэтому государство в отношении армии вырабатывает механизм сглаживания социальных противоречий, в котором используются самые различные средства (социально-экономические, идеологические, психологические, политические, собственно социальные и др.).

В зависимости от того, как и насколько эффективно этот механизм действует в обществе (и не только по отношению к военнослужащим), а военнослужащие идентифицируют себя с теми или иными социальными слоями и группами в обществе, в том числе с экономическими и политическими элитами, с их интересами и готовы выполнить и выполняют свой воинский долг, настолько они и патриотичны.

Как часть общества, государственный институт, армия также должна быть проникнута идеологией: любить свою страну, быть преданной своему Отечеству, своему народу. Логично предположить, что народ и военнослужащие, как часть народа, будут стоять горой за такое государство, доверять ему. Но это, скорее, теоретическая модель, должное. На практике всё происходит много сложнее, противоречивее.

Народ почему-то не всегда чувствует любовь к нему со стороны государства, заботу о себе, и, более того, способен выражать недоверие ему.

Так, по данным Всероссийского мониторинга, проводимого Институтом социально-политических исследований РАН, в мае 2005 года только 3 % опрошенных (выборка составила 1612 человек), считали, что власти заботятся о жизни простых людей, 64 % полагали, что власти нет никакого дела до них, только 11 % считали, что в стране соблюдаются права человека и граждане равны перед законом, а 8 % - что у них есть социальные гарантии. У 41 %, опрошенных денег хватало только на приобретение продуктов питания, а 21 % залезали постоянно в долги, чтобы их купить, и только у 3 % опрошенных денег было вполне достаточно, чтобы ни в чем себе не отказывать. Недоверие выразили: Президенту и правительству - 45 % опрошенных, Совету Федерации – 59 %, Государственной Думе – 61 %, армии – 49 %.

Аналогичным, как известно, является экономическое и социальное положение армии, военнослужащих. Неслучайно поэтому количество молодых людей, отрицающих вообще какие-либо ценности военной службы, составило в начале 2006 г. 17 % от всего числа опрошенных, а среди различных категорий военнослужащих - от 11 до 31 %.

Разумеется, такое положение больших масс людей, в том числе военнослужащих, размывает чувство патриотизма даже в таком деле, как военная защита Отечества, Родины. Без социально-экономической поддержки патриотические идеи не действуют.

Духовный мир военнослужащих не может длительно пребывать в ситуации постоянного и сложного духовного выбора, неопределенности ценностных ориентаций и идеалов. Отсюда вполне очевидна необходимость в комплексной общегосударственной программе, определяющей чёткие и конкретные пути, способы и методы формирования высокой мотивационной активности военнослужащих.

Данные идеи подтверждаются анализом материалов и публикаций на армейскую тематику, а также результатами социологических исследований и опросов.

Никогда еще в нашем обществе воин и армия не подвергались такому моральному унижению, такой сознательной критике со стороны отдельных средств массовой информации. Часто мотивом такого очернительства выступает якобы борьба против наиболее консервативной части высшего эшелона руководства Вооруженных Сил России, выступающей против демократических преобразований в армии и на флоте. Многие чиновники, некоторые писатели и ученые во всех «бедах» государства пытаются обвинить армию. Она и «консервативна», и «съедает» весь бюджет страны, и «против демократических преобразований» и т.п. Под предлогом защиты общечеловеческих ценностей отдельные экстремисты и неформалы разжигают антиармейские страсти в стране, формируют предубежденную позицию к армейской службе среди молодежи. В этих условиях духовный престиж воинской службы падает, моральный дискомфорт ощущают все воины. В результате растет процент уклонения от военной службы допризывников.

Уменьшается количество молодых людей, поступающих в военные училища. Материальная необеспеченность и социальная незащищенность делают службу в армии далеко непривлекательной. Все это вызывает пассивность солдат и офицеров, нежелание честно и добросовестно выполнять воинский долг. Патриотизм, желание служить и защищать Отечество занимают далеко не самое главное место в структуре ценностей.

Патриотические мотивы занимают 4-5 позицию; даже при поступлении в военные училища эти ценности на 4-ом месте. Порой и кадровые военные все меньше склонны рассматривать военную службу, как служение Родине в качестве её защитника. Еще в 2000 г. данную ценность считали значимой для себя две трети офицеров, сейчас считает только каждый четвертый из них.

