ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА - Студенческий научный форум

V Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2013

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Целью статьи является анализ процесса формирования профессиональной направленности курсантов военного вуза и его влияния на освоение профессии. Оценка этого влияния будет способствовать выработке эффективных путей формирования и методов управления профессиональной направленностью будущего специалиста как одного из элементов целостной направленности личности.

Профессиональная направленность наряду с другими составляющими является гранью целостной направленности личности как ее психического свойства. В то же время это наиболее значимая, основная ее атрибутивная характеристика, влияющая не только на протекание, но и на результат деятельности. Ядром направленности личности является мотивация как упорядоченная совокупность мотивов. В процессе жизнедеятельности в различных бытовых и профессиональных ситуациях предмет деятельности эмоционально окрашивается субъектом и, исходя из функциональности данного предмета для индивида, осмысливается. Его функциональность для всех в рамках социального взаимодействия получает индивидуальную окраску, или значение. Значение предмета становится личностным смыслом для конкретного человека. Отсюда личностный смысл становится той движущей силой, которая в процессе субъект - объектного взаимодействия становится сущностью мотива и управляет поведением индивида. Образ профессии, ее объект и предмет, средства труда и задачи, динамика, физические, социальные и материальные условия детерминируют своеобразие содержания профессиональной направленности, ядром которой становится мотивация овладения специальностью и достижения качества профессионального труда.

В специальной литературе под профессиональной направленностью понимается вся совокупность устойчивых мотивационных компонентов: интересов, склонностей, целей, установок, ценностных ориентаций и смыслов и т.п. [1, 3, 4, 5, 6].

Возникновение профессиональной направленности, в самом общем виде, как показано у Л.И. Божович обусловлена уже сложившимися к данному времени качествами личности, ее взглядами, стремлениями, переживаниями и т.п. [2]. Это значит, что выглядит целесообразным отбор кандидатов в военные вузы, имеющих специальную довузовскую подготовку (суворовские, нахимовские училища, спешколы-интернаты). Указание на избирательно-положительное отношение человека к профессии не раскрывает, однако, психологического содержания его профессиональной направленности. Понятие "отношение к профессии" само по себе психологически бессодержательно, поскольку отражает лишь направление активности и указывает на ее объект. В основе положительного отношения нескольких человек к одной и той же профессии могут лежать различные потребности и стремления. Только путем анализа системы мотивов, лежащих в основе субъективного отношения, можно судить о его реальном психологическом содержании.

При определенных условиях значимыми для человека могут стать многие связанные с профессией факторы: ее творческие возможности, перспективы профессионального роста, престиж профессии, ее общественная значимость, материальные, гигиенические и другие условия труда, его соответствие привычкам, особенностям характера и т.п. Это свидетельствует о том, что профессиональная направленность основывается на широком круге потребностей, интересов, идеалов, установок человека. Чем полнее профессиональная направленность, тем более многосторонний смысл имеет для человека выбор данного вида деятельности, тем разностороннее удовлетворение, получаемое от реализации данного намерения.

Следовательно, одна из форм развития профессиональной направленности состоит в обогащении ее мотивов: отдельного мотива до всё более распространенней системы мотивов.

Исходя из изложенного, психологически оправданным и педагогически целесообразным следует различать мотивы, органически связанные с содержанием выполняемой деятельности и будущей профессией (прямые мотивы и побочные мотивы). В первом случае человек трудится ради того дела, которым занят. Само возникновение прямых мотивов есть свидетельство того, что данная деятельность приобретает непосредственную личную значимость для человека. К числу прямых мотивов трудовой деятельности относят сознание своего долга, переживание общественной значимости своего труда. Если человек побуждается к деятельности побочными мотивами, внутренне не связанными с ее содержанием или результатом, то нельзя сказать, что он трудится ради того дела, которым занят. Он приспосабливается к внешним требованиям, но не усваивает их. Он побуждается к труду на основе потребностей и чувств, которые не обязаны своим развитием данной деятельности (например, материальная заинтересованность, честолюбие, а в последнее время нормальной стала такая причина получения будущей профессии как близость расположения военного вуза и наличие родственников в населённом пункте, где он расположен.).

Было бы неверно понимать отношение к профессии односторонне, только как проявление активности, избирательности со стороны человека. В действительности здесь имеет место взаимодействие, поскольку профессия также воздействует на субъекта. Это воздействие характеризуется тем, какие чувства, образы, мысли, возникают в сознании под влиянием профессии и, что особенно существенно, теми объективными требованиями, которые профессия предъявляет к человеку. К числу последних относятся, во-первых, требования, предъявляемые некоторыми профессиями к отдельным психофизическим особенностям человека. Во-вторых, содержание профессиональной направленности будущего специалиста должно рассматривается на мировоззренческом, мотивационном и деятельностном уровне.

На мировоззренческом уровне включает знания, взгляды, представления о профессиональной деятельности, ее целях, содержании, отношении к выбранной специальности.

На мотивационном уровне:

- желание учиться в учебном заведении;

- интерес к профессиональной деятельности;

- склонности к профессиональной деятельности;

- идеалы профессионального характера.

На деятельном уровне:

- установка на профессиональную деятельность;

- намерение стать специалистом;

- перспектива карьерного и профессионального роста;

- стремление достичь конкретных целей в обучении.

Таким образом, основным содержанием профессиональной направленности будущих специалистов является устойчивая мотивация к будущей профессии, ядром которой должны быть совокупность прямых мотивов. В свою очередь важно опережающее формирование системы мотивов ещё до момента поступления в военный вуз с целью качественного овладения будущей профессией.

Литература

1. Асеев В.Г. Проблема мотивации и личность // Теоретические проблемы психологии личности. - М., 1974.

2. Божович Л.И., Морозова Н.Г., Славина Л.С. Развитие мотивов учения у советских школьников. – Известия А.П.Н. РСФСР, 1957, вып. 36. – С. 45-53.

3. Геллерштейн С. Г. К вопросу о профессиональной психологии// История советской психологии труда: Тексты (20-30годы ХХ века)./ Под ред. Зинченко В.П. и др. – М., 1983. – 358 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. – М., 1996. – 400 с.

5. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности / Отв. ред. А.А. Бодалев; АН СССР, Ин-т психологии. – М., 1988. – 191 с.

6. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

7. Маклаков А.Г. Военная психология. – М.: Оникс, 2005

8. Морозов А.В. Психология личности. – СПб.: Питер, 2002

9. Немов Р.С. Психология. – М.: Владос, 2001.

Просмотров работы: 1616