Существенное влияние на формирование мировоззрения личности воина оказывает духовная жизнь общества. На различных этапах развития нашего общества данный фактор играл первостепенное значение в формировании морально-боевых качеств воинов, духовного состояния армии и флота. В конечном итоге духовный фактор, высокий моральный дух народа и армии явились одним из важнейших источников массового героизма советских и российских воинов в тяжелые годы испытаний, служили и служат основой добросовестного выполнения воинского долга тысячами представителей старшего и нынешнего поколений. Одним из ключевых компонентов духовного фактора как раз и являются мотивы поведения военнослужащих. От их сформированности и развитости в сознании и мировоззрении воина в значительной степени зависит успешное выполнение стоящих перед воином задач, ибо побудительные мотивы детерминируют в конечном итоге всю деятельность военнослужащего.

В таких условиях, которые проецируются на духовное развитие Вооруженных Сил России, происходит формирование мотивационной системы воинской деятельности. Нередко у военнослужащих складываются искаженные духовно-мировоззренческие установки: будто бы реальной, героической истории у армии нет, а будущее туманно и неопределенно, традиции и духовные ценности Советского Союза и его Вооруженных Сил устарели и неприемлемы в нынешних условиях. Можно констатировать ситуацию стихийного духовного состояния и неопределенности у части военнослужащих. Отсутствие же высоких целей и идеалов, веры в них, разрыв между должным в морали и аморальностью на практике, частая смена исходных мировоззренческих позиций, оценок ведут в конечном итоге к социальной пассивности, в целом отрицательно влияя на процесс формирования мотивов поведения воинов.

Негативное воздействие на духовность воина оказывают деформация в общественном сознании идей и представлений о действительном функциональном предназначении армии, падение престижа военной службы. Особенно болезненно переживают процесс изменения прежней системы духовных ценностей военнослужащие старшего поколения, сформировавшие мотивы своего поведения на основе приверженности идеологии марксизма-ленинизма, социалистическим ценностям.

В настоящее время мы наблюдаем значительный отток офицеров (особенно молодых) из армии, равнодушие значительной части воинов к военной службе, пассивность и скептицизм, разрушение и коррозию таких исконных духовных ценностей, как воинский долг, честь, достоинство, гордость, патриотизм, боевое товарищество и др.

Настоящее исследование предусматривало выявление основных ценностных ориентаций, касающихся мотивации и отношения к воинской службе среди курсантов одного из вузов Министерства обороны РФ. Результаты его приведены в таблице 1.

Результаты исследования показали, что для курсантов более значимыми являются такие ценности военной службы, как: возможность испытать себя, увидеть мир, стремление к физическому совершенствованию, получение специальных льгот и преимуществ. При этом наблюдается разброс мнений между курсантами 1 и 5 курсов. Если возможность испытать себя, увидеть мир, соблюдение воинских традиций оценивается обеими выборками как важные ценности практически одинаково, то возможность физического самосовершенствования признается существенной для 51,2% первокурсников и лишь для 23,6%. Получение специальных льгот и преимуществ связывают со службой в армии 68,6% первокурсников и 29,7 % выпускников. А вот получение образования и специальности в военном вузе более ценно для пятикурсников – об этом заявило 35,1% по сравнению с 18,9 % первокурсников.

Таблица 1 - Сравнительная характеристика ценностных ориентаций курсантов 1 и 5 курсов

Что для Вас значит служба в армии (учеба в военном вузе)?

 

1 курс

5 курс

Возможность испытать себя

65,7 %

70,1 %

Возможность увидеть мир

49,2 %

33,3 %

Возможность физического самосовершенствования

51,2 %

23,6 %

Специальные льготы и преимущества

68,6 %

29,7 %

Воинская честь и достоинство

26,1 %

22,0 %

Уважение со стороны окружающих

22,2 %

36,8 %

Получение специальности и образования

18,9 %

35,1 %

Причастность к защите Отечества

24,7 %

15,8 %

Войсковое товарищество

26,3 %

16,4 %

Верность воинской присяге

12,0 %

9,4 %

Воинский долг

20,7 %

31,1 %

Патриотизм

27,2 %

28,3 %

Воинская дисциплина

29,2 %

38,7 %

Воинские традиции

30,4 %

27,2 %

Воинская честь и достоинство, как жизненно важные ценности, характерны лишь для 22-26% опрошенных. Уважение со стороны окружающих важно для 22,2% курсантов 1 курса и для 36,8 % курсантов 5 курса. Результаты опроса показали, что гордятся личной причастностью к делу защиты Отечества менее 25% опрошенных.

Также в рамках настоящего исследования был проведен опрос с целью выявления отношения военнослужащих к воинским традициям российской армии. В ходе исследования было опрошено 106 курсантов, 12 офицеров, обучающихся на факультете переподготовки и повышения квалификации, 15 офицеров курсового звена.

Как показало исследование, у каждого второго из числа опрошенных офицеров и каждого третьего курсанта имеется устойчивый интерес к воинским традициям России. У остальных он либо слабо выражен, либо отсутствует. Для тех, кто проявляет устойчивый интерес к воинским традициям России, наиболее значимыми ценностями являются: ратные подвиги наших предков (45%), воинские ритуалы (44%), верность Отечеству (35%), войсковое товарищество (26%), мужество и отвага (25%), военная геральдика и символика (26%), форма одежды (13%). Менее значимой ценностью по сравнению с перечисленными оказалась верность воинской присяге. Лишь каждый десятый выделил её в качестве мотива поведения современного военного профессионала. Причём мнения по этому вопросу практически не отличаются у курсантов и офицеров. Ни один из числа опрошенных офицеров не назвал верность военной присяге в качестве важнейшей воинской традиции.

Какие же внутренние и внешние причины воспроизводят аномалии мотивационной сферы в современных воинских коллективах? Выделим некоторые внутренние и внешние причины. Среди внутренних можно отметить две группы.

Объективные: замкнутость, закрытость (ограниченность в общении); прерванность прежних социальных связей; невозможность смены социального окружения; полная регламентация социальных норм; управление всеми средствами общественного контроля, принуждения и подавления; однополость групп; возрастное равенство (18-20 лет), низкая социальная зрелость; формальное равенство при реальных различиях; ограничения в удовлетворении потребностей; низкое материальное и бытовое обеспечение; отсутствие подготовленного сержантского состава, паралич формальных структур.

Субъективные: подмена боевой подготовки обеспечением самовыживаемости воинского коллектива; смещение ценностных ориентаций в сторону бесполезности воинской службы, деградация духовных интересов личного состава, снижение его заинтересованности в качественной боевой подготовке; отсутствие опыта коллективного поведения; недостаточное наличие у офицерского состава знаний, навыков и умений по преодолению аномальных мотивационных явлений; слабая организация досуга военнослужащих срочной службы, их деперсонификация, низкий уровень воспитательной работы.

К внешним причинам воспроизводства аномалий в мотивационной сфере воинской деятельности можно отнести следующие.

Объективные: несовершенство государственного законодательства по военным вопросам; низкая материально-техническая обеспеченность войск и сил флота; снижение роли официальных институтов социализации, преобладание неформальных структур в обществе, государстве; маргинализация части населения страны, в том числе и молодёжи; труднодоступность населения к культурным ценностям общества.

Субъективные: деформация духовных ценностей в общественном сознании; отсутствие иммунитета к восприятию субкультуры мотивационных аномалий; доминирование в системе взаимоотношений ярко выраженных корыстных интересов; массовидные формы девиантного поведения молодежи, военнослужащих; «охаивание» силовых структур в средствах массовой информации, резкое снижение уровня военно-патриотического воспитания молодёжи; отсутствие объективных знаний о мотивационных аномалиях в воинских коллективах и боязнь этого, неадекватность требований командования по их искоренению.

Следует отметить и то, что нет в настоящее время какой-либо государственной программы, в рамках которой решались бы вопросы воспитания у воинов российской армии необходимых мотивационно-смысловых и духовных качеств, таких, как патриотизм, воинский долг, честь, достоинство, дисциплинированность и др. Налицо противоречие между общественной потребностью в изучении духовных аспектов российской военной истории и реальным состоянием научной проработки этой проблемы.

Просмотров работы: 1